Правовое государство и гражданское общество в их соотношении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:02, реферат

Описание работы

Само понятие “гражданское общество” достаточно древнее. Наиболее первые осмысление этого понятия можно встретить в трудах Аристотеля, Локка, Гоббса, Монтескье, Руссо, Маркса, Бакунина и других.

В пример можно привести отрывки из работ этих великих мыслителей прошлого:

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим как подданного; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Содержание

1. Гражданское общество: содержание, структура и основные характеристики:

1.1. Содержание и определения гражданского общества………………….2

1.2. Структура гражданского общества……………………………………...4

1.3. Признаки гражданского общества………………………………………6

2. Основные характеристики правового государства:

2.1. Возникновение и развитие идеи правового государства……………...8

2.2. Основные характеристики правового государства…………………….10

2.3. Признаки правового государства……………………………………….12

2.4. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства………20

Заключение…………………………………………………………………………...22

Список использованной литературы……………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА правовое государство.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     Государственная Дума состоит из 450 депутатов, из которых  половина избирается по одномандатным  избирательным округам и половина – пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями и блоками.

     Федеральные законы принимаются Государственной  Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации. Принятый закон направляется Президенту для подписания и промульгации.

     Исполнительная  власть в стране осуществляется Правительством, являющимся высшим коллегиальным органом исполнительной власти. Российское Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.(4) К основным полномочиям Правительства относят: разработка бюджета, обеспечение проведения единой финансовой политики, обеспечение обороны страны и многие другие. Система органов исполнительной власти также включает министерства, которые осуществляют управление в наиболее важных социально-экономических и политических сферах. Министерства формируются по отраслевому принципу. Помимо министерств выделяются ведомства, которые осуществляют управление в сферах, не входящих в компетенцию министерств.

     Судебная  власть осуществляется посредствам  конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. К числу высших органов судебной власти относят Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.(1)

     Второй  признак означает, что и человек, и все общественные организации, и само государство не должно нарушать права, должны неукоснительно соблюдать их. В правовом  государстве  ни  один  государственный  орган, должностное лицо,  коллектив или общественная  организация,  ни один человек не вправе посягать на закон.  За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.  Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему,  а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем  более не нарушать  его. Кроме того, и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом.  А для этого  помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

          Правовое государство также предполагает  правовую  устойчивость Конституции.  Недопустимо ее постоянное изменение,  дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Если конституция выражает государственную волю общества,  то ее изменение,  обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.(5)

          Новая Конституция Российской  Федерации в соответствии с  принципом  разделения  властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов.  Конституцией Российской Федерации к федеральным законам отнесены:  федеральные конституционные законы и федеральные законы.      К  правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального  значения,  автономных областей и автономных округов,  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

          Все правовые акты,  издаваемые  в Российской Федерации,  не  могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные  законы  не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76,  ч.3).  Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и  иным  актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.(5)

          По вопросам,  отнесенным Конституцией  к ведению Совета Федерации  (о  назначении  счетной палаты) и Государственной Думы (акт об амнистии) каждая палата принимает собственные постановления. По всем другим вопросам, прямо не отнесенным к компетенции палат Федерального Собрания,  возможно лишь принятие  федеральных законов.

          Президент Российской Федерации  издает указы  и  распоряжения,  которые не противоречат Конституции и обязательны на всей территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения,  обеспечивает их исполнение.  Они обязательны к исполнению на всей территории Российской  Федерации и основываются на Конституции Российской Федерации,  федеральных законах,  нормативных указах  Президента.

     Конституция Российской Федерации - юридическая  база всего законодательства,  в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления,  основные  права  и обязанности граждан. К числу таким  норм,  относятся те,  которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан,  реальность  которых не  должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма реализации указанной  группы  конституционных норм.

      

         Третий  признак означает, что государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают права человека, свободу и равенство всех граждан.

         В правовом государстве любое ущемление  прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства.  Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий,  обеспечивающих такое равенство.(6)

          Перечень прав и свобод человека  и гражданина, свойственный правовому  государству,  содержится в международных актах.  Это, прежде всего Всеобщая декларация прав человека,  принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических,  социальных и культурных  правах,  Международный пакт о гражданских и политических правах,  принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.

          Перечень прав и свобод,  провозглашенных  в указанных актах закреплен и гарантирован в  конституциях  правовых  государств. Особое  значение  в них придается юридической защищенности личности,  которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает,  что подлинно демократическое государство признает,  что все вопросы,  связанные с  виновность или   не виновностью граждан в совершении того или иного преступления,  следует решать только в судебном порядке. В  Российской  Федерации  это право отражено в ст.49 Конституции Российской Федерации.

          Всеобщая декларация прав и  свобод человека, принятая ООН  в 1948 году состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются свободными и равными по  своему  достоинству и правам.  Они наделены  разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".  Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство, обращение и наказания. Декларация также провозглашает,  что никто не  может  быть подвергнут произвольному аресту,  задержанию или изгнанию,  что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в  личную  и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища,  тайну корреспонденции и т.п.  Она закрепляет и  другие права  и свободы человека,  которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли,  совести  и  религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах,  право на труд, право на  свободный выбор профессии,  право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т.д.). Все права и свободы,  перечисленные в  Декларации,  должны быть  реально обеспечены в государстве.  Это достигается, прежде всего, принятием и проведением в жизнь  разнообразных  законодательных актов,  закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений.(2)

          Права и свободы человека и  гражданина закреплены  в Конституции Российской Федерации,  принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г.  Права и свободы человека  и гражданина  могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Человек,  его права и свободы  являются высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека  и  гражданина  является  обязанностью   государства.

         

        Четвертым признаком правового государства является взаимная ответственность личности и государства. Это неотъемлемый признак правового государства.  В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед  государством.  Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус.  В правовом же государстве,  напротив, делается акцент  на  ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и  свободы.  Эта  ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих  жесткие  санкции за это.(9)

          Важным гарантом незыблемости  прав и свобод граждан  является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны  обеспечить  каждому  возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается,  и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.  Все это вместе взятое делает государство ответственным перед  гражданином.  В  свою  очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Взаимосвязь гражданского общества и правового государства.

     В центре дискуссии о правовом государстве  стоит вопрос о гражданском обществе и его связи с правом и законами государства. Гражданское общество и правовое государство возникли и развивались как реакция против идеала средневековой теократии, как результат раздвоения общественного и частного, общества и государства, права и морали, светского и религиозного. Религия, мораль, наука, искусство начинают существовать в полном объеме и истинном качестве лишь с отказом от политического характера.

     Еще Кант ввел понятие «моральная автономия», согласно которой о правовом порядке можно говорить лишь там, где признается, что общество независимо от государств располагает средствами и санкциями, с помощью которых оно может заставить отдельного индивида соблюдать общепринятые государственные нормы.(3) Именно институты гражданского общества способны играть подобную роль. Такая функция, в сущности, чужда государству, и оно прибегает к его выполнению лишь в случае, если институты гражданского общества демонстрируют свою неспособность. Если гражданское общество рассматривается как результат исторического развития, тот это приводит к огосударствлению гражданского общества и, в конечном счете, к его ликвидации. Институты гражданского общества оказываются неспособными обеспечить правопорядок. Эту роль берет на себя государство, его правоохранительные органы, что в последующем может привести к подмене безопасности гражданского общества безопасностью государства. Если, в сущности, рассмотреть институты гражданского общества, то все они в совокупности и есть правовое государство. Поэтому нельзя отрицать состоятельность мнения о том, что правовое государство – институт гражданского общества. Любое правовое государство не является полностью автономным. В числе явлений, с которыми связаны существование и деятельность государства, не без основания указывают в первую очередь появление институтов гражданского общества. На определенной ступени экономического развития, которая была связана с расколом общества на классы, государство стало необходимостью. (3)

     Отношения между гражданским обществом  и государством не отторгает любую  форму государственного правления  при условии, если она позволяет  политически активному населению контролировать государственную власть. Наиболее активны в этом смысле республики и парламентские монархии. Структура государственных органов допускает различные варианты, но она должна препятствовать концентрации государственной власти, а так же включать в себя независимое правосудие.

     Гражданское общество допускает любую форму государственного устройства, любой тип местного управления, но с условием, что это не отрицает свободы локальных сообществ граждан, а вмешательства государства в местные дела ограничены законом. Государственное устройство в условиях гражданского общества обеспечивает территориальное рассредоточение политической власти, ее демонополизацию.

     Представляется  важным тот факт, что удельный вес  государства в процессах формирования гражданского общества в России будет большим, чем это было в Западной Европе, в связи с особенностями массового политического сознания и традиционного менталитета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовое государство и гражданское общество в их соотношении