Законное представительство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

Основной целью работы является исследование института законного представительства и существующих проблем.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- рассмотрение института законного представительства.
- изучение проблем законного представительства несовершеннолетних.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Институт законного представительства………………………………..5
2. Проблемы законного представительства несовершеннолетних……..8
Заключение……………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………….18
Нормативные акты……………………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

2114 ЗаконноеДокумент Microsoft Office Word.docx

— 42.05 Кб (Скачать)

Однако с подобной логикой  согласиться трудно. В действующем  семейном праве правам ребенка корреспондируют  обязанности родителей или лиц, их заменяющих. Как уже было указано  выше, несовершеннолетние родители, не состоящие в браке и не достигшие  шестнадцати лет, не имеют обязанностей по отношению к своим детям. Следовательно, при отсутствии у них (детей) опекунов отсутствует субъект, который обязан реализовывать права детей таких несовершеннолетних родителей.

Изменение ситуации в семье, когда ребенку требуется помощь немедленно, в отсутствие законного  представителя чревато тем, что  надлежащее осуществление прав ребенка  не состоится.

Способов приведения ст. 62 СК РФ в соответствие с интересами ребенка несовершеннолетних родителей  несколько. Один из вариантов - закрепление  в п. 2 ст. 62 СК РФ обязанности (а не права) по назначению опекуна детям  несовершеннолетних родителей. Такие  предложения встречаются в правовой литературе12. Указанный вариант, с одной стороны, является самым простым, поскольку не меняет в целом сложившейся правовой конструкции о необходимости назначения законных представителей детям, оставшимся без надлежащего попечения со стороны родителей, с другой стороны, - достаточно сложным, поскольку требует дополнительной работы органов опеки и попечительства по выявлению таких детей и длительного времени для назначения им опекунов. А с учетом кратковременности опеки в ряде случаев работа по назначению опекуна ребенку может стать практически бесполезной.

Другим вариантом может  быть установление правила, что в  случае рождения ребенка у несовершеннолетних родителей до достижения ими шестнадцати  лет законными представителями  данного ребенка с правами  опекунов станут родители несовершеннолетних родителей. Данное правило позволило  бы иметь лицо, которое реализует  права ребенка и освобождает  органы опеки и попечительства от работы по установлению опеки. Тем самым  достигаются две цели: с одной  стороны, при возникновении чрезвычайных ситуаций, когда ребенку требуется  оказание немедленной помощи, его законный представитель уже имеется и не требуется времени для его назначения, с другой - даже в случаях кратковременности такого законного представительства отсутствует необходимость отвлекать работников органов опеки и попечительства от решения их насущных задач.

Однако предлагаемый вариант  в том виде, как он изложен, может  порождать ряд проблем при  осуществлении прав ребенка, поскольку  ребенок одновременно может иметь  до четырех законных представителей (по двое родителей каждого несовершеннолетнего  родителя)13. Следовательно, необходимо уточнение по конкретизации личности, на которую возлагается обязанность по законному представительству ребенка. Поскольку в большинстве случаев материнство регистрируется, тогда как отцовство конкретного мужчины нередко отсутствует, на наш взгляд, необходимо возложить обязанность по представительству ребенка на родителей несовершеннолетней матери. Спорным вопросом в данном случае будет являться возможность возложения такой обязанности на обоих родителей несовершеннолетней матери. С одной стороны, если провести аналогию законного представительства в исследуемом случае с родительскими правоотношениями, то можно допустить возложение функций по такому представительству на обоих родителей. Но это вряд ли правильно, поскольку правоотношения, возникающие между таким законным представителем и ребенком, являются, по сути, отношениями по опеке, а опекуном в силу п. 1 ст. 35 ГК РФ, п. 2 ст. 146, ст. 150 СК РФ может быть назначено только одно лицо.

 

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование обусловило некоторые основные выводы,  представленные ниже.

Институт законного представительства  относится к достаточно разработанным  вопросам гражданского права.

Гражданский кодекс РФ напрямую не дает определения законных представителей ребенка, а раскрывает это понятие через другие институты,

Считаем, что в качестве примера для гражданского законодательства можно использовать конструкцию, предусмотренную п. 1 ст. 52 ГПК РФ: "Права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это предоставлено федеральным законом". Данная конструкция является достаточно простой, "неотягощенной" и вполне привычной российскому праву, а главное, что она устраняла бы несогласованность норм гражданского и семейного права, что в итоге способствовало бы надлежащему и своевременному представительству прав и интересов несовершеннолетних.

Проблема, которая рассматривалась в работе, - это проблема дееспособности законных представителей несовершеннолетних. Если с усыновителями, опекунами, попечителями и приемными родителями все ясно, поскольку одним из условий получения данного статуса является совершеннолетие и, как следствие, дееспособность (по возрасту) гражданина (граждан), претендующего быть таковым, то дееспособность родителей не является обязательным обстоятельством для получения родительского статуса.

На наш взгляд, было бы неверно перекладывать на плечи  юных родителей, которые и так  де-факто оказались в тяжелой  жизненной ситуации, еще и груз решения проблем по защите прав их ребенка. Несовершеннолетние родители, как правило, из неблагополучных  семей, малообеспеченные, юридически неграмотные. И как следствие, они свои интересы зачастую не могут отстоять, а закон их обязывает защищать интересы своего собственного ребенка.

Представляется, что существуют два выхода из сложившейся ситуации. Во-первых, возможно установление института  опеки над детьми таких родителей  и переложение обязанности по защите прав и интересов детей  несовершеннолетних родителей на опекунов. Но в функции опекуна входят не только обязанности по защите прав и интересов несовершеннолетних, но и их непосредственное воспитание. В этой связи могут пострадать интересы самого несовершеннолетнего  родителя, поэтому вторым вариантом  является использование правовой модели, заложенной в п. 2 ст. 64 СК РФ. То есть если допустить, что несовершеннолетний родитель не в состоянии представлять интересы детей и осуществлять надлежащую защиту их законных прав и интересов, тогда орган опеки и попечительства обязан назначить представителя  для защиты прав и интересов детей.

Другим вариантом может  быть установление правила, что в  случае рождения ребенка у несовершеннолетних родителей до достижения ими шестнадцати  лет законными представителями  данного ребенка с правами  опекунов станут родители несовершеннолетних родителей. Данное правило позволило  бы иметь лицо, которое реализует  права ребенка и освобождает  органы опеки и попечительства от работы по установлению опеки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Антокольская М.В. Семейное право. М., 2006. 241 с.
  2. Гришаев С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // СПС КонсультантПлюс. 2010.
  3. Грось Л.А. Анализируем практику участия прокурора в гражданском деле в суде общей юрисдикции // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 4. 145 с.
  4. Захарова О.Б. Лишение и ограничение дееспособности гражданина // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 4. 112 с.
  5. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ (постатейный) / О.М. Андрианов, И.П. Гришин, И.И. Гришина и др.; под ред. Е.Л. Забарчука. СПб.: Питер Пресс, 2009. 832 с.
  6. Петухова Э.А. Актуальные проблемы усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 20.
  7. Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2008. 110 с.
  8. Томилов А.Ю. Участие физического лица в защите чужих прав и интересов в гражданском процессе // Российский юридический журнал. 2010. N 1. 171 с.
  9. Ткаченко Т.В. Усыновление по российскому семейному праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009. 113 с.

 

 

 

 

Нормативные акты

  1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7.
  2. Гражданский кодекс РФ (в 4-х ч.) от 21.10.1994 (с изм. и доп. по состоянию на 15 января 2010) // М.: Проспект, КноРус, 2010.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // "Российская газета", N 17, 27.01.1996.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // "Российская газета", N 220, 20.11.2002.

 

 

 

 

1 "Парламентская газета", N 4, 23-29.01.2009.

2 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

3 "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ // "Российская газета", N 17, 27.01.1996.

 

4 "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ // "Российская газета", N 220, 20.11.2002.

5 Грось Л.А. Анализируем практику участия прокурора в гражданском деле в суде общей юрисдикции // Арбитражный и гражданский процесс. 2010. N 4. С. 40 - 45.

6 Закон, предоставив им право быть представителями своих детей, не учитывает, что такие родители, заключившие брак в юном возрасте (ряд субъектов Федерации допускают вступление в брак в пятнадцать и четырнадцать лет, а в двух субъектах Федерации вообще не установлен минимальный возраст для вступления в брак), фактически не способны представлять интересы своих детей надлежащим образом, поскольку, как правило, не имеют достаточного уровня личностной зрелости и крайне неграмотны.

7 Антокольская М.В. Семейное право. М., 2006. С. 221.

8 Савельева Н.М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2008. С. 10.

9 Захарова О.Б. Лишение и ограничение дееспособности гражданина // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 4. С. 12.

10 Томилов А.Ю. Участие физического лица в защите чужих прав и интересов в гражданском процессе // Российский юридический журнал. 2010. N 1. С. 64 - 71.

11 Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РФ (постатейный) / О.М. Андрианов, И.П. Гришин, И.И. Гришина и др.; под ред. Е.Л. Забарчука. СПб.: Питер Пресс, 2009. 832 с.

12 Петухова Э.А. Актуальные проблемы усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 20; Ткаченко Т.В. Усыновление по российскому семейному праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009. С. 13.

13 Гришаев С.П. Новое в законодательстве об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // СПС КонсультантПлюс. 2010.

 


Информация о работе Законное представительство