Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:31, дипломная работа
Преступность несовершеннолетних традиционно привлекает вни-мание ученых и практических работников правоохранительных орга¬нов по многим причинам. Главное — это то, что лица, совершающие про-тивоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значи¬тельно труднее поддаются исправлению и в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности
Введение
Глава 1. Общая характеристика преступности несовершеннолетних
1.1 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних после 1945 г. и на современном этапе
1.2 Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних в региональном аспекте в современный период
Глава 2 Характеристика личности несовершеннолетнего преступника
2.1 Понятие личности несовершеннолетнего преступника. Уголовно – правовые характеристики личности несовершеннолетних преступников
2.2 Социально - демографические характеристики несовершеннолетних преступников
2.3 Нравственно-психологические характеристики личности несовершеннолетних преступников
Глава 3 Детерминанты преступности несовершеннолетних и ее предупреждение
3.1 Детерминанты преступности несовершеннолетних
3.2 Предупреждение преступности несовершеннолетних
Заключение
Список использованных источников и литературы
5. Безработица, обнищание семей, неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой. Бедная семья практически утрачивает способность защищать детей от негативных влияний окружающей среды, в значительной мере она сама становится криминогенным фактором.
6. Приобретение массового характера уклонения детей от получения образования в начальной и средней школе, раннее начало трудовой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой, полукриминальный или криминальный характер. Ежегодно бросают учебу около 60 тыс. детей.
7. Обнищание родительской семьи, безработица либо неполучение зарплаты родителями и значительные заработки детей в теневом и криминальном бизнесе исключают положительное отношение к честному труду. В семьях, где малолетние дети содержат родителей, последние, как правило, утрачивают авторитет и оказываются неспособными выполнять какие-либо позитивные педагогические функции.
8. Начавшие раннюю трудовую жизнь дети, обычно оказываются отрезанными от духовной жизни, физической культуры, спорта, здорового досуга и, вообще, здорового образа жизни. Через достаточно короткий срок они практически утрачивают способность к духовному развитию.
9. Идеологический вакуум после развала коммунистического режима, ликвидации пионерских и комсомольских организаций в значительной мере заполнился криминальной идеологией, культом насилия, индивидуализма, корысти и цинизма.
10. Социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей — выходцев из различных социальных групп (причем, если среди взрослых вуалирование несправедливости социального распределения облегчается легендами о том, что наиболее богаты те, кто приносит больше пользы обществу, то единственная заслуга обеспеченных детей в том, что их родители богаты — а ничто не оказывает такого сильного криминогенного воздействия, как несправедливость: она рождает зависть, переходящую в ненависть и агрессию, а также нейтрализует нравственные запреты при совершении хищений).
11. Пороки социальной политики государства, деградация системы здравоохранения влекут рост физических и психических заболеваний среди детей, различные психические аномалии, которые можно было бы скорректировать в раннем возрасте, из-за недостатка медицинского обслуживания приобретают устойчивый характер. Впоследствии они оказывают влияние на мотивацию преступного поведения.
12. Разрушение сети государственных организаций, обеспечивающих культурный досуг подростков, которая была достаточно развитой в советское время, коммерциализация в этой области сделали нормой жизни многих подростков бессмысленное времяпровожде-ние на улицах, в подъездах, на чердаках и в подвалах. Все это оказывается благотворной почвой для развития наркотизма, употребления спиртного, беспорядочной половой жизни, изнасилований. Занятия в секциях борьбы заменяются групповыми драками.
Идея о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства, была высказана в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон), но ее практическое воплощение произошло сравнительно недавно. Эта идея получила правовую аргументацию в работах юристов классической школы уголовного права (XVIII в.), которые заложили основу новой политики в борьбе с преступностью. Ее суть закрепилась в короткой формуле: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него».
Дальнейшее теоретическое обоснование предупреждения преступности было дано в рамках криминологии, которая выступила альтернативой науке уголовного права в плане формулировки основных целей, задач и мер борьбы с преступностью в современных условиях. На сегодняшний день предупреждение преступности — главное направление деятельности государства и общества в борьбе с этим социально-негативным явлением.
Если уголовное наказание оказывает влияние на преступность посредством воздействия на личность преступника, то меры предупреждения направлены на устранение или нейтрализацию причин и условий, порождающих преступность. Поэтому предупредительная деятельность по своему содержанию, масштабам мероприятий и количеству субъектов, участвующих в ней, значительно шире и богаче, чем практика применения уголовного наказания.
Наряду с термином «предупреждение» используют и такие, как «профилактика» и «превенция». В криминологической литературе эти термины иногда рассматривают как самостоятельные, не совпадающие по своему смыслу, связывая их значение с разными уровнями и видами рассматриваемой деятельности (Г. А. Аванесов, В. С. Устинов). Подобное разграничение носит условный характер, что подтверждается этимологическим сходством вышеназванных терминов. Поэтому их можно использовать как равнозначные и взаимозаменяющие.
Политика в области предупреждения преступности должна быть основана на определенных принципах. Являясь особым видом деятельности в области социального управления, профилактика, как правило, не связана с причинением конкретным лицам лишений и правоограничений. Она направлена на совершенствование общественных отношений, в недрах которых коренятся причины преступности. В этом смысле предупреждение отвечает принципам гуманизма и рациональности.
Исторический обзор деятельности Российского государства в области борьбы с преступностью несовершеннолетних свидетельствует, что практически на всех ее этапах предупреждение правонарушений рассматривалось как главное и наиболее эффективное ее направление.
Сужение сферы применения уголовного наказания и соответственно расширение сферы применения профилактических мер непосредственно вытекает из основополагающих положений долгосрочной социальной политики российского государства.
На разных этапах его развития, как в периоды экономического подъема и реального улучшения условий жизни в стране, так и в периоды политических и экономических кризисов, когда эти условия резко ухудшались, население нищало, разочаровывалось в идеалах своего существования и в возможностях государственной власти эффективно управлять страной (октябрьский период 1917г., период массовых предвоенных репрессий, сегодняшний кризисный период «рыночных реформ»), профилактика преступности всегда входила в число приоритетных задач государства и, как правило, выдвигалась на передний план[55].
Руководство страны постоянно требовало от правоохранительных органов повышения эффективности предупредительной работы всех государственных органов и общественных организаций, ответственных за воспитание подрастающего поколения, проявления большей заботы о профилактике преступлений.
Существенные преимущества такого подхода в качестве приоритетного в борьбе с преступностью особенно, когда это касается несовершеннолетних, и сегодня ни у кого не вызывают сомнения.
Предупреждение преступности — это не только устранение, нейтрализация негативных обстоятельств, но и использование, стимулирование позитивных процессов социальной жизни общества. Именно поэтому оно наиболее эффективное средство борьбы с преступностью и по экономическим параметрам, так как позволяет решать многие задачи путем применения в первую очередь социальных мероприятий, реализуемых государством с целью решения иных, более общих проблем, последовательного улучшения условий жизни населения.
Анализ достигнутого, как и тех неблагоприятных тенденций, которые негативно отражались на духовной жизни нашего общества, дает дополнительные доказательства, что неотъемлемой стороной осуществляемых в стране реформ должна быть и целенаправленная конкретная деятельность государства по определению стратегии и тактики борьбы с преступностью, ее программированию и последовательному обеспечению неуклонного соблюдения законов, усилению гарантий прав граждан, охраны их интересов по обеспечению строгого соблюдения законности [56].
Разгул преступности, сопровождающий в последние годы деятельность Российского государства по экономическому и политическому преобразованию общества, указывает на необходимость бескомпромиссной борьбы с различными негативными явлениями, проведения твердого и последовательного курса на очищение нравственной атмосферы от всего чуждого, способного продуцировать в массовом масштабе противоправные действия граждан[57].
Эта деятельность должна иметь целенаправленный характер и осуществляться применительно ко всем сферам воспитания детей и подростков с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью.
Концептуальные основы и конкретные меры по решению возникающих в этой связи проблем определены в нормативно-правовых актах РФ. Они предусматривают: создание условий для функционирования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков; совершенствование ее нормативно-правовой базы; оснащение учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками с девиантным поведением, необходимым оборудованием и автотранспортом; разработку научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков в современных условиях; кадровое обеспечение профилактической системы.
Все эти решения имеют принципиальный характер еще и потому, что возлагают всю полноту ответственности за состояние законности и правопорядка на конкретной территории на администрацию этих территорий. Именно администрация региональных органов власти призвана постоянно держать этот вопрос в поле зрения, направлять и координировать в борьбе с правонарушениями усилия различных организаций и учреждений, правоохранительных органов, всей общественности, трудовых коллективов, семьи и школы, активно использовать для этого организационные, экономические, идеологические средства. Профилактическая работа по всем направлениям этой деятельности должна вестись комплексно на плановой, системно-целевой основе.
В решениях руководства страны постоянно подчеркивается также, что усилия всех государственных органов и общественных организаций должны быть сосредоточены на кропотливой индивидуальной воспитательно-профилактической работе, перестройке сознания и психологии людей, повышении их внутренней культуры, оздоровлении отношений в семье, сфере быта и отдыха. Проблемы борьбы с преступностью, иными негативными явлениями нельзя сводить лишь к применению запретительных методов, к упованию на применение уголовного наказания. Эти меры, как правило, не только не дают позитивных результатов, а напротив, загоняют болезнь вглубь, порождают новые проблемы, в итоге — компрометируют важное, нужное дело.
В борьбе с преступлениями несовершеннолетних, иными негативными явлениями в их среде законодательство страны нацеливает соответствующие органы на широкое использование профилактического воздействия не только непосредственно на детей и подростков, но прежде всего опосредованным путем, через изменение, оздоровление ближайшего окружения, семейной и иной микросреды
Многие годы с этой целью широко используются меры, направленные на: своевременное выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей или изъятых из неблагополучной среды; улучшение правового регулирования вопросов брака, воспитания детей в семье, ответственности родителей за ненадлежащее воспитание несовершеннолетних; улучшение педагогического надзора за проведением подростками свободного времени» развитие активных форм отдыха, проведение досуга детьми и подростками; совершенствование правовой и педагогической пропаганды среди родителей и несовершеннолетних и др. С их помощью устраняются и «узкие места» общей системы воспитания, что в итоге также создает надежные предпосылки для более успешной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних.
Чтобы усилить результативность этого направления в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних, а также существенно улучшить условия жизни и воспитания детей и подростков из неблагополучных и малообеспеченных семей, требуются постоянные целенаправленные усилия. Смысл их реализации в том, чтобы создать в стране принципиально новое положение, когда не должно быть заброшенных, запущенных детей ни в детских домах, ни в школах-интернатах, ни в специальных школах, ни в учреждениях для детей-инвалидов, ни на улице, ни в семье.
Социальное обслуживание семьи и детей со временем может стать наиболее важной составной частью принципиально нового для настоящего и будущего России направления социальной политики в области профилактики правонарушений несовершеннолетних
Суть социального обслуживания семьи и детей — помочь человеку на индивидуальном личностном уровне в решении проблем его жизнедеятельности, начиная с получения положенного по закону пособия, до оказания психологических, юридических, социально-бытовых услуг, гарантировать социальную поддержку и помощью профессиональной социальной службы в трудной ситуации и одновременно актуализировать его внутренний потенциал самопомощи[58]
Нарождающиеся социальные службы активно приступили к решению проблем детской беспризорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», безнадзорности, защите прав детей и подростков
К 2002 г. в Российской Федерации действовало 874 учреждения социального обслуживания семей и детей, в том числе 94 центра социальной помощи семье и детям, 228 отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания населения, 96 центров психологической помощи, 78 центров экстренной психологической помощи по телефону[59]. Необходимо отметить, что в Новокузнецке также действуют центры социальной помощи в семье и детям, отделений по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания, центр психологической помощи (в том числе и по телефону 064). Помощь семье оказывают и центры, деятельность которых непосредственно направлена на социальную поддержку ребенка, оказавшегося в особо трудной ситуации. Это детские приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.