Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 17:46, доклад
Иностранные граждане, прибывающие в Казахстан, зачастую сталкиваются с определенными трудностями в отношении определения своего правового статуса на территории принимающей их стороны. В Казахстане в настоящее время только формируется законодательная база по регулированию данного вопроса, но в ней еще не полно отражена государственная позиция к проблемам иностранных граждан.
Правовой статус
иностранцев в Республики Казахстан
Иностранные граждане,
прибывающие в Казахстан, зачастую
сталкиваются с определенными трудностями
в отношении определения своего
правового статуса на территории
принимающей их стороны. В Казахстане
в настоящее время только формируется
законодательная база по регулированию
данного вопроса, но в ней еще не полно
отражена государственная позиция к проблемам
иностранных граждан.
С обретением независимости
и суверенитета, свободой внешнеэкономической
деятельности, привлечением иностранных
инвестиций, снятием административных
запретов и ограничений на въезд и пребывание
иностранцев в РК, развитием туризма произошло
резкое увеличение приезжающих и проживающих
в нашем государстве иностранцев. Вопрос,
который еще совсем недавно затрагивал
сравнительно небольшое число иностранных
граждан, превратился в животрепещущую
проблему для многих организаций, казахстанских
законодателей и правоприменительных
органов (прокуратура, суд, нотариат, адвокатура
и др.).
Несмотря на то,
что в республике имеется необходимая
правовая база, которая определяет статус
иностранцев в республике, вопросы их
правового положения все еще остаются
открытыми. Сегодня, как никогда, необходимо
обновление существующего нормативного
материала о правовом положении иностранных
граждан, что потребует внесения изменений
в Законы РК "О миграции населения",
"О занятости населения", "О беженцах",
в Указ Президента РК, имеющий силу закона,
"О правовом положении иностранных
граждан в РК".
В республике не
раз предпринимались шаги, направленные
на упрощение и более четкое правовое
закрепление порядка оформления въезда
в РК и выезда из РК как иностранцев, так
и граждан РК, а также на расширение возможностей
встреч на основе семейных связей, безвизовых
поездок, выдачи многократных въездных-выездных
виз, упрощения таможенных формальностей
и т.д. Но проблемы остались.
В Основном законе
РК п.3 статьи 4 определено, что международные
нормы, ратифицированные РК, имеют приоритет
перед законами РК и применяются
непосредственно, кроме случаев, когда
из международного договора следует, что
для их применения требуется издание закона.
Поэтому для создания и развития правовой
базы по регулированию статуса иностранцев
в РК, применения принципов международного
права необходимо комплексное исследование
того объема прав и обязанностей иностранцев,
который заложен в законодательстве зарубежных
стран, международных конвенциях, соглашениях
по правовым вопросам статуса иностранцев.
Среди всех категорий
иностранных граждан, пребывающих на
территории РК, наибольшим объемом прав
пользуются граждане стран - членов СНГ
и прежде всего тех государств, с которыми
Республики Казахстан тесно интегрируется.
Их привилегированное положение, по сравнению
с другими иностранцами, устанавливается
договорами Казахстана с этими странами.
Пребывание иностранных граждан ближнего
зарубежья регулируется двусторонними
и многосторонними договорами.
Вместе с тем,
даже среди этой категории иностранных
граждан можно провести градацию.
Так, в наиболее привилегированном
положении среди них находятся граждане
России, которым в соответствии с договором
от 20.01.1995 г. "О правовом статусе граждан
РК, постоянно проживающих на территории
РФ, и граждан РФ, постоянно проживающих
на территории РК" предоставлено право:
занимать должности руководителей, заместителей
руководителей структурных подразделений
в областных, районных, поселковых, городских,
сельских администрациях, а также отделов,
управлений, коллективов, входящих в систему
местных органов исполнительной власти,
на основе порядка, согласованного сторонами
договора. (Но, к примеру, такое положение
отсутствует в точно таком же казахстанско-белорусском
договоре от 17.01.1996 г.).
Кроме того, по этому
же договору на граждан России не распространяются
ограничения или дополнительные обязанности,
которые установлены для иностранных
граждан. К договорам, устанавливающим
особый статус иностранных граждан, относится
также Соглашение между РФ и РК "О военной
службе граждан РФ в ВВС РК по контракту
и их статус" от 20.01.1995 г.
Модель казахстанско-
Вместе с тем,
определенную тревогу вызывает правовая
схема обеспечения пребывания иностранных
граждан в РК дальнего зарубежья. особенно
в сфере правового регулирования вопросов
контроля их пребывания. Государственные
органы власти, а конкретно МИД РК совместно
с МВД, КНБ, Министерством юстиции РК и
другими заинтересованными ведомствами,
приняли Инструкцию "О выдаче виз РК".
В целях урегулирования
рынка трудовых ресурсов и борьбы
с безработицей ими был проведен
ряд мероприятий. Во-первых, было принято
решение о введении запрета на
осуществление индивидуальной коммерческой
деятельности на рынках, расположенных
на территории РК, иностранными гражданами
и лицами без гражданства, пребывающими
в РК по служебным, частным делам, на учебу,
лечение, в качестве туристов. Сегодня
ни для кого не секрет, что уже на протяжении
ряда лет иностранные граждане, пребывающие
в РК, в нарушение действующего законодательства
занимаются индивидуальной коммерческой
деятельностью на рынках городов и регионов
РК.
Анализ правонарушений
показывает, что основные противоречия
заключаются в несоответствии задекларированной
в приглашении и визе фактической цели
нахождения иностранных граждан в РК.
Вот поэтому мы и становимся свидетелями
таких фактов, как создание иностранными
гражданами, торгующими на казахстанских
рынках, совместных предприятий. Основная
цель иностранных граждан при этом - любыми
способами продлить сроки своего пребывания
на территории РК.
Несмотря на
то, что органами правопорядка проводятся
профилактические мероприятия, которые,
кстати, очень часто приводят к
неоднократным случаям
Аналогично, на
наш взгляд, было бы предусмотрительно
внести в Указ Президента РК от 15.07.1996
г. в ст.19 "О порядке предоставления
политического убежища
1) в отношении
таких лиц не осуществляется
выдача;
2) они не могут
быть высланы или выдворены,
во всяком случае в те страны,
где они могут подвергаться преследованиям.
(Такое положение предусмотрено Декларацией
о территориальном убежище, принятой ООН
от 14.12.1967 г);
3) они имеют
право пользоваться особыми
Нельзя не добавить,
что в указе необходимо четко
определить позицию РК относительно
предоставления только территориального
убежища и непризнания
Таким образом,
если дипломатическое
Указанные пробелы
в казахстанском законодательстве по
регулированию правового статуса иностранных
граждан и лиц без гражданства не являются
исчерпывающими и требуют большего внимания
к их разрешению. Все еще остается дискуссионным
как в законодательном, так и в практическом
плане такой актуальный вопрос, как привлечение
иностранной рабочей силы в РК. В республике
до сих пор не ратифицирован ряд международных
документов, касающихся как трудовой миграции
в РК, так и вопросов лицензирования в
соответствии с международными стандартами.
Правительство РК приняло ряд нормативов,
касающихся регулирования трудовой миграции,
такие как:
Правила выдачи
лицензии на деятельность, связанную
с привлечением иностранной рабочей
силы и вывозом рабочей силы из
РК за границу;
Правила, условия
и размеры внесения гарантийного и залогового
взносов;
Правила оказания
посреднической помощи гражданам по
трудоустройству за границей;
Правила защиты
внутреннего рынка труда при
выдаче разрешений работодателя на привлечение
иностранной рабочей силы.
Кроме того, Министерство
труда и социальной защиты населения
РК некоторые вопросы трудовой миграции
рассмотрело в разъяснительном
письме от 12.06.2000 г.
Накопленная законодательная
база позволяет республике заключать
двусторонние договоры в этом направлении.
Это необходимо сделать, поскольку при
отсутствии таких договоров и граждане
РК пребывают в некоторых зарубежных государствах
незаконно. Примером тому могут послужить
неоднократные случаи, когда граждане
РК пребывают в Южной Корее по туристическим
визам с целью трудоустройства. Понятно,
что это противоречит законодательству
как самой Южной Кореи, так и РК, а порой
приводит и к трагическим последствиям.
Открытыми вопросами
остаются и семейно-брачные отношения
граждан РК с иностранными гражданами,
например, проблема выплаты алиментов
иностранного гражданина, покинувшего
РК и имеющего ребенка от бывшего брака
с гражданкой РК. Важно отметить, что Республика
Казахстан подписала отдельные соглашения
по обеспечению правовой помощи с государствами
СНГ, Турцией и другими, но до сих пор у
нас нет принятых международных соглашений,
которые могли бы полностью обеспечить
выплату алиментов со стороны иностранных
граждан дальнего зарубежья, имеющих несовершеннолетних
детей в РК и отказывающихся от данной
выплаты. Указанная проблема актуальна
и требует особого внимания со стороны
казахстанских законодателей.
Вышеобозначенные
пробелы относительно правового
статуса иностранных граждан
и лиц без гражданства в
РК говорят о том, что требуется
систематизация республиканского законодательства
в данном вопросе. Необходимо принять
новый единый закон РК, который включал
бы в себя весь комплекс вопросов, мог
бы однозначно и более конкретизировано
определять регулирование этого правового
поля.
Сабитова Айнур Алимхановна, к.ю.н., зам. заведующего кафедрой международного права и общеюридических дисциплин АГУ им. Абая
Источник: Прочие Сохранить
Информация о работе Правовой статус иностранцев в Республики Казахстан