Производство
по делам о защите
избирательных прав
и права на участие
в референдуме
граждан Российской
Федерации
Длительное
время судебная защита избирательных
прав граждан, т.е. возможность рассмотрения
и разрешения судами дел, возникающих
из конституционных правоотношений, сводилась
к обжалованию в суд неправильностей в
списках избирателей и устранению неточностей
с помощью судебного решения. В законе
была предусмотрена возможность защиты
только активного (права избирать), но
не пассивного избирательного права (права
быть избранным).
Впервые судебный порядок рассмотрения
жалоб на неправильности в
списках избирателей был предусмотрен
Инструкцией Народного комиссариата
юстиции СССР и утвержден СНК
СССР 5 мая 1938 г. Установленный
этой Инструкцией порядок подачи
жалоб, рассмотрения и разрешения дел
судами без изменений был перенесен в
ГПК РСФСР 1964 г. Глава 23 ГПК РСФСР 1964 г.
так и называлась "Жалобы на неправильности
в списках избирателей".
В настоящее время в судебном
порядке защищается как активное,
так и пассивное избирательное право,
весь комплекс избирательных прав, предусмотренных
действующей избирательной системой России.
Содержание гл. 26 ГПК РФ (ст. ст. 259
- 261) принципиально изменено и
приведено в соответствие с
нормами других федеральных законов,
регламентирующих избирательный процесс.
Новые законы, фиксирующие избирательную
систему и процесс проведения
выборов и референдумов, расширили
субъектный состав избирательного
процесса, а следовательно, и судебной
защиты.
Субъектами, участвующими в делах
о защите избирательного права, могут
быть избиратели (граждане), кандидаты,
их доверенные лица, избирательные объединения,
избирательные блоки, доверенные лица
избирательных блоков, иные общественные
объединения, инициативные группы по проведению
референдума, наблюдатели, избирательные
комиссии, органы государственной власти
РФ, субъекты Федерации, местного самоуправления.
В гл. X Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных
прав и права граждан на
участие в референдуме Российской
Федерации", принятого 22 мая 2002 г. <*>,
говорится об обжаловании любых нарушений
избирательных прав граждан.
Для
определения специфики
рассмотрения и разрешения
споров о защите избирательных
прав проводится их
классификация по различным
основаниям:
В
зависимости от характера подлежащего
защите избирательного права они делятся
на споры о защите активного и пассивного
права.
По субъекту судебной защиты
избирательные споры также подразделяются
на две группы: а) о защите
субъективных прав конкретных
участников избирательного процесса
- конкретного гражданина, избирательного
объединения, блока, наблюдателя и т.д.;
б) о защите неопределенного круга участников
избирательного процесса, например при
оспаривании нормативных правовых актов
Центризбиркома.
В зависимости от стадии развития
избирательного процесса споры делятся
на возникающие на стадиях: а) формирования
избирательных округов; б) составления
списков избирателей; в) выдвижения и регистрации
кандидатов в депутаты; г) проведения предвыборной
агитации; д) проведения голосования и
подсчета голосов; е) закрепления результатов
голосования.
Порядок обращения в суд. Решения
и действия (или бездействие) избирательных
комиссий и их должностных
лиц, нарушающие избирательные
права, могут быть обжалованы
в вышестоящую избирательную комиссию
(соответственно уровню проводимых выборов)
или в суд. Предварительное обращение
в вышестоящие избирательные комиссии
не является обязательным условием для
обращения в суд. При этом вышестоящая
избирательная комиссия вправе принять
самостоятельное решение по жалобе.
В настоящее время в конституционном
праве России, регулирующем избирательный
процесс, отсутствует терминологическое
единство относительно процессуальных
средств обращения в суд за
защитой избирательного права.
Употребляются понятия "предложение
об отмене решения о регистрации кандидата",
"жалоба" (гл. X ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации").
Обращения в суд за защитой
избирательного права, какими
бы различными терминами они ни обозначались
в источниках регулятивного конституционного
права, по своей правовой природе являются
требованиями о защите права, возникающими
из публичных правоотношений. Формой этих
требований должно быть заявление в суд
со всеми правовыми атрибутами, предусмотренными
в ГПК для исковых заявлений (ст. 131 ГПК)
и последствиями нарушения формы заявления
(ст. 136 ГПК)
Подсудность.
Дела о защите избирательных прав
участников избирательного процесса рассматриваются
районными судами, краевыми, областными
судами, судами городов федерального значения
(Москвы и Санкт-Петербурга), судом автономной
области, автономных округов, верховными
судами республик и Верховным Судом Российской
Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации
рассматривает дела об оспаривании
решений и действий (бездействия) Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации
по подготовке и проведению референдума
Российской Федерации, выборов Президента
Российской Федерации и депутатов Федерального
Собрания (за исключением решений, принимаемых
по жалобам на решения и действия окружных
избирательных комиссий).
Верховные суды республик, краевые,
областные суды, суды городов
Москвы и Санкт-Петербурга, суды
автономной области и автономных округов
рассматривают по первой инстанции дела
об оспаривании решений и действий (бездействия)
избирательных комиссией субъектов Российской
Федерации, окружных избирательных комиссий.
Защита избирательных прав, связанных
с оспариванием действий (бездействия)
участковых избирательных комиссий, органов
местного самоуправления, осуществляется
районными судами.
Сроки подачи заявления, сроки
обращения и рассмотрения заявлений.
С заявлением в суд (ст. 259 ГПК
РФ), учитывая правила подсудности,
могут обратиться избиратели, кандидаты,
их доверенные лица, избирательные объединения,
избирательные блоки, их доверенные лица,
политические партии, их региональные
отделения, иные общественные объединения,
инициативные группы по проведению референдума
и наблюдатели, а также прокурор, считающие,
что решением или действием (бездействием)
органа государственной власти, органа
местного самоуправления, общественных
объединений, избирательной комиссии,
комиссии референдума, должностного лица
нарушаются избирательные права или права
на участие в референдуме.
С заявлением в суд в связи
с нарушением избирательного
законодательства, законодательства
о референдуме, органом государственной
власти, органом местного самоуправления,
должностными лицами, кандидатом, избирательным
объединением, избирательным блоком, политической
партией, ее региональным объединением,
а также иным общественным объединением,
инициативной группой по проведению референдума,
избирательной комиссией, комиссией по
референдуму вправе обращаться избирательные
комиссии всех уровней.
Сроки обращения в суд и
рассмотрения заявления или жалобы
взаимосвязаны с классификацией
избирательных споров.
Заявление в суд может быть
подано в течение трех месяцев
со дня, когда заявителю стало
известно или должно было стать известным
о нарушении избирательного законодательства,
законодательства о референдуме или избирательных
прав и права на участие в референдуме
заявителя.
Заявление на решение избирательной
комиссии, комиссии референдума
о регистрации, об отказе в регистрации
кандидата (списка кандидатов), инициативной
группы по проведению референдума, отмене
регистрации кандидата (списка кандидатов)
может быть подано в течение десяти дней
с момента принятия соответствующего
решения избирательной комиссией, комиссией
референдума.
Заявление избирательной комиссии,
зарегистрировавшей кандидата (список
кандидатов), заявление кандидата,
зарегистрированного по тому
же избирательному округу, избирательного
объединения, избирательного блока,
список которого зарегистрирован
по тому же избирательному округу, об отмене
регистрации кандидата (списка кандидатов),
может быть подано в суд не позднее чем
за восемь дней до дня голосования.
После опубликования результатов
выборов, референдума заявление
на нарушение избирательных прав
или права на участие в референдуме, имевшее
место в период избирательной кампании,
подготовки и проведения референдума,
может быть подано в суд в течение года
со дня опубликования результатов соответствующих
выборов, референдума.
Заявление на неправильности в списках
избирателей, участников референдума
должно быть рассмотрено в течение трех
дней со дня их подачи, но не позднее дня,
предшествующего дню голосования, а в
день голосования немедленно.
Порядок рассмотрения заявления.
Рассмотрение заявления проводится по
общим правилам гражданского судопроизводства
(искового производства) с некоторыми
особенностями.
В законе (ч. 3 ст. 260 ГПК РФ) зафиксировано,
что заявление рассматривается
с участием заявителя, представителя
соответствующего органа государственной
власти, органа местного самоуправления,
общественного объединения, избирательной
комиссии, комиссии референдума, должностного
лица, прокурора.
Неявка этих лиц, надлежащим
образом извещенных о времени
и месте судебного заседания,
не является препятствием к рассмотрению
и разрешению дела.
Имеются специальные нормы, регламентирующие
производство по делам о расформировании
избирательных комиссий, комиссий
по проведению референдума. Эти
дела рассматриваются судом в
составе трех профессиональных судей
и решение принимается не позднее чем
через 14 дней, а в ходе избирательной кампании,
проведения референдума - не позднее чем
через три дня со дня его подачи.
Заявление, поданное в суд в
ходе избирательной кампании
или подготовки референдума, должно
быть рассмотрено в пятидневный срок со
дня подачи, но не позднее дня, предшествующего
дню голосования, а поступившие в день
голосования или в день, следующий за днем
голосования, - немедленно. В случае если
факты, содержащиеся в заявлении, требуют
дополнительной проверки, решение по заявлению
принимается не позднее чем в десятидневный
срок со дня подачи заявления.
Решение относительно заявления
избирательной комиссии и других
субъектов избирательного процесса
об отмене регистрации кандидата
(списка кандидатов) принимается судом
не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Заявления на решения избирательной
комиссии, комиссии референдума
об итогах голосования, о результатах
выборов, референдума должны быть
рассмотрены в течение двух
месяцев со дня их подачи.