Анализ туризма как фактора развития межкультурной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:22, реферат

Описание работы

Исключительное воздействие современного туризма на различные сферы социума в глобализирующемся обществе вызывает потребность в философском осмыслении феномена туризма. Первоначально туризм был локальной социальной практикой, применявшейся ограниченной социальной общностью. Однако, начиная со второй половины ХХ века, туризм, достигший глобальных масштабов и вовлекший в процесс своего производства и потребления глобальные людские ресурсы

Работа содержит 1 файл

Анализ туризма как фактора развития межкультурной коммуникации.docx

— 122.63 Кб (Скачать)

 

с одной стороны, тщательное, всестороннее изучение и использование  мотивов потребителя, ориентация на них производства, адресность турпродукта;

 

с другой активное воздействие на существующие мотивы, их формирование.

 

Первоначальное отличие  туристских мотивов предопределяет не только решение о путешествии  и выбор конкретного туристского  продукта, но и многочисленные возможности  появления и развития новых мест туристского назначения, а также  новых форм и видов туризма. Четкое знание того, что именно побуждает  человека к путешествию и выбору конкретной поездки, является залогом  успешного продвижения туристского  направления.

 

Таким образом, актуальность и практическая значимость мотивационных  аспектов в туризме очевидны. Понимание, знание и использование туристских мотивов, влияющих на выбор конкретного туристского продукта и принятие решения о путешествии, могут стать залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения и популяризации туристского направления. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные приемы, способствующие привлечению туриста и придания ему статуса постоянного, что, в конечном итоге, прямым или косвенным образом может повлиять на характер и объем спроса и сбыта.

 

Мотивы в определенной степени предопределяют поведение  человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов. Не все туристские мотивы могут быть четко сформулированы и определены, но их можно систематизировать.

 

Цели путешествия являются основой первоначального отличия  туристских мотивов. Среди целей  путешествия можно выделить:

 

• отдых, досуг, развлечение;

 

• познание;

 

• спорт и его сопровождение;

 

• лечение;

 

• паломничество;

 

• деловые цели;

 

• гостевые цели45.

 

 Заключение

 

Международный туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия  между людьми разных религий и  культур. Его деятельность не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направлена также на установление взаимоотношений между гражданами разных стран для сохранения и  процветания мира во всем мире.

 

Процесс сохранения мира начинается с отдельной личности. В связи  с этим было выпущено "Кредо мирного  путешественника", включающее следующие  пункты

 

- путешествовать с чистыми  мыслями и открытым сердцем;

 

- воспринимать различные  обстоятельства любезно и с  благодарностью;

 

- сохранять и защищать  окружающую среду;

 

- уважать все культуры;

 

- уважать хозяев принимающей  страны и быть благодарными  им за гостеприимство;

 

- обеспечивать обслуживание  с этих позиций и быть верным  своему слову и действиям;

 

- привлекать других к  путешествиям с мирными целями.

 

Туризм обладает огромным потенциалом для того, чтобы стать  гарантом мира и безопасности, так  как он охватывает граждан разных стран, их экономику, культурное наследие, традиции, религию и ремесла.

 

История свидетельствует  о том, что изоляция общества от других народов и культур способствует возникновению психологического барьера, порождающего страх и подозрительность в людях, что может привести к  вооруженным конфликтам.

 

Почти 50 лет назад в 1958 г. было создано Европейское экономическое  сообщество (ЕЭС). Идеологи сообщества исходили из того, что если люди будут  знать друг друга лучше, то вероятность  возникновения войн уменьшится. Особое место в провозглашенных ЕЭС  целях отводилось постепенному устранению всех ограничений в торговле между  странами-участниками, ликвидации препятствий  для свободного передвижения "лиц, капиталов и услуг", а также  разработке принципов согласованной  экономической политики.

 

Американский ученый Луи Д'Амор в своем исследовании "Туризм как индустрия мира" приводит историю установления дружеских отношений между Соединенными Штатами Америки и Китайской Народной Республикой. Ключом к изменению политических отношений между ними от прямой враждебности в 60-х годах к дружбе в 80-е, по мнению ученого, стали путешествия и установление взаимоотношений, которые выражаются в культурных обменах, конференциях, спортивных соревнованиях, дружбе городов-побратимов, торговле и росте общих интересов.

 

С началом перестройки  в Советском Союзе и социалистических странах Европы, символом которой  стало разрушение берлинской стены, открылась новая эра во взаимоотношениях между людьми двух различных идеологических систем. Огромное число международных  конференций и встреч, культурные обмены, обмены студентами и школьниками, спортивные соревнования, которые проводятся каждый год и привлекают туристов из разных стран, позволяют увидеть  им не только различия, но и общие  для всех цели и устремления.

 

По оценкам Всемирной  туристской организации (ВТО), число  путешествий во всем мире будет увеличиваться  на 3,5% ежегодно и в ближайшие 10-15 лет достигнет 1 млрд человек.

 

Путешествуя в разные страны и встречаясь там с новыми людьми, туристы приобретают друзей, устанавливают  взаимные связи между гражданами разных стран, тем самым становясь "послами мира". Туризм помогает устранить физические и психологические  барьеры, которые разделяют людей  различных рас, культур и религий, проживающих в разных странах  и находящихся на разных уровнях  социально-экономического развития, тем  самым он развивает народную дипломатию. Индустрия туризма, ставшая одной  из крупнейших отраслей экономики, может  служить примером для подражания в других сферах человеческой деятельности.

 

Изучение туризма осуществляется с помощью различных подходов и методов, в выборе которых нет  единодушия среди специалистов. Например, авторитетные американские профессора Р. Макинтош, Ч. Голднер и Б. Ритчи рекомендуют следующие подходы.

1. Институциональный подход  к изучению туризма подразумевает  изучение разных туристских институтов  и посредников, таких, как отели,  рестораны, туроператоры, турагенты и др. Этот метод требует исследования организационного процесса, операционных методов, экономической среды бизнеса и др.

 

2. Подход, основанный на  изучении продукта, исследует различные  туристские продукты во взаимосвязи  с их производством, продвижением  на рынке и реализацией. Однако  этот поход требует много времени  для изучения и не позволяет  исследователям быстро определить  основы туризма.

 

3. Исторический подход  включает в себя анализ деятельности  туристских институтов в историческом  ракурсе и влияние инноваций  на их развитие. Такой эволюционный  подход не получил широкого  развития, поскольку туризм приобрел  массовый характер сравнительно  недавно.

 

4. Управленческий подход, по мнению специалистов, является  самым важным и перспективным,  так как ориентирован на отдельные  туристские фирмы, т. е. имеет  микроэкономический характер. Этот подход сфокусирован на такие виды управленческой деятельности, необходимые для функционирования туристской организации, как планирование, контроль, ценообразование, реклама и др. Важность и перспективность данного подхода обусловлены тем, что институциональные изменения, изменения продукта и даже общества подразумевают, что именно управленческие цели и процедуры должны запустить механизм изменений навстречу переменам, происходящим в туристской среде.

 

5. Экономический подход  из-за важности туризма как для внутренней, так и для мировой экономики, активно изучается экономистами с точки зрения формирования спроса и предложения, его влияния на платежный баланс и обменный курс, занятость, экономическое развитие и другие экономические факторы. С помощью этого подхода можно разработать схему анализа туризма и его экономического воздействия на экономику страны. Однако он не уделяет должного внимания экологическому, социально-культурному, психологическому и антропологическому воздействию.

 

6. Социологический подход  обусловлен тем, что туризм  представляет собой социальную  деятельность, поэтому внимание  социологов направлено на изучение  индивидуального и группового  поведения туристов и влияния  туризма на общество. При таком  подходе рассматривают социальные  группы, привычки и обычаи как гостей, так и жителей принимающей стороны. Социальные аспекты туризма и отдыха пока недостаточно изучены и это предсказывает более широкое применение социологического подхода.

 

7. Географический подход специализируется на изучении местности туристской зоны (потоки туристов в эти местности), ландшафта (изменения со стороны туристских организаций, климата, а также экономических и социально-культурных аспектов. Особую важность здесь приобретает курс рекреационной географии, так как туризм и рекреация тесно взаимосвязаны.

 

8. Междисциплинарный подход  обусловлен прежде всего тем, что туризм охватывает все аспекты жизни общества. Поскольку путешественники имеют самые различные цели, необходимо использовать психологический подход при выполнении маркетинга и продвижении туристского продукта. При изучении культурного туризма, помимо прочего, целесообразно применять антропологический подход. Подключение политических институтов из-за пересечения государственных границ туристами и необходимости для этого получения ими паспорта и визы от соответствующих государственных органов, а также существование во многих государствах правительственных структур по развитию туризма требуют привлечения политических наук. Для того чтобы индустрия туризма функционировала, необходимо, чтобы законодательные органы обеспечивали соответствующую правовую базу в виде законов о туризме и других нормативных актов.

 

9. Системный подход изучения туризма интегрирует другие подходы в единый комплексный подход, с помощью которого на микроуровне можно исследовать деятельность туристских фирм в конкурентной среде, их рынки, связи с другими институтами и потребителями, а на макроуровне - целостную туристскую систему страны или региона, а также ее взаимоотношения с другими системами, такими, как политическая, правовая, экономическая и социальная.

 

Комплексный характер туризма  обусловливает необходимость использования  различных подходов к его изучению в сочетании с разными задачами и целями. Природу междисциплинарного изучения туризма наглядно продемонстрировал  проф. университета Висконсин - Стоут (США) Дж. Джафари.

Список использованной литературы

 

Распоряжение Правительства  РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р «Об утверждении  Концепции развития туризма в  России» // Вестник РАСТ №579. 2002.16 июля

 

Аналитическая записка. Состояние  и проблемы туризма в РФ. СПб.: Невский Фонд, 2004

 

Балеевских К.В. Понятие прецедентности и роль прецедентных явлений в художественном тексте. http://www.yspu.yar.ru:8101

 

Бауман З. От паломника  к туристу // Социологический журнал, 1995, № 4. С. 133-154 С. 145.

 

Блох М.Я. Прагматика, этика  и эстетика языкового общения.//Лингвистика  и лингвистическое образование  в современном мире. М.: ГНО «Прометей» МПГУ, 2004

 

Богатырева Т. Глобализация и императивы культурной политики современной России // Государственная служба, №5, 2002.

 

Боголюбов В.С. Экономика  туризма. М.: Академия, 2005.

 

Большой Глоссарий терминов международного туризма. Изд. 2-е. В 2-х  т. СПб.: Невский Фонд, 2003

 

Введение в туризм: Учебник. СПб : Герда, Невский Фонд, 2004

 

Гализдра А.С. Культурная динамика туризма и путешествий в эпоху глобализации//Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов – СПб.: Эйдос, 2006.- 432 с. С. 364-365.

 

Гализдра А.С. Личность и туристское пространство в контексте глобализации// Человек в глобальном мире. Сборник статей молодых ученых. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004.С.83-87.

 

Гализдра А.С. Мир культуры современного путешественника // Гуманистическая парадигма гуманитарного образования. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. С.99-105.

 

Гализдра А.С. Образовательная ценность туризма// Современное образовательное пространство: единство, региональность, непрерывность. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2005. С.54-57.

 

Гализдра А.С. Путешествие как опыт познания мира//Молодежь. Образование. Экономика. Сборник научных статей. Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2004.Ч.5. С.56-60.

 

Гализдра А.С. Путешествие как способ социализации личности //Человек и общество: на рубеже тысячелетий. Международный сборник научных трудов. / Под общей ред. Кирикова О.Н. - Воронеж: Изд-во Воронеж. педагогич. ун-та, 2003. Вып.22. С.223-226.

 

Гализдра А.С. Социокультурные практики туризма: риск как неизбежность //Общество риска и человек в ХХI веке: альтернативы и сценарии развития. Москва-Саратов: Издательский центр «Наука», 2006. С.249-253.

 

Гализдра А.С. Феномен туризма в пространстве массовой культуры// Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. Вып.2.С.122-128.

 

Гализдра А.С. Феномен туризма: методология исследования//Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. № 2. С.147-150.

 

Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. М., 1999

 

Декларация терпимости ЮНЕСКО, 1995 г. М., 1996 С. 9-10


Информация о работе Анализ туризма как фактора развития межкультурной коммуникации