Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:27, лекция
Наличие барьеров на пути установления контакта увеличивает психологическую дистанцию между партнерами, снижает уровень взаимного раскрытия и степень доверия, деформирует характер взаимодействия в общении.
Лекция 7. Барьеры общения. Трудности и дефекты общения
Наличие барьеров на пути установления контакта увеличивает психологическую дистанцию между партнерами, снижает уровень взаимного раскрытия и степень доверия, деформирует характер взаимодействия в общении.
В процессе общения между людьми могут возникать осознаваемые и неосознаваемые препятствия. Степени осознания барьеров между общающимися может быть различной:
1. все участники общения не осознают их.
4
причины их возникновения. Барьер темперамента
Наличие у людей различных темпераментов, определяется рядом причин:
Типы темперамента определяемые разными сочетаниями трех приведенных выше компонентов:
Характер представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей человека.
Для характера решающим является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми, он проявляется и формируется преимущественно в поступках.
В результате систематизации особенностей мышления людей, эмоциональных проявлений и мотивов поведения было получено несколько различных классификационных систем, которые более или менее точно отражают многообразие человеческих характеров:
Оценить себя на принадлежность к тому или иному типу характера можно по следующим высказываниям:
7. я
люблю мечтать, не задумываясь, насколько
реальны мои мечты (М).
Если записать
соответствующие символы в порядке убывания
по значимости, то
полученная формула примерно будет соответствовать психологической структуре тестируемого. Комбинация символов, т.е. психологическая структура, влияет на поведение личности в общении. Диаметрально противоположные комбинации создают барьеры в общении.
Барьер акцентуации характера
Акцентуация характера преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выделяют следующие типы акцентуации:
В повседневной жизни приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и каждый тип акцентуации порождает свои проблемы и в определенных ситуациях создает однотипные конфликты.
Один из распространенных источников конфликтов и обид - несоответствие самооценки и оценки окружающих.
Правильная самооценка приводит к адекватному уровню притязания и самоуважению. Завышенная - к завышенному уровню притязаний, что приводит к неудачам и даже фрустрации. Заниженная - к заниженному уровню притязаний, формированию «комплекса неполноценности».
Барьер манеры общения
Манера общения как индивидуализированная программа формируется на базе темперамента, характера и типа акцентуализаций личности.
Доминантный субъект общения всегда хочет сам оказывать влияние на других, овладевать инициативой и подавлять активность партнеров по общению. В общении напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет одно и то же, может не отвечать на вопросы.
Недоминантный субъект общения - полная противоположность доминантному. Очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнера.
Поведение покорности приводит к такому внешнему изменению, когда человек словно уменьшается, постоянно чувствует себя просителем, боится> лишний раз взять коммуникативную инициативу на себя, задать вопрос, высказать точку зрения. Общаясь с недоминаитным партнером необходимо стимулировать его, предоставляя ему инициативу и возможности выразить себя.
Мобильный субъект общения обладает легкой манерой переключения внимания, быстротой рефлексивной оценки. Быстро и часто поверхностно рисует в своем сознании образ партнера по общению. Продолжительное монотонное общение с глубоким анализом сущности явлений с ним невозможно. Проститься с ним также легко, как и разговориться.
Ригидный субъект общения -человек, который не сразу включается в коммуникативную деятельность. Он слушает партнера внимательно, говорит неспешно, мысли излагает подробно: фразы строит тщательно, стремясь, чтобы слово точнее передавало смысл, не любит, чтобы его перебивали. Не терпит поспешности в изложении мысли от других. Надо входить и выходить из общения с ригидным субъектом с учетом сложившихся этикетных норм общения, избегая торопливости и небрежности.
Экстравертный субъект общения расположен к взаимодействию, он характеризуется обращенностью к окружающему миру, объекты которого его притягивают. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптивность. Он почти всегда направлен на партнерство, независимо от эмоционального состояния. Очень внимателен к окружающим и желает такого же внимания к себе. Умеет говорить открыто и искренне.
Интровертный субъект общения не склонен к внешнему диалогу. Он больше всего сосредоточен на аутообщении (диалоге с самим собой). Обидчив. Имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «личных зон». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно. Интроверт легко становится недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценных чувств и по этой причине всегда завистлив. В нормальных условиях пессимистичен и озабочен, потому что мир и люди ни капельки не добры к нему, стремятся его сокрушить.
Постоянный учет этих характеристик субъектов общения дает возможность сформировать у себя навыки понимания специфики личности, признания ее достоинств.
Барьер отрицательных эмоций.
Эмоция - субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, которые проявляются в виде удовольствия и неудовольствия, смелых порывов, страхов и т.д. Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в общении. Однако не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьезный барьер на пути нормального общения. К таким эмоциям относятся горе, гнев, отвращение, презрение, страх и другие.
Плохое настроение часто служит источником барьеров в общении. Болгарский психологи Ф. Генов, исследуя причины возникновения служебных конфликтов, установил, что у людей, занятых административной работой, уровень эмоциональной уравновешенности значительно ниже среднестатистического, а с возрастом еще более снижается; плохое настроение руководителя существенно ухудшает настроение подчиненных.
Барьер гнева и раздражения преодолеть особенно трудно. Раздражение - это уничтожение бодрого и спокойного настроения собственными руками. Гнев и раздражительность потихоньку формируют негативный имидж. Гнев лишает человека внутреннего покоя, притупляет восприятие. Раздражение снижает способность человека давать адекватные оценки тому или иному событию или человеку, приводит к ошибочным действиям и становится причиной новых неприятностей. Отмечается феномен «передачи вируса испорченного настроения».
Барьер отвращения, брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Возникновение этого барьера могут спровоцировать:
Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимание, то гигиенические отклонения они не всегда приемлют.
Барьер речи
Барьер речи возникает вследствие допущения речевых ошибок. Этот барьер искажает слова говорящего.
Изменения общественной структуры отражается в языке. Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по социальному положению, уровню
образования, месту жительства, возрасту, полу и т.д. Кроме различий, существующих в речи городских и сельских жителей, существуют барьеры в языке людей в зависимости от пола.
Кроме вышеприведенных коммуникационных барьеров, связанных с социопсихическими особенностями человека, называют коммуникативные барьеры понимания.
Компетентность. Собеседники могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессе кодирования и декодирования информации. Этот фактор является весьма существенным, т.к. подрывает общность коммуникации и общение разрушается. Эффективным оно становится, когда собеседников объединяет общее поле опыта, общее пространство.
Избирательное слушание. При этой форме избирательного восприятия человек имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим тенденциям. Сообщение, которое противоречит уже сложившимся представлениям, либо игнорируется, либо искажается так, чтобы оно соответствовало собственным представлениям. Иными словами, если мы слышим только то, что мы хотим услышать, то наша реальность не будет нарушена.