Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:46, контрольная работа
Право на судебную защиту провозглашено ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Местоимение "каждому" означает, что право па защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, смешанном или ином предприятии, нигде не работающему, пенсионеру, военнослужащему, студенту, школьнику, лицу, находяще¬муся под следствием или судом либо уже отбывающему нака¬зание, имеющему постоянное место жительства или скитающе¬муся по городам и весям, дееспособному либо находящемуся под опекой или попечительством (в таких случаях действует его представитель) и т. д.
Право на судебную защиту провозглашено ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод". Местоимение "каждому" означает, что право па защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, смешанном или ином предприятии, нигде не работающему, пенсионеру, военнослужащему, студенту, школьнику, лицу, находяще¬муся под следствием или судом либо уже отбывающему нака¬зание, имеющему постоянное место жительства или скитающе¬муся по городам и весям, дееспособному либо находящемуся под опекой или попечительством (в таких случаях действует его представитель) и т. д. Это право гарантируется не только гражданину Российской Федерации, но и иностранцу, а также лицу без гражданства. Причем защите подлежат любые права п свободы, в каком бы документе они ни были закреплены — в Конституции, отраслевых законах, других нормативных пли ин-дивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции, установившей, что сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судеб-ную защиту имеет универсальный характер, оно пе знает ника-ких исключений. В этом смысле рассматриваемая норма Кон-ституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными в ст. 8 Всеобщей декларации прав чело-века: "Каждый человек имеет право па эффективное восста-новление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему Конститу-цией или законом".
Конституционно
Что касается суда как участника процессуального отноше-ния, то независимо от того, какой именно суд рассматривает и разрешает конкретную жалобу, он действует на общих для всех судов, да и всей системы правосудия конституционных принци-пах: законности, гласности, состязательности, равноправия сто-рон, уважения чести и достоинства личности, недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением зако-на, и др.
Обязанность рассматривать обращения граждан возложе¬на на каждый суд, входящий в судебную систему страны. Прежде всего это федеральные суды общей юрисдикции (районные, кра¬евые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, верхов¬ные суды республик, суды автономной области, автономных ок¬ругов, Верховный Суд РФ, военные и специализированные суды), федеральные арбитражные суды (субъектов Федерации, окру¬гов, Высший Арбитражный Суд РФ), Конституционный Суд РФ, а также суды субъектов Российской Федерации (мировые судьи, конституционные (уставные) суды). Гражданин вправе подать жалобу на нарушение его прав и свобод в любой из перечисленных судов, но с непременным соблюдением правил о подсудности.
Эти правила предусматривают три
вида подсудности: 1) предметную (по роду,
характеру дел); 2) территориальную (в
зависимости от места совершения
преступления, места окон-чания
Здесь следует напомнить о
Поправки, внесенные в УПК и
ГПК в 1995 — 1996 гг., час¬тично исправили
положение. Они установили, что истребование
дела в вышестоящий суд допускается
только с согласия или по ходатайству
обвиняемого (по уголовным делам) либо
с согласия сторон (по гражданским
делам). Однако закон по-прежнему оставляет
на усмотрение председателя суда субъек-та
Федерации возможность
Гражданский кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 1 января 1995 г., содержит специальную норму о судебной защите гражданских прав (ст. 11). В пей предусмот-рено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или третейские суды. То есть защита гражданских прав по суду — основной способ защиты. Правда, в этой же норме ГК сделана оговорка, что граждане могут искать защиту и в административных органах (милиция, санитарная инспекция, технадзор, городское самоуправление п т. д.). Но, во-первых, такие случаи сравнительно малочис¬ленны и они должны быть четко обозначены в законе. Во-вто¬рых, любое решение, принятое по жалобе в административном порядке, может быть пересмотрено в суде. В конечном итоге именно судебная защита прав, свобод и законных интересов выступает для гражданина как высший, кульминационный, за¬вершающий этан его обычно долгих хождений н мытарств в лабиринтах бюрократических препон.
Институт подведомственности, о котором упоминает ст. 1' ГК, регулирует защиту прав и охраняемых законом иптересо!] в гражданском судопроизводстве таким образом, что подав-ляющее большинство дел, рассматриваемых судами общей юрис¬дикции, это те, в которых одной из сторон являются граждане. Поскольку в суды поступает ежегодно в среднем почти 1,5 млн гражданских дел н учитывая постоянную тенденцию к увели¬чению их числа, нетрудно сделать вывод, что гражданский процесс выступает в качестве эффективного способа защиты прав, свобод и законных интересов личности.
Судебная власть в сфере разрешения гражданских споров реализуется в трех видах гражданского судопроизводства — исковом, производстве по делам, возникающим из администра-тивно-правовых отношений, н особом производстве. Каждому из них присущи характерные признаки, но главенствующую роль но своим масштабам играет, конечно, исковое производ-ство (примерно 75 процентов всех гражданских дел). В этом порядке, т. е. путем подачи исков, граждане отстаивают в суде свои субъективные нрава п охраняемые законом интересы, воз-никающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, пенсионных, земельных и иных правоотношений.
Право па обращение в суд (право
на предъявление иска) может быть реализовано
только при наличии определенных
условий, предусмотренных ГПК. Среди
них — подсудность дела данному
суду, дееспособность истца, наличие
у представителя истца
суда по спору между теми же сторонами,
о том же предмете и по тем же
основаниям — ст. 129 ГПК). Эти правила
в своей совокупности устанавливают
тот процессуальный порядок, в рамках
которого "всякое заинтересованное
лицо вправе... обратиться в суд за
защитой нарушенного пли
Для гражданского процесса в целом и для института обра¬щения за защитой в суд в особенности характерно и специфич¬но применение принципа диспозитивности, который означает возможность лица самостоятельно, по собственному усмотре¬нию располагать своими субъективными правами — как мате¬риальными, так и процессуальными. Процессуальная днспози-тнвность есть продолжение и прямое следствие дпспозитнвио-сти материальных (регулятивных) правоотношений, посколь¬ку граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права "своей волей и в своем интересе" (ст. 1 ГК). Иными словами, гражданин вправе обратиться в суд в поисках защиты, но он может и не делать этого. Заставить его быть истцом, жалобщиком или заявителем не дано никому. Если же иск за¬явлен, то гражданин вправе изменить основания или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований (если у него появилась дополнительная информация по делу, если стороны в ходе судебного разбирательства согласились по ряду спорных вопросов и т. д.) и даже полностью отказаться от иска (ст. 34 ГПК). Представляется, что в современных усло¬виях, в контексте новых политических и правовых реалий на¬чало диспозитивности ("распоряжаемости") в гражданском су-допроизводстве наиболее рельефно выражает главную идею статуса личности в пока еще очень медленно нарождающемся в России гражданском обществе — ее свободу, самостоятель-ность, индивидуальность, самобытность, автономность. Право на обращение в суд (правосубъектность) есть у всех и каждого, оно естественно и неотчуждаемо."Но прибегнуть к нему либо, напротив, использовать для защиты своих прав и свобод другие способы, не запрещенные законом (ст. 45 Конституции РФ), в том числе заняться самозащитой своих гражданских нрав (ст. 14 ГК), — дело сугубо личное. Решение этого вопроса не под¬контрольно ни обществу, ни государству, оно принадлежит только конкретному индивиду — ценнейшей субстанции гражданско¬го общества.
Конституционное право на судебную
за]цигу при опреде-ленных условиях
может быть реализовано гражданином
и в такой специфической форме
осуществления судебной власти, как
арбитражное судопроизводство. Арбитражные
суды рас-сматривают и разрешают
экономические споры, в том числе
те, одной из сторон которых являются
граждане, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридичес-кого
лица и имеющие статус предпринимателя.
Естественно, что граждане-предприниматели
вправе рассчитывать на защи¬ту своих
прав и охраняемых законом интересов
в арбитраж¬ных судах, куда они могут
обратиться с соответствующим ис¬ком
(ст. 2 Арбитражного процессуального
кодекса РФ, приня¬того 5 апреля 1995 г.).
В арбитражном
Право гражданина на защиту в арбитражном суде бесспорно. Вопрос в другом: в каких случаях предпринимателю нужно обра¬щаться в общий (гражданский) суд, а в каких — в арбитражный?
Мы не будем углубляться здесь
в проблему разграничения полномочии
судов общей юрисдикции и арбитражных.
Компе-тенция этих судов подробно регулируется
соответствующими нормами ГПК и
АПК. Важные критерии разграничения
компе-тенции изложены в совместном
постановлении Пленума Вер-
Если бы такая оценка была высказана
как довод в пользу упразднения
в будущем арбитражных судов
и преобразования двух видов судопроизводства
в одно — гражданское, то такое
предложение, сделанное с1е Ь^с ^егепс1а,
вряд ли могло вызвать возражения.
Ио М.С. Шакарян относит своп выводы
не к бу¬дущему. Она считает, что
анализ действующего арбитражного законодательства
"позволяет отнести