Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:31, доклад
Формирования украинской государственности происходило течение длительного исторического периода в процессе разложения первобытно - общинного строя восточных славян, особенно в VI - IX веках, в условиях зарождения феодальных отношений и перехода от первобытно -общинного к классовому обществу,
Возникновение
и развитие украинской
государственности.
Формирования
украинской государственности происходило
течение длительного исторического периода
в процессе разложения первобытно - общинного
строя восточных славян, особенно в VI -
IX веках, в условиях зарождения феодальных
отношений и перехода от первобытно -общинного
к классовому обществу,
В это
время на территории Украины насчитывалось
более ста восточнославянских племен,
образовали 14 крупных племен: поляне,
древляне, уличи, тиверцы, дулебы,волыняне,
хорваты, северяне, вятичи, радимичи, дреговичи,
кривичи , словяне.
В VII - IX
вв. возникло первое государство восточных
славян с названием Русская земля, ее территория
в IX в занимала земли Киевского, Черниговского
и Переяславского княжеств.
С конца IX в. Русская земля стала политическим и территориальным центром образования обширной единого государства восточных славян, которая сохранила за собой название Русь.
Образование Киевской Руси имело большое историческое значение. Государственное единство создавало благоприятные условия для развития политического строя, экономики и культуры.
После
смерти Ярослава начался период
распада единого великого и могучего
Киевского государства, феодальной
раздробленности и княжеских
междоусобиц.
Центр
Украинского государства переносится
в Галицко-Волынское княжество во главе
с князем Данилой Галицким. После смерти
Данилы (1264) и это государство пришло в
упадок. В сер. 14 в. его земли захватили
соседи: Литва, Польша, Венгрия.
Возрождение украинской государственности связано с возникновением Запорожской Сечи, казачеством, национально-освободительной войной 1648—54 под предводительством Богдана Хмельницкого.
Уже в мае 1648 p. из многочисленных источников в Польшу начали поступать сведения, что Б. Хмельницкий создает удельное княжество со столицей в Киеве, а себя титулует князем Руси. В начале февраля 1649 p. Б. Хмельницкий сам сообщил комиссаров польского короля о своих намерениях создать независимое украинское государство.
Создание
украинского национального
Иностранные
государства признали свободную
Украину за равноправного субъекта
международных отношений и охотно вступали
с ней в договорные отношения.
Борьба
за государственность Украины
в конце 1917-1920 pp. происходила в
условиях ожесточенной
Борясь против Центральной Рады, большевики
прилагали немало усилий для созыва Всеукраинского
съезда Советов, который бы провозгласил
большевистскую власть в Украине, создал
Украинскую советское государство и утвердил
в ней диктатуру пролетариата.Идею проведения
Всеукраинского съезда выдвинула большевистская
фракция исполнительного комитета Киевского
Совета рабочих депутатов С ноября 1917
p., ее поддержали большевики Харькова,
Екатеринослава, Одессы, Елисаветграда
и других городов Эта деятельность нашла
поддержку той части трудящихся, которые
еще верили в большевистские лозунги.
На рубеже 80-90-х годов XX века в Украине
произошли эпохальные исторические события.
В условиях глубокого социально-экономического
и политического кризиса в республике
начался и получил дальнейшее развитие
процесс разрушения тоталитарной большевистской
системы и демократизации социально-экономического
и государственно-правового строя.
Впервые за 70 лет были проведены действительно
демократические, а не фиктивные выборы
в органы государственной власти. Активно
претворялась в жизнь реальная борьба
с огромным бюрократическим управленческим
аппаратом в центре и на местах.
Конкретным, реальным содержанием наполнялся
суверенитет Украины, что в конечном счете
привело к провозглашению в августе 1991
г. независимости Украины.
РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.
Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский (на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.
Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.
Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).
Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.
Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текста Краткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.
Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности» Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.
Самым
спорным памятником древнерусского
права является так называемая
Сокращенная Правда – или третья редакция
Русской Правды, возникшая в 15 в. Она
дошла всего в двух списках 17 в., помещенных
в Кормчей книге особого состава. Считается,
что эта редакция возникла как сокращение
текста Пространной
Правды (отсюда название), была составлена
в Пермской земле и стала известна после
ее присоединения к Московскому княжеству.
Другие ученые не исключают, что в основе
этого текста лежал более ранний и неизвестный
памятник второй половины 12 в. Среди ученых
до сих пор продолжаются споры относительно
датировки различных редакций Правды,
в особенности – этой, третьей.
Информация о работе Возникновение и развитие украинской государственности