Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:05, доклад
Правильное, своевременное рассмотрение и разрешение хозяйственным судом дел, обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования, применение единообразного законодательства является первостепенной задачей хозяйственного судопроизводства. Кроме быстроты рассмотрения дел по хозяйственным спорам наряду с другими процессуальными гарантиями, значение процессуальных сроков состоит еще и в том, что соблюдение их является важнейшим средством воздействия на недобросовестных участников процесса, препятствующих своими действиями или бездействием своевременному и правильному разрешению дел.
Процессуальные сроки призваны содействовать устойчивости, ясности и определенности правоотношений сторон.
1. Понятие и виды процессуальных сроков.
2. Установление и исчисление процессуальных сроков. Окончание процессуальных сроков
3. Последствия пропуска процессуальных сроков. Восстановление процессуальных сроков
4. Приостановление процессуальных сроков. Продление процессуальных сроков
Литература
Последствием
несоблюдения процессуальных сроков хозяйственным
судом или судебным исполнителем
являются меры дисциплинарного воздействия
на судью или судебного
Нарушение самим
хозяйственным судом
Жалобы и документы, поданные по истечении процессуальных сроков, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, не рассматриваются хозяйственным судом и возвращаются лицу, которым они были поданы. Процессуальные сроки, установленные законом для лиц, участвующих в деле, в случае их пропуска по уважительным причинам могут быть восстановлены хозяйственным судом по заявлению лица, участвующего в деле. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается лицом, участвующим в деле, в хозяйственный суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие. При этом оно должно содержать указания на причины пропуска процессуального срока и основания, по которым заявитель считает эти причины уважительными. Вопрос об уважительности причин пропуска срока решается хозяйственным судом в зависимости от конкретных обстоятельств, воспрепятствовавших лицу совершить процессуальное действие в установленные сроки. Например, причина пропуска признается уважительной, если кассационная жалоба подана с нарушением срока в связи с несвоевременным получением стороной решения, что, по сути, лишило заявителя возможности подать жалобу в установленный срок.
Одновременно
с подачей заявления о
О восстановлении
пропущенного срока указывается
в решении, определении или постановлении
хозяйственного суда. В подобном случае
отдельное определение о
4. Приостановление процессуальных сроков, продление процессуальных сроков
Течение процессуальных
сроков приостанавливается в связи
с приостановлением производства по
делу. Институт приостановления производства
по делу урегулирован в общей части
ХПК и может применяться во
всех производствах, однако в исполнительном
производстве имеет место отдельное
регулирование. Приостановление производства
по делу означает приостановление на
неопределенный срок процессуальных действий,
совершаемых хозяйственным
Основания приостановления производства по делу четко урегулированы в соответствующих нормах ХПК и имеют различия лишь в том, является ли приостановление обязанностью или правом для суда.
Итак, хозяйственный суд обязан приостановить производство по делу в случаях:
1. Невозможности
рассмотрения данного дела до
принятия решения по другому
делу или вопросу,
Судья хозяйственного суда, придя к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, отражает данное обстоятельство в решении и признает необходимым внести в Конституционный Суд вопрос о признании соответствующего акта неконституционным полностью или в части.
При таких обстоятельствах судья (суд) вправе в соответствии с ХПК приостановить производство по делу и обратиться к председателю хозяйственного суда с целью инициирования ходатайства перед Президиумом Высшего Хозяйственного Суда о внесении им предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативного акта. Другие суды по аналогичным делам приостанавливают производство, если инициировано конституционное производство.
2. Пребывания
гражданина-ответчика в
Следует обратить
внимание, что порядок приостановления
производства по делу различен для
гражданина-ответчика и
3. Выбытия стороны из дела.
При реорганизации,
прекращении существования
4. Утраты гражданином, являющимся стороной по делу, дееспособности.
Данный факт должен быть подтвержден решением общего суда о признании его недееспособным по основаниям, предусмотренным ГК.
Приостановление
производства по делу оформляется вынесением
определения хозяйственного суда. При
этом приостановление
Продолжение течения срока начинается со дня вынесения определения хозяйственного суда о возобновлении производства по делу, а не со дня, когда фактически устранены обстоятельства, послужившие основанием для его приостановления. Например, течение процессуальных сроков, приостановленных в связи с приостановлением производства по делу по причине невозможности рассмотрения данного дела до принятия решения по другому делу или вопросу, рассматриваемому в порядке конституционного, гражданского, уголовного или административного судопроизводства или иным компетентным органом, будет продолжаться лишь со дня возобновления производства по делу. В данном случае не имеет значения для определения времени, с которого продолжается течение процессуальных сроков, дата разрешения другого дела органом, разрешающим споры, либо дата разрешения соответствующего вопроса компетентным органом.
Процессуальные действия должны быть совершены в оставшийся после возобновления производства срок.
В соответствии со ст. 202 ХПК Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и его заместители, а также председатель областного хозяйственного суда вправе приостановить исполнение судебного акта хозяйственного суда до окончания производства в порядке надзора.
Приостановление исполнения судебного акта в силу ст. 202 ХПК влечет и приостановление 6-месячного срока, установленного ст. 235 ХПК для предъявления к исполнению приказа хозяйственного суда.
Кроме перечисленных оснований, законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены иные случаи приостановления производства по делу хозяйственным судом.
Хозяйственный суд вправе приостановить производство по делу в следующих случаях:
1) назначения
хозяйственным судом
2) привлечения
гражданина-лица, участвующего в
деле, для выполнения какой-либо
государственной обязанности.
3) направления
материалов в следственные
4) розыска гражданина
– ответчика в случаях,
5) нахождение
гражданина, являющегося стороной
по делу, в лечебном учреждении
на излечении. В данном случае
все-таки суду следует
6) взаимного соглашения сторон и др.
Процессуальные
сроки, назначенные хозяйственным
судом, могут быть продлены. Необходимость
в продлении может возникнуть
по причине невозможности
процессуальный
срок
Литература
1. Васьковский С. «О правах хозяйственного суда по приостановлению производства по делу» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1999. №4.
2. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн.: Амалфея, 1999.
3. Комментарий к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь. 2-е изд., Мн., 2003.
4. Фалькович М. Процессуальные сроки // Хозяйство и право. 1996. № 5.
Нормативные акты
1. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 г. №19 «О некоторых вопросах, связанных с применением сроков исковой давности» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2000. №1.
2. Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 1 апреля 1999 г. №10 «О некоторых вопросах приостановления производства по делам» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1999. №4.