Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:49, реферат
Основанием возникновения прав и обязанностей родителей и детей является происхождение детей. Происхождение это биологическая (кровная) связь ребенка и его родителей. Происхождение ребенка считается установленным и становится юридическим фактом, если оно удостоверено в установленном законом порядке. Таким порядком является государственная регистрация рождения ребенка в органах загса.
Введение
1. Сущность и порядок установления отцовства
2. Основания установления отцовства в судебном порядке
3. Особенности установления отцовства в судебном порядке
Заключение
Список литературы
Суд в исковом порядке рассматривает и требования об исключении записи об отце, произведенной актовой записи о рождении в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 51 СК РФ, и внесении новых сведений об отце (то есть об установлении отцовства другого лица), если между заинтересованными лицами (например, между матерью ребенка, лицом, записанным в качестве отца, и фактическим отцом ребенка) отсутствует спор по этому вопросу, поскольку в силу п. 3 ст. 47 ГК РФ аннулирование записи акта гражданского состояния полностью либо в части может быть произведено только на основании решения суда.
Одновременно с иском об установлении отцовства может быть предъявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка. В случае удовлетворения иска об установлении отцовства алименты присуждаются со дня предъявления иска (п. 2 ст. 107 СК РФ). Вместе с тем необходимо учитывать, что возможность принудительного взыскания средств на содержание ребенка за прошлое время в указанном случае исключается, поскольку до удовлетворения иска об установлении отцовства ответчик в установленном порядке не был признан отцом ребенка.
По общим правилам гражданского процесса истец вправе отказаться от иска (п. 1 ст. 39 ГПК РФ), а т.к. дела об установлении отцовства рассматриваются по общим правилам, следовательно, истец также вправе отказаться от иска об установлении отцовства. Но в п. 2 ст. 39 ГПК РФ говорится о том, что суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Отказ одного из супругов от иска об установлении отцовства и взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка нарушает права и интересы последнего.
Таким образом, суд при решении вопроса о принятии отказа от иска должен убедиться, во-первых, в добровольности намерений истца и, во-вторых, в том, что это соответствует интересам ребенка. Кроме того, суд должен разъяснить истцу процессуальные последствия этого действия: прекращение производства по делу и невозможность повторного обращения в суд с таким же иском.
Кроме того, в соответствии со ст. 39 ГПК РФ по делам об установлении отцовства ответчик вправе признать иск. В п. 7 Постановления Пленума ВС РФ N 9. об этом говорится так: «Если при рассмотрении дела об установлении отцовства ответчик выразил согласие подать заявление об установлении отцовства в органы записи актов гражданского состояния, суд выясняет, не означает ли это признание ответчиком своего отцовства и, исходя из правил п. 2 ст. 39 ГПК РФ, обсуждает вопрос о возможности принятия ответчиком иска и вынесения в соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ решения об удовлетворении заявленных требований»
Установление происхождения ребенка от умершего отца осуществляется судом также в порядке особого производства. При возникновении в процессе рассмотрения судом заявлений об установлении факта признания отцовства или факта отцовства спора о праве, подведомственного суду, заявленное требование оставляется без рассмотрения и заинтересованному лицу разъясняется, что оно вправе предъявить иск на общих основаниях.
В отличие от дел искового производства, где факт происхождения ребенка от конкретного ответчика служит условием возникновения родительского правоотношения с ним, данная категория дел именуется соответственно установлением отцовства. Этот факт, установленный в особом производстве, родительского правоотношения порождать не может, поскольку предполагаемый отец ребенка отсутствует в живых и процессуальной фигуры ответчика здесь нет.
Установление факта происхождения ребенка может быть необходимым, в частности, для получения в органах, совершающих нотариальные действия, свидетельства о праве на наследство, для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца, для возмещения вреда вследствие смерти кормильца в связи с исполнением умершим (предполагаемым отцом ребенка) трудовых обязанностей и т.п.
Согласно ст. 50 СК РФ устанавливаемый судом юридический факт именуется фактом признания отцовства. В ней говорится: «В случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, но не состояло в браке с матерью ребенка, факт признания им отцовства может быть установлен в судебном порядке по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством».
Таким образом, сейчас нужно доказать только факт признания умершим лицом его отцовства, причем доказательств нахождения ребенка на иждивении не требуется.
Учитывая порядок введения в действие и порядок применения ст. 49 СК РФ, установленный п. 1 ст. 168 и п. 1 ст. 169 СК РФ, суд, решая вопрос о том, какой нормой следует руководствоваться при рассмотрении дела об установлении отцовства (ст. 49 СК РФ или ст. 48 Кодекса о браке и семье РСФСР - далее КоБС), должен исходить из даты рождения ребенка.
Так, в отношении детей, родившихся после введения в действие СК (т.е. 1 марта 1996 г. и позднее этой даты), суд должен принимать во внимание доказательства, указанные в ст. 49 СК РФ. В отношении же детей, родившихся до введения СК в действие (т.е. в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г.), суд, решая вопрос об отцовстве, должен руководствоваться ч. 2 ст. 48 КоБС.
В связи с тем что ст. 48 КоБС РСФСР будет еще долго применяться в судебной практике, рассмотрим подробнее обстоятельства, предусмотренные ст. 48 КоБС. Это, во-первых, совместное проживание и ведение общего хозяйства. Под совместным проживанием матери и предполагаемого отца ребенка понимается: проживание матери и ответчика в одном жилом помещении, совместное питание, взаимная забота друг о друге, приобретение имущества для совместного пользования и т.д. Ведение общего хозяйства -- это затраты средств и труда обоих или одного из совместно проживающих лиц, направленные на удовлетворение общих семейно-бытовых потребностей (приготовление пищи, стирка, уборка, закупка продуктов питания и т.д.).
Такое совместное проживание должно иметь место до рождения ребенка. Из этой формулировки, однако, не следует, что совместное проживание должно было продолжаться до самого момента рождения ребенка. Достаточно, чтобы родители проживали какое-либо время совместно и вели при этом общее хозяйство. Совместное проживание может не совпасть со временем зачатия ребенка. Ситуации, при которых совместная жизнь начинается после вступления в близкие отношения, не так уж редко встречаются в жизни.
Таким образом, для возможности положительного разрешения дела об установлении отцовства достаточно установить, что родители какое-то время от момента зачатия до рождения ребенка проживали совместно и вели общее хозяйство.
Не исключено также, что отцовство по данному основанию может быть установлено в случаях, когда мужчина и женщина не проживали совместно по объективным причинам (отсутствие собственного жилья, проживание в разных общежитиях), но фактически семья сложилась, и они вели общее хозяйство в специфических условиях и формах.
Так, если будет доказано, что ответчик регулярно приходил к истице, ночевал у нее (или наоборот), они вместе питались, приобретали вещи для совместного пользования, ответчик высказывал намерение узаконить фактически сложившиеся семейные отношения и т.п. -- суд вправе сделать вывод о наличии оснований для установления отцовства.
Что же касается фактов взаимных посещений сторонами друг друга в целях проведения досуга (просмотр видеофильмов, компьютерные игры и т.п.), совместного питания (но не за счет общих средств, а на долевых началах) или случаев интимной близости истицы и ответчика, то они не могут являться основанием установления отцовства, так как не свидетельствуют об их совместном проживании и ведении общего хозяйства в том смысле, который вкладывает в это понятие закон.
Совместное проживание и ведение общего хозяйства ответчиком с матерью ребенка до его рождения может быть подтверждено как свидетельскими показаниями, так и другими доказательствами.
Во-вторых, участие предполагаемого отца в воспитании либо содержании ребенка. Закон не требует, чтобы одновременно имели место и воспитание ребенка, и содержание ребенка. Достаточно наличия хотя бы одного из них. Отец может не участвовать в расходах по содержанию ребенка, но принимать участие в его воспитании, и наоборот, отец может не воспитывать ребенка, но давать средства на его содержание.
Совместное воспитание ребенка может иметь место в тех случаях, когда ребенок проживает с матерью и ответчиком или ответчик общается с ребенком, проявляет о нем родительскую заботу и внимание (совместный отдых, игры, ответчик приводит или забирает ребенка из детского сада, встречает его при возвращении из школы, организует ребенку летний отдых).
Под совместным содержанием ребенка матерью и ответчиком следует понимать нахождение ребенка на их совместном иждивении или оказание ответчиком систематической помощи в содержании ребенка, независимо от размера этой помощи. Единичные факты оказания им помощи или подарки не могут рассматриваться как участие в содержании.
Содержание ответчиком ребенка может быть подтверждено как письменными доказательствами (квитанциями о переводе денег, справками и счетами об оплате товаров и услуг и т.п.), так и иными доказательствами, включая свидетельские показания.
В-третьих, если указанные выше обстоятельства не будут выявлены, иск об установлении отцовства может быть удовлетворен лишь в том случае, если будут представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства. К таким доказательствам могут относиться письма, анкеты, заявления ответчика и другие фактические данные. Признание предполагаемым отцом своего отцовства может подтверждаться также вещественными доказательствами, показаниями свидетелей и заключениями экспертов.
Закон не ограничивает возможность установления отцовства лишь теми случаями, когда признание было сделано ответчиком после рождения ребенка. Оно может быть сделано как в период беременности матери, так и после рождения ребенка.
Установление одного из перечисленных в ст. 48 КоБС обстоятельств само по себе еще не подтверждает с бесспорностью происхождение ребенка от данного лица. Поэтому ответчик вправе представить любые доказательства, опровергающие его отцовство. Так, в тех случаях, когда будет установлено совместное проживание и ведение общего хозяйства, ответчик может доказать, что отсутствовал в течение времени, совпадающего с временем зачатия ребенка, что он не способен к оплодотворению и т.п.
В случаях, когда установлен факт признания отцовства, ответчик может представить доказательства, что уже после признания ему стали известны обстоятельства, исключающие его отцовство, и т.п. Поэтому при возражении ответчика против предъявленного к нему иска суд, кроме установления одного из перечисленных в ст. 48 КоБС обстоятельств, должен дополнительно исследовать вопрос о действительном происхождении ребенка, используя для этого любые доказательства, представленные сторонами или истребованные самим судом. В необходимых случаях могла быть назначена судебно-медицинская экспертиза.
Рассмотренные обстоятельства применяются в отношении детей, родившихся до 1 марта 1996 г., но они могут быть приняты во внимание судом и при установлении отцовства в отношении детей, родившихся после 1 марта 1996 г. Однако эти основания уже не будут иметь обязательного характера для суда по сравнению с иными доказательствами, т.е. они не могут быть признаны обстоятельствами, с достоверностью подтверждающими отцовство лица.
Редакция ст. 48 КоБС РСФСР не исключала установления факта происхождения ребенка по отцу и в случаях, когда предполагаемый отец родившегося вне брака ребенка умер. Общими с фактом признания отцовства условиями установления факта отцовства служили, во-первых, смерть предполагаемого отца ребенка, причем, как и в первом случае, дата смерти не имела никакого правового значения; во-вторых, отсутствие зарегистрированного брака между этим лицом и матерью ребенка.
Что же касается установления факта отцовства, то Пленум Верховного Суда РФ разъяснил в п. 5 Постановления от 25 октября 1996 г., что СК РФ, так же как и КоБС РСФСР, не исключает возможности установления происхождения ребенка от лица, не состоящего в браке с его матерью, в случае смерти этого лица суд вправе в порядке особого производства установить факт отцовства. Такой факт может быть установлен в отношении детей, родившихся 1 марта 1996 г. и позднее, при наличии доказательств, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от данного лица (ст. 49 СК РФ), т.е. те же доказательства, что и при установлении отцовства в исковом производстве. А в отношении детей, родившихся в период с 1 октября 1968 г. до 1 марта 1996 г. -- при наличии доказательств, подтверждающих хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в ст. 48 КоБС РСФСР, т.е. которые до введения нового СК РФ учитывались судами при установлении отцовства в исковом производстве.
Чтобы
разграничить эти две категории дел --
по установлению факта отцовства и факта
признания отцовства можно прибегнуть
к следующей таблице.
Информация о работе Установление отцовства в судебном порядке