Занятость и безработица: проблемы и пути их решения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:42, контрольная работа

Описание работы

Одной из коренных социально-экономических проблем современного развития российского общества является проблема безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Понятия: занятость, безработица. Признание граждан Российской Федерации занятыми, безработными
2. Безработица. Уровень безработицы. Сравнительная характеристика занятого и безработного населения по России
3. Типы безработицы
4. Занятость и безработица в Российской Федерации на 2011 год
5. Государственная политика в области содействия занятости населения
Заключение
Приложение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Занятость и безработица в РФ.doc

— 114.50 Кб (Скачать)
  • неинституциональное население  Чнн;
  • численность занятых  Чз;
  • численность безработных  Чб;
  • численность лиц, не входящих в состав рабочей силы  Чнрс.

     Между данными показателями существуют следующие  зависимости:

  • численность рабочей силы   Чрсзб;
  • неинституциональное население Чннз+Чбнрс;
  • уровень занятости населения Уззнн;
  • уровень безработицы населения Убб/(Чз+Чб);
  • норма безработицы  Nб=(Чб/(Чз+Чб))x100%;
  • уровень вовлечения населения в состав рабочей силы Уврс=(Чзб)/Чнн.

     Уровень и динамика этих показателей в  макроэкономике зависят от ряда факторов: демографического, половозрастного, этнического, социального состава населения, соотношения спроса и предложения на рынке труда в отдельных регионах и отраслях.

     Уровень безработицы может быть конкретизирован  с помощью ее распространения и продолжительности. Показатель распространения безработицы характеризует охват безработицей рабочей силы. Показатель продолжительности безработицы характеризует среднюю продолжительность одного случая безработицы.

     Ряд экономистов считают безработицу  необходимым признаком мобильного и гибкого рынка труда. Если доля безработных составляет 1-3% в общей армии труда, то незанятость принято считать незначительной. В Японии состояние занятости, при котором норма безработицы находится в пределах одного процента, рассматривается как «полная занятость».

     По  мнению М. Фридмена, естественный уровень  безработицы отражает экономическую целесообразность использования рабочей силы подобно тому, как степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Типы безработицы 

     В экономической литературе различают  следующие типы безработицы: фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, технологическую.

     Фрикционная безработица. На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое.

     Для того чтобы работники нашли для  себя устраивающие их рабочие места, а наниматели – рабочую силу определенной квалификации, требуется время. Данное время поиска работы образует основу фрикционной безработицы. Она обусловлена тем, что между работниками и свободными рабочими местами всегда существует определенное несоответствие, когда отсутствует полная информация об имеющихся вакансиях или эта информация стоит слишком дорого. Ее уровень определяется общими затратами времени на поиски новой работы (от 1 до 3 месяцев).

     Проще говоря, фрикционная безработица – это временная, добровольная безработица, которая возникает при перемене рабочего места (переходе с одной работы на другую, изменении места жительства и т.п.) при смене «этапов жизненного пути» (поиск работы после армии, окончания учебного заведения), т.е.это период, когда человек как бы находится «между работами», ищет работу.

     Структурная безработица. Главной причиной структурной безработицы является профессионально-квалификационное и территориальное несоответствие между свободными рабочими местами и безработными в результате структурных сдвигов в экономике. Развитие экономики постоянно сопровождается структурными изменениями: возникают новые технологии, новые товары, вытесняющие старые. Происходят сдвиги в структуре спроса на рынке капиталов, рынке товаров и рынке труда. В результате этого происходят изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы, что требует ее постоянного территориального и отраслевого перераспределения. Структурная безработица имеет место тогда, когда работники, потерявшие в результате структурных сдвигов работу в одних секторах экономики, не могут быть устроены на свободных рабочих местах, которые имеются в других отраслях (секторах, регионах).

     Иначе говоря, структурная безработица – это высвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющих спрос на отдельные профессии и специальности. Например, рост добычи нефти и газа и относительное снижение добычи угля ведут к возникновению безработицы в угледобывающих районах. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно, постольку всегда имеется определенное число людей, которые ищут новую работу.

     Структурная безработица отличается от фрикционной  большей продолжительностью (обычно более шести месяцев подряд) и  характерна для работников, имеющих  низкую квалификацию или устаревшую профессию, а также охватывает население  экономически отсталых районов.[2]

     Сезонная  безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельское хозяйство, строительство, промыслы, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд. Сезонные колебания спроса на труд, как правило, определяются особенностями ритма производственного процесса. Поэтому размеры сезонной безработицы в общем виде могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работодателями и работниками.

     Циклическая безработица. Ее основой являются циклические колебания объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса. Циклическая безработица связана с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы, что ведет к росту числа безработных.

     Следует различать также действительную и фиктивную безработицу. В первом случае человек имеет трудоспособность и желание работать, но в силу сложившейся ситуации на рынке труда не может получить работу. Второй характеризует лиц, не желающих заниматься по тем или иным причинам трудовой деятельностью. Здесь уместно сказать о таком виде безработицы, как институциональная безработица, которая может возникать как следствие существующих в стране положений о минимальной заработной плате, пособии по безработице. Человек может предпочесть получать пособие по безработице, нежели работать. Не случайно законодательство всех стран предусматривает определенный срок выплаты таких пособий.

     Безработица может быть открытой и скрытой, долгосрочной и краткосрочной. К долгосрочной безработице относятся циклическая и структурная, а к краткосрочной – сезонная и фрикционная.

     Одной из форм структурной безработицы  является технологическая безработица, возникающая в результате внедрения новых технологий и нового оборудования, что ведет к замене людей машинами и высвобождению их. При этом если объем рынка возрастает, то занятость увеличивается в основном за счет вовлечения работников новых профессий и более высокой квалификации.

     Добровольная  безработица обусловлена тем, что определенная часть работников выходит на рынок труда и становится «добровольными» безработными по тем или иным причинам (в соответствии с коллективными соглашением или в целях найти более выгодное применение своей рабочей силе с лучшими условиями труда и оплаты). Кроме того, при анализе рынка труда следует учитывать такие явления, как повторная (периодическая) безработица и застойная безработица, учитывающая лиц, отчаявшихся найти работу и окончательно выбившихся из числа рабочей силы.

     В любом обществе безработица всегда связана с определенными социальными и экономическими издержками. Экономические потери общества измеряются стоимостью непроизведенных товаров и услуг, сокращением налоговых поступлений в государственный бюджет, ростом затрат на выплату пособий по безработице, содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Занятость и безработица в Российской Федерации на 2011 год 

     Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на 2011 год.  

     Численность экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в 2011г. составила 76,0 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны. 

     В численности экономически активного населения 71,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). Смотри Приложение №1.

     Уровень безработицы (отношение численности  безработных к численности экономически активного населения) в 2011г. составил 6,1%. Смотри приложение №2.

     Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64,9% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в 2011г. составила 31,4%, среди безработных женщин - 39,4%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.[4] Смотри приложение №3. 
 
 
 
 

     5. Государственная политика в области содействия занятости населения

     Постоянное  поддержание определенного уровня занятости населения — сложная  проблема для любой страны, в том  числе имеющей многовековые рыночные традиции. Считается, что в сфере  занятости рынок не может оказывать  автоматического влияния на процесс саморегулирования. Поэтому во всех странах рыночной ориентации проводится политика регулирования занятости на основе, применения постоянных, гибких по формам и средствам мер воздействия на сферу занятости. Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.

     Основные  методы воздействия государства на уровень занятости:

  • стимулирование создания новых рабочих мест и спроса на труд;
  • осуществление мер по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях;
  • выплата пособий по безработице;
  • законодательное регулирование условий найма и использования рабочей силы;
  • организация переподготовки кадров;
  • налаживание информации о наличии свободных рабочих мест.

     Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство предоставляет гражданам гарантии в области занятости:

  1. Гражданам Российской Федерации гарантируются:

     свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

     защита  от безработицы;

     бесплатное  содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при  посредничестве органов службы занятости;

     информирование  о положении на рынке труда.

    1. Безработным гражданам гарантируются:

     социальная поддержка;

     осуществление мер активной политики занятости  населения, включая бесплатное получение  услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению  квалификации по направлению органов службы занятости;

     бесплатное  медицинское освидетельствование  при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

     финансирование  в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

     Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности  в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. А также иные гарантии предусмотренные Федеральным законом.

Информация о работе Занятость и безработица: проблемы и пути их решения в России