Принцип диспозитивности гражданско-процессуального права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое рассмотрение принципа диспозитивности гражданского процесса и его действие в судебной практике.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
сформулировать понятие принципа диспозитивности гражданского процесса;
определить понятие и содержание каждого принципа диспозитивности гражданского процесса;
проанализировать развитие принципа диспозитивности гражданского процесса на протяжении всего развития процессуального права России;
выявить недостатки в принципа диспозитивности гражданского процесса.

Содержание

1. Введение …………………………………………………………………..3
2. Принцип диспозитивности гражданско-процессуального права……………….……………………………………………………. 5
2.1 Понятие принципа диспозитивности в гражданском праве……5
2.2 Сущность принципа диспозитивности в гражданском праве… 6
3. Заключение……………………………………………………………….11
4. Список используемой литературы……………………………………13

Работа содержит 1 файл

контрольная по Гражданскому процессу.docx

— 39.19 Кб (Скачать)

Определение диспозитивности в  гражданско-правовой литературе было дано О.А. Красавчиковым, который понимает ее как основанную на нормах данной отрасли права юридическую свободу (возможность) субъектов гражданских правоотношений осуществлять свою правосубъектность и свои субъективные права (приобретать, реализовывать или распоряжаться ими) по своему усмотрению. Диспозитивность, по его мнению, есть правовая свобода управомоченных лиц приобретать права и осуществлять их по своему усмотрению. Определение диспозитивности, данное О.А. Красавчиковым, дополняется указанием на возможность обязанных лиц исполнять свои обязанности по своему усмотрению в пределах, установленных законом.

По мнению большинства цивилистов, для диспозитивности в гражданском  праве характерны следующие черты.

Диспозитивность основана на нормах гражданского права. Наличие и степень  диспозитивности зависят от государства, которое в законе предусматривает  меру самоопределения субъектов  гражданского права.

Диспозитивность представляет собой  возможность совершения автономных юридических действий, влекущих возникновение, изменение и прекращение субъективных гражданских прав. Автономия означает самоопределение, возможность субъектов  в гражданском праве самостоятельно, по своему усмотрению устанавливать условия своих взаимоотношений, объем прав и обязанностей.

Диспозитивность представляет собой  правовую свободу совершения по своему выбору правомерных юридических  действий, поскольку свобода несовместима с действиями неправомерными.

Субъекты гражданского права имеют  возможность по своему усмотрению осуществлять правосубъектность и реализовывать субъективные права, исполнять обязанности.

Осуществление правосубъектности, реализация прав и обязанностей – две самостоятельные стадии движения, которые в гражданском праве отчетливо прослеживаются.

Суммируя изложенные положения  относительно юридического со-держания диспозитивности в гражданском праве, ее можно определить как основанную на нормах данной отрасли права юридическую свободу (возможность) субъектов гражданских правоотношений осуществлять свою правосубъектность, свои субъективные права (приобретать, реализовывать или распоряжаться ими) и исполнять обязанности по своему усмотрению.

Между диспозитивностью и правосубъектностью, субъективными правами субъектов гражданский правоотношений существует тесная связь.

Принцип диспозитивности гражданского процессуального права, на наш взгляд, отражает диспозитивность субъективных материальных прав, защищаемых в гражданском  процессе. Диспозитивность характерна не только для гражданского, но и  для всякого субъективного права. Это возможность субъекта осуществлять право по собственному усмотрению, то есть диспозитивность означает для  управомоченного лица свободу в выборе варианта поведения. Поскольку субъективное право осуществляется по усмотрению субъекта, возможность обратиться за защитой также реализуется только по воле обладателя субъективного права. Отсюда следует вывод: защита субъективного права не может быть навязана материально заинтересованному лицу. Из этого и исходил законодатель, связывая возникновение гражданского процесса, его развитие, переход из стадии в стадию и окончание с волей материально заинтересованного лица.

На это в свое время указывал Е.В. Васьковский, который считал, что «принцип диспозитивности принадлежит к числу безусловных, непре-ложных начал гражданского процесса – не потому, впрочем, что он не может быть нарушен законодателем, а потому, что отступления от него, если бы они и были сделаны в законе, все равно не могут получить прак-тического осуществления без воли заинтересованного лица»

Противоположную позицию занимал  В.А. Рязановский, который подчеркивал, что нельзя рассматривать принцип диспозитивности как безусловное начало процесса, вытекающего из сущности гражданских прав, не допускающегося без воли заинтересованных сторон. Далее он отмечал, что государство заинтересовано в организации процесса. Оно не может допустить, чтобы гражданский процесс служил только формальной истине, чтобы правосудие, этот оплот правопорядка, расходилось с его задачами и было подчинено интересам отдельных лиц. Обладателю субъективного гражданского права принадлежит автономия в распоряжении своим правом до процесса, но если он обратился к суду, то должен считаться с организацией процесса, определенной государством не только в его личных интересах, а прежде всего в интересах целого, в интересах всего государства. А интересы целого требуют, чтобы процесс служил охране правопорядка, целям раскрытия материальной истины. Таким образом, по мнению В.А. Рязановского, от усмотрения субъекта права зависит, обратиться или нет к суду; дальше уже дело государства – организовать процесс наиболее целесообразно для охраны правопорядка. Поэтому частная автономия тянущихся в процессе не может иметь широкого применения. Распоряжение объектом процесса и средствами процессуальной борьбы должно терпеть ограничения в интересах раскрытия материальной истины. В частности, отказ от иска, признание, мировая сделка не могут носить, по мнению В.А. Рязановского, характер безусловных диспозитивных актов в гражданском процессе. Диспозитивность характеризует гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.

Многие цивилисты относят категорию  диспозитивности к методу (О.А. Красавчиков, Г.А. Свердлык, В.Ф. Яковлев, Т.Н. Молчанова и др.).

В исследовании, специально посвященном  изучению гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, В.Ф. Яковлев определяет метод как «способ воздействия на отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспозитивностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой самостоятельности сторон».

Данная проблема в правовой науке  является весьма спорной.

Следует согласится с позицией С.С. Алексеева, который, устанавливая специфические черты содержания гражданских правоотношений – особенности формирования содержания прав и обязанностей, – отмечает наличие в них начал диспозитивности. Но диспозитивность понимается автором только как возможность распоряжаться своими гражданскими субъективными правами.

Представляется, что диспозитивность  – один из наиболее специфичных  принципов гражданского судопроизводства. Он определяет механизм движения гражданского процесса.

Этот принцип является отражением автономного положения субъектов  спорных гражданских правоотношений. В соответствии с ним гражданские  дела, по общему правилу, возникают, развиваются, изменяются, переходят из одной стадии процесса в другую и прекращаются под влиянием, главным образом, инициативы участвующих в деле лиц. Начало диспозитивности  пронизывает все гражданское  судопроизводство – от возбуждения  гражданского дела до исполнительного  производства.

Принцип диспозитивности гражданского процессуального права является отражением и развитием принципа диспозитивности в гражданском  материальном праве. В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. А на основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это же положение (в несколько ином виде) сформулировано и в ст. 3 ГПК, где указано, что всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Как справедливо отмечается в юридической  литературе, принципы есть основания  системы норм гражданского процессуального  права, центральные понятия, стержневые начала всей совокупности процессуальных законов. При этом о принципе права можно говорить лишь постольку, поскольку он, как руководящая идея, получил нормативное закрепление: идея, не зафиксированная нормой права, не может стать правовым принципом. Как диспозитивность, так и законность в гражданском процессе отвечают критериям принципа права.

Принцип диспозитивности – это  возможность лиц, участвующих в  деле, свободно располагать, распоряжаться  предоставленными им законом процессуальными  правами. Реализация этого принципа определяет движение гражданского процесса. Так, например, истец вправе предъявить иск или воздержаться от этого, может  изменить предмет или основание  требования, отказаться от иска, согласиться  на заключение мирового соглашения.

Принцип диспозитивности находит  свое развитие в многочисленных нормах как процессуального, так и материального  права. Содержание принципа диспозитивности  заложено в ст. 9 ГК РФ, согласно которой граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права. Включение этого положения в ГК РФ (оно заимствовано из ст. 5 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик) повлекло внесение в 1995 году значительных изменений в ГПК РСФСР 1964 года, касающихся возможности распоряжения сторонами своими правами (на отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения, признание фактов и др.).

По общему правилу, возникновение  гражданского процесса (возбуждение  гражданского дела) возможно только по заявлению заинтересованного лица, т.е. лица, обратившегося в суд  за защитой своих прав, свобод и  законных интересов (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 ГПК РФ).

В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении» отмечено, что согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем  оно было заявлено) суд имеет право  лишь в случаях, прямо предусмотренных  федеральными законами.

 

 

 

 

  1. Заключение

С развитием  общества принципы процессуального  права развиваются и усовершенствуются  с учетом потребностей политических и социально-экономических преобразований, дальнейшего обеспечения гарантий защиты субъективных прав граждан, их объединений и государственных  интересов, а также повышения  эффективности судебной деятельности в обеспечении законности и справедливости. На современном этапе развития строгое  следование и законодательное усовершенствование полноты выражения и действия демократических принципов гражданского процессуального права является важной гарантией усиления законности как неотъемлемой части функционирования правового государства и демократического правопорядка.

Таким образом, значение принципов  гражданского процессуального права  состоит в том, что в них  отражены наиболее характерные демократические  черты и общая направленность права и его важнейших институтов, в связи с чем они предоставляют возможность понять суть этой отрасли права, ее общественный характер в целом, а также отдельных институтов.

Рассмотрев принцип диспозитивности  можно сделать такой вывод, что  он является основой гражданского процесса и на его основе происходит развитие и построение отраслей права современной  науки. Вместе с тем, принцип диспозитивности  не может существовать отдельно от остальных принципов, а только во взаимодействии с ними, и его смысл  раскрывается с учетом смысла других принципов отрасли права. Принцип  диспозитивности гражданского процессуального  права находится в тесной связи  и взаимодействии с такими важными  принципами процесса, как принцип  законности и объективной истины.

Составляющие принципа диспозитивности  «разбросаны» по многим статьям гражданского процессуального кодекса. Можно  отметить, что в целом данный принцип  закреплен достаточно качественно. Однако есть свидетельства, что некоторые  проблемы у сторон в отношении  распоряжения своими процессуальными  и материальными правами, несомненно, есть. Конечно, принцип диспозитивности  не может существовать отдельно от остальных принципов гражданского процесса, а только во взаимодействии с ними. Но это взаимодействие должно быть реализовано таким образом, чтобы сущность и назначение принципа диспозитивности заключались не только в обеспечении осуществления  гражданского судопроизводства, но больше всего в утверждении качества, эффективности и полноты судебной защиты прав участников гражданского процесса.

Право граждан на обращение в  суд за защитой и на судебную защиту закреплено в Конституции России, поэтому принцип диспозитивности  опирается на конституционную основу.

Сущность принципа диспозитивности  характеризуется свободой распоряжения сторонами своими материальными  правами в процессе и полнотой использования ими процессуальных средств защиты этих прав. Вместе с тем свобода распоряжения сторонами их материальными правами сочетается с инициативой и активностью других участников процесса – таких, как суд, прокуратура, государственные органы и общественные организации. Данное обстоятельство дает повод называть этот принцип двигательным началом процесса.

Содержание принципа диспозитивности  раскрывается через конкретные нормы  процессуального права, в которых  зафиксированы в основном действия участников процесса, направленные на его возникновение, движение, изменение  и прекращение. Вместе с тем, сущность и назначение принципа диспозитивности  заключается не только в обеспечении  движения процесса, но больше всего  в утверждении реальности, гибкости и полноты судебной защиты прав заинтересованных лиц.

Проблемным вопросом является соотношение  принципа диспозитивности и принципа публичности тогда, когда инициатором  обращения в суд является прокурор или иной орган государства или  местного самоуправления, а в то же время лицо, в интересах которого предъявляется иск и чьи права  нарушены, является дееспособным и  не желает обращаться в суд за защитой.

Эффективность выполнения задач гражданского судопроизводства находится в прямой зависимости от правильного применения судами в деле принципа диспозитивности, для чего необходимо понимать его  смысл, место и значение в системе  права.

Изучение принцип диспозитивности  очень важно для дальнейшего  развития гражданского процесса и для  построения правового государства  и гражданского общества, без которого невозможно осуществление гражданского правосудия.

 

 

 

  1. Литература

 

Основные  нормативные правовые акты

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 №138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, №46, ст. 4532.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 №95-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, №30, ст. 3012.

Федеральный конституционный закон  от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, №1, ст. 1.

Закон РФ от 26.06.1992 №3132–1 (ред. от 05.04.2005) «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 30.07.1992, №30, ст. 1792.

Информация о работе Принцип диспозитивности гражданско-процессуального права