Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 18:24, реферат
Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Статус и полномочия Президента
Защита прав и свобод человека и гражданина
В соответствии
с Конституцией права и свободы
человека и гражданина определяют смысл,
содержание и применение законов, деятельность
всех органов государственной
Необходимым
условием соблюдения прав и свобод
человека и гражданина является положение,
при котором все органы государственной
власти выполняют свои конституционные
обязанности в пределах своей
компетенции. Обеспечить такое положение
в государстве должен Президент.
Для этого Конституцией ему предоставлены
особые полномочия по обеспечению согласованного
функционирования и взаимодействия
органов государственной
Защищая
права и свободы человека и
гражданина, Президент опирается
на всю систему органов
Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует с Правительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями.
Президент
обязан добиваться того, чтобы Конституция
и нормативные акты субъектов
федерации полностью
Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует, используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических и социально-экономических прав.
Власть
Президента ограничивается пределами
Конституции. Многие россияне воспринимают
обязанности Президента гарантировать
Конституцию, права и свободы
человека и гражданина достаточно широко.
Часто они адресуют Президенту свои
жалобы на решения, например, правоохранительных
органов или даже приговоры судов.
Однако Президент, исходя из конституционного
принципа разделения властей, не имеет
права подменять функции и
полномочия этих органов. Общие рамки
полномочий Президента определяются принципом
разделения властей и требованием
Конституции, согласно которому указы
и распоряжения Президента не должны
противоречить Конституции и
федеральным законам.
Охрана государственного суверенитета
Защита независимости,
суверенитета, государственной и
территориальной целостности
Президент является гарантом суверенитета страны. Он определяет основные направления государственной военной политики, утверждает концепцию национальной безопасности и военную доктрину, руководит Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, органами и силами обеспечения национальной безопасности, ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обеспечения суверенитета России.
Президент санкционирует
действия по обеспечению национальной
безопасности. Президент формирует,
реорганизует и упраздняет подчиненные
ему органы и силы обеспечения
национальной безопасности. В случае
агрессии или непосредственной угрозы
агрессии против России Президент объявляет
общую или частичную
Являясь гарантом
государственной целостности, Президент
обязан добиваться того, чтобы Конституция
и нормативные акты субъектов
федерации полностью
Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия властей
Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.
К основам конституционного
строя относится принцип
Главенствующую
роль в государственной системе
играет Президент. Конституционно-правовой
статус главы государства
Активная координирующая роль Президента находит воплощение как в системе сдержек и противовесов, обеспечивающих баланс полномочий органов государственной власти федерального уровня, так и в отношениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Порядок и механизм реализации этих полномочий Президента конкретизированы в федеральных конституционных законах и федеральных законах.
Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.
В порядке, предусмотренном
Конституцией, Президент реализует
свое право законодательной
Конституционные полномочия Президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти связаны с выдвижением кандидатур на замещение государственных должностей, назначение на которые производится парламентом. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора. Он также вносит в Совет Федерации предложение об освобождении Генерального прокурора от должности. Президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка, а также ставит перед Госдумой вопрос об освобождении его от должности.
Являясь гарантом
Конституции, всей системы конституционной
законности, Президент обязан добиваться
того, чтобы Конституция и
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов федерации. Это происходит в первую очередь, если эти акты противоречат Конституции страны, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Для разрешения
разногласий между органами государственной
власти федерального уровня и органами
власти субъектов федерации, а также
между органами государственной
власти субъектов федерации Президент
вправе использовать согласительные процедуры.
Если согласованное решение не найдено,
Президент может передать разрешение
спора на рассмотрение соответствующего
суда.
Определение внутренней политики
Конституционные
полномочия Президента по определению
основных направлений внутренней политики
государства вытекают из статуса
Президента как главы государства,
обеспечивающего согласованное
функционирование и взаимодействие
органов государственной
При этом по Конституции
Президент определяет не весь комплекс
ближайших, среднесрочных и долгосрочных
целей и задач в сфере
Императивность
действий Президента в проведении внутренней
политики наиболее полно проявляется
в его взаимоотношениях с Правительством.
Президент наделен полномочиями
по определению состава и порядка
деятельности Правительства. Будучи главой
государства, Верховным Главнокомандующим
и председателем Совета Безопасности,
Президент вправе председательствовать
на заседаниях Правительства, давать соответствующие
поручения Правительству и
Более сложна и
многопланова взаимосвязь основных
положений внутренней политики, определяемых
Президентом, применительно к Федеральному
Собранию. Как и Правительство, парламент
играет активную роль в определении
основных направлений внутренней политики:
он принимает федеральные законы,
постановления палат, заявления, декларации.
Принципиальные позиции главы государства
по вопросам внутренней политики государства
находят свое выражение в заключениях
на проекты федеральных
В рамках имеющихся
в его распоряжении конституционно-правовых
полномочий Президент определяет основные
направления внутренней политики также
через нормотворческую и организационно-
Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует свое видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты - важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьезное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.