Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 21:12, научная работа
Библиотечное обслуживание детей осуществляют библиотеки органов управления культурой всех уровней: около 50 тыс. публичных, 4,5 тыс. специализированных детских и даже частично областные универсальные библиотеки. Существует огромная сеть библиотек общеобразовательных школ, лицеев, гимназий – 67 тыс. Однако в развитии детских библиотек и всего библиотечног
Библиотечное
обслуживание детей
Проблема исследования: Сохранение сети специализированных детских библиотек.
Библиотечное обслуживание детей осуществляют
библиотеки органов управления культурой
всех уровней: около 50 тыс. публичных, 4,5 тыс. специализированных
детских и даже частично областные универсальные
библиотеки. Существует огромная сеть
библиотек общеобразовательных школ,
лицеев, гимназий – 67 тыс. Однако в развитии
детских библиотек и всего библиотечного
обслуживания детей есть немало проблем.
Ежегодно ухудшается положение с комплектованием
фондов библиотек. В 2000 году было издано
примерно 50 млн. экз. книг для детей. В региональные
детские библиотеки поступило в среднем
3,0 тысячи экз., а в некоторых территориях
до тысячи. Значительно хуже ситуация
с поступлением новой литературы в городских
и районных детских библиотеках. Здесь
среднее количество поступлений колеблется
от 50 до 100 экз. в год. В смешанных ЦБС многие
детские библиотеки-филиалы годами не
получают новинок, поскольку детская литература,
поступающая в одном-двух экземплярах,
оседает в центральных взрослых библиотеках.
Среди так называемых новых поступлений
большую часть составляет литература
прежних лет издания, подаренная или сданная
взамен утерянных. Фонды библиотек, обслуживающих
детей, изнашиваются.
Объект исследования: Специализированные библиотеки.
Основная цель
библиотек, обслуживающих детей – удовлетворение
потребностей детей (скрытых и явных) в
духовном и интеллектуальном росте, самопознании
и самообразовании; интеграция детей в
социокультурную среду общества через
чтение, обеспечение равного доступа к
информации.
Предмет исследования: Тенденции развития библиотечного обслуживания детей.
Следует выделить те тенденции развития библиотечного обслуживания детей, которые требуют корректировки в первую очередь.
Во-первых,
социокультурные аспекты государственной
библиотечной политики в отношении детей
оказались не проработанными. До 2001 года
библиотечное обслуживание детей и развитие
детских библиотек не включались в федеральные
программы развития и сохранения культуры,
в концепции библиотечного обслуживания
населения страны, в программы отдельных
направлений деятельности (например, информатизации).
Политика Министерства культуры Российской
Федерации и органов управления на местах
была ориентирована в основном на универсальные
научные, а затем муниципальные взрослые
библиотеки. Во-вторых, принимаемые и реализуемые
решения в этой области несистематичны,
подходы к проблемам библиотечного обслуживания
детей не дифференцированы по отдельным
типам и видам библиотек.
Цель
исследования: Рассмотрение теоретических
и прикладных проблем формирования механизма
развития библиотечного
обслуживания детей с точки зрения его
общественного предназначения в современных
условиях России.
Задачи исследования:
I. Изучить сложившиеся на практике модели библиотечного обслуживания детей .
В настоящее
время существуют сложившиеся достаточно
давно и действующие более
или менее успешно различные
модели библиотечного обслуживания детей.
1. Самостоятельные детские библиотеки
и централизованные детские библиотечные
системы, имеющие статус юридического
лица.
2. Государственные детские библиотеки
РФ и субъектов РФ.
3. Централизованные системы детских библиотек (ЦСДБ) – самостоятельные специализированные детские библиотеки муниципального уровня.
4. Школьные библиотеки .
II.Сформулировать конкретные предложения по дальнейшему развитию системы детских библиотек.
Динамика библиотечного обслуживания детского населения России
Год | Выдано книг и журналов | Число массовых библиотек, тыс. | Численность читателей, млн. | Библиотечный фонд, млн. экз. |
1990 | 1506 | 62,2 | 71,9
/ 1,7 |
1155 |
1995 | 1325 | 54,4 | 60,2 | 1105 |
1998 | 1343 | 52,2 | 59,3 | 1053 |
Изменение за период, % | ||||
1990-1995 гг. | 88,0 | 86,9 | 83,7 | 95,7 |
1995-1998 гг. | 101,4 | 96,0 | 98,5 | 95,3 |
В том
числе в городской местности
1995—1998гг. |
102,3 | 91,6 | 98,5 | 95,2 |
в сельской
местности 1995—1998гг. |
94,6 | 97,5 | 96,7 | 95,4 |
Модернизация
невозможна без обеспечения библиотек
ресурсами, необходимыми для выполнения
их функций и задач.
В
области формирования
библиотечных фондов
Важнейшей задачей остается проблема
сохранности фондов для нынешнего и будущего
поколений. В детских библиотеках необходимо
создание службы гигиены и реставрации.
Библиотеки, обслуживающие детей, должны
быть включены в федеральные и региональные
программы сохранения фондов библиотек.
Очень важно добиться распространения
на государственные детские библиотеки
права получения платного обязательного
экземпляра или передачи детской литературы
и иных материалов из универсальных библиотек
в соответствующие центральные детские
В области подготовки и переподготовки библиотечных кадров
Повышение на государственном
уровне статуса и престижа библиотечной
профессии, которое может быть выражено
в постоянном повышении заработной платы
библиотечным работникам, в предоставлении
библиотечным работникам социальных льгот
и защиты прав.
Присвоение библиотекарям, работающим
в детских и школьных библиотеках, статуса
педагогического работника с предоставлением
прав и льгот работников образования.
В области материально-технической
базы
Необходимо разработать минимальные
нормативы и стандарты, касающиеся размещения
и технического оснащения детских и школьных
библиотек, как это сделано в большинстве
западных стран, в «Модельном стандарте
для публичных библиотек», принятом РБА.
Подобный модельный стандарт должен быть
разработан как для крупных библиотек,
так и для детских библиотек муниципальных
образований, поскольку существуют специфические
отличия детских библиотек от взрослых.
В
области финансирования
Должна быть проанализирована разрешенная
предпринимательская деятельность детских
библиотек, выполнение ими платных услуг,
введение штрафных и иных санкций за нарушение
правил пользования библиотеками. На основе
этого изучения на федеральном и региональном
уровнях должны быть подготовлены документы
для органов исполнительной и законодательной
власти по совершенствованию хозяйственного
механизма деятельности библиотек.
Гипотеза
исследования: Модернизация, в частности
специализированное библиотечное обслуживание
детей способствует личностному и культурному
росту ребенка и как следствие созданию
гармоничного общества.
Методы
исследования: Методологической
основой данного исследования является
методы системного анализа и синтеза,
сравнительно - аналитический, позволившие
наиболее полно осуществить решение
поставленных задач.
Исполнители исследования: студентка 1-го курса з/о 101 группы Забродина К.В.
Сроки проведения исследования: сентябрь 2011 – январь 2012года.
Конкретные
мероприятия: анализ источников в области
библиотечно-информационного дела. Статистический
анализ динамики библиотечного
обслуживания детского населения России.
ФГБОУ ВПО «Мордовский Государственный университет им. Н.П.Огарёва»
Институт
национальной культуры.
Кафедра библиотечно-
Контрольная
работа по дисциплине:
«Основы научно-исследовательской
работы студентов».
Выполнила: студентка 1 курса ЗФО
направления подготовки 071900
Забродина
К.В.
Проверила: заведующая кафедрой
Библиотечно-информационных ресурсов
Доктор философских наук, профессор
Елисеева
Юлия Александровна
Саранск 2012