Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:28, контрольная работа
В соответствии с Конституцией РФ, право на судебную защиту является субъективным, принадлежащим физическим лицам. Однако оно распространяется также и на юридических лиц, поскольку последние представляют собой объединение физических лиц. Кроме того, в Российской Федерации равным образом защищаются все формы собственности, а заинтересованные лица независимо от того, являются они физическими или юридическими лицами, имеют одинаковые возможности для отстаивания своих прав и свобод в суде (ч. 2 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 3 ст. 123 Конституции РФ).
Содержание
Введение
В соответствии с Конституцией РФ, право на судебную защиту является субъективным, принадлежащим физическим лицам. Однако оно распространяется также и на юридических лиц, поскольку последние представляют собой объединение физических лиц. Кроме того, в Российской Федерации равным образом защищаются все формы собственности, а заинтересованные лица независимо от того, являются они физическими или юридическими лицами, имеют одинаковые возможности для отстаивания своих прав и свобод в суде (ч. 2 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). Право на судебную защиту по Конституции РФ гарантируется каждому, т. е. оно принадлежит не только российским гражданам и организациям, но также иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства.
Конституционное право на судебную защиту как субъективное право входит в состав соответствующего конституционного правоотношения. К его юридическому содержанию наряду с правом на судебную защиту управомоченного лица относится обязанность суда как органа государственной (судебной) власти обеспечить реализацию данного субъективного права. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). Соответственно судебную защиту прав в форме конституционного судопроизводства осуществляют КС РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, в форме гражданского, административного и уголовного судопроизводства — суды общей юрисдикции, в форме гражданского и административного судопроизводства — арбитражные суды. При этом основную массу судебных дел составляют гражданские дела, разрешаемые судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, и арбитражными судами в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
«Особенность конституционных норм состоит в том, что обычно они реализуются в совокупности с другими нормами, поэтому возникает сложное переплетение конституционных и иных правоотношений»1. Это относится и к нормам, закрепляющим конституционное право на судебную защиту, которое как субъективное право входит в состав комплекса сменяющих друг друга правоотношений. Соответственно, не только в части обеспечения правильности судебных решений, но и в целом конституционные положения о праве на судебную защиту конкретизируются прежде всего в нормах процессуального законодательства. Применительно к гражданским делам такие нормы содержатся преимущественно в ГПК РФ и АПК РФ.
Целью работы явилось рассмотрение права на защиту по Конституции РФ.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- изучить формы и способы защиты прав;
- рассмотреть право на судебную защиту по конституции РФ;
- выделить принципы судебной защиты.
Предмет работы – судебная защита прав.
Объектом работы является конституционное право РФ.
Структура работы представлена введением, основной частью. Заключением, списком использованных источников.
1. Формы и способы защиты прав
защита право конституция
Перед тем, как рассмотреть формы и способы защиты гражданских прав, необходимо дать определение защиты прав. Под защитой прав в гражданском судопроизводстве, следует понимать восстановление нарушенных прав и устранение причин, порождающих правонарушения.
В науке гражданского права вопрос защиты гражданских прав как правило, рассматривается в связи с рассмотрением вопроса о содержании субъективного права. Субъективное право по своему содержанию выступает, как совокупность ряда возможностей, в том числе, возможности для управомоченного лица реализовать право своими собственными действиями; возможности требовать определенного поведения от обязанного лица и, в последующем, возможности обратиться к соответствующим органам с требованием защиты нарушенного или оспариваемого права. Процессуальная форма права на защиту включает в себя три основных составляющих: - обращение управомоченного лица с требованием о защите нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в соответствующий орган, с исковой либо иной предусмотренной законом форме;
- реализацию всеми предусмотренными законом правами в процессе рассмотрения этого требования, установленными применительно к данной форме защиты права;
- обжалование, опротестование
в установленном законом
«Целостность материально-правового содержания права на защиту и его процессуальной формы состоит в том, что возможности материально-правового характера, предоставляемые управомоченному лицу правом на защиту, предполагают и возможность их осуществления в определенной, установленной законом процессуальной форме»2.
«Сама по себе процессуальная форма реализации материально-правовых требований, оставаясь формой жизни материального права, имеет и известное самостоятельное значение. Она находит свое выражение, в том, что процессуальный порядок реализации материально-правовых требований представляет собой особый вид деятельности публично-правового характера, относящейся лишь к случаям реализации материального права посредством включения в действие аппарата государственного принудительного воздействия на правонарушителя. Деятельность эта регулируется специальным законодательством, предоставляющим участникам процесса особые, процессуальные права и обязанности, которые в своей совокупности определяют содержание и специфические особенности той или иной формы защиты права. Известная самостоятельность процессуальной формы находит свое выражение также и в том, что в этой форме находят свою реализацию и защиту не только субъективные материальные права, но и заслуживающие уважения со стороны общества интересы организаций и граждан. Наконец, самостоятельность процессуальной формы проявляется и в том, что обращение граждан и организаций с требованием защиты к компетентным органам не обусловлено, как правило, обязательным предварительным доказательством наличия как самого материального гражданского права, так и факта его нарушения или оспаривания. Именно этим в известной мере определяется также возможность использования одной и той же процессуальной формы как для защиты самых разнообразных по содержанию субъективных гражданских прав, так и субъективных прав, регламентированных некоторыми другими отраслями законодательства. Обладая известной самостоятельностью, процессуальная форма всегда представляет собой лишь форму принудительной реализации материально-правовых требований и, следовательно, лишь одну из форм осуществления субъективного материального права»3.
«Гражданско-правовая защита прав, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации». Под способами защиты субъективных гражданских прав, следует понимать закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных прав и воздействие на правонарушителя. Общий перечень этих способов содержится в ст.12 ГК РФ, которая закрепляет - «защита гражданских прав осуществляется путём:
- признания права;
- восстановления положения,
существовавшего до нарушения
права, и пресечения действий,
нарушающих право или
- признание оспоримой
сделки недействительной и прим
- признание недействительным
акта государственного органа
или органа местного
- самозащиты права;
- присуждение к исполнению обязанностей в натуре;
- возмещение убытков;
- взыскание неустойки;
- компенсации морального вреда;
- прекращение или изменение правоотношения;
- неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
- иными способами, предусмотренными законом»4.
Признание права. Признание права является одним из инструментов разрешения спорных ситуаций. Использование данного иска полностью себя оправдывает в ситуациях, когда упущены сроки или иные возможности обращения в суд с требованиями об обжаловании каких-либо действий, следствием которых и явилась утрата права или неопределенность права. К примеру, гражданин приобрел акции, однако регистратор не осуществил действия по внесению данных в реестр. Одним из вариантов защиты права акционера - является обжалование действий регистратора. Однако, в случае, если в действиях регистратора не усматривается нарушений или, как уже было сказано, упущены сроки такой судебной защиты, акционер может обратиться в суд с иском о признании права собственности.
«Таким образом, иски о признании прав играют важную роль в разрешении споров, а порой являются единственной возможностью для их разрешения несмотря на недостаточное урегулирование данного вида защиты права в законодательстве. Предметом же иска о признании права собственности является лишь констатация факта принадлежности истцу права собственности, но не выполнение ответчиком каких-либо конкретных обязанностей. Решение по иску о признании права собственности устраняет сомнение в праве, обеспечивает необходимую уверенность в наличии права, придает определенность взаимоотношениям сторон и служит основой для осуществления конкретных правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
Основанием иска являются обстоятельства, подтверждающие наличие у истца права собственности на имущество. Правовой основой данного иска является статья 12 ГК РФ, предусматривающая такой способ защиты гражданских прав, как их признание»5.
Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Этот способ защиты, применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими способами защиты, например, взысканием убытков или неустойки. Здесь, интерес обладателя субъективного права проявляется в том, чтобы прекратить нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения.
Признание неоспоримой сделки недействительной, так и применение последствий ее недействительности, как способ защиты права. «В связке «недействительная сделка - применение последствий недействительности сделки» в качестве способа защиты гражданских прав преимущественно рассматривается второй элемент»6. Судя по всему, связано это с тем, что он опосредует возврат владения либо позволяет возместить стоимость утраченного по недействительной сделке, т.е. имеет видимый эффект. Кроме того, многими юристами признание сделки недействительной рассматривается лишь в качестве предпосылки применения последствий недействительности сделки, в том числе реституции. Тем самым нивелируется самостоятельное значение иска о недействительности сделки.
Считаю, что не нужно умалять роль требования о признании сделки недействительной как способа защиты гражданских прав. Дело в том, что утрата «эффекта сделки» обладает не меньшей силой, чем перемещение имущества или денежных средств. Кроме того, каждый из рассматриваемых способов может быть направлен на достижение различных результатов. Так, иск о признании сделки недействительной как способ защиты гражданских прав, как правило, направлен на: 1) сохранение титула; 2) лишение приобретателя титула собственника (но не владения) и возврат его себе. В конечном итоге решение по иску о признании сделки недействительной вносит определенность в гражданские правоотношения, подобно тому, как это делает иск о признании права собственности.
Компенсация морального вреда. Толкование морального вреда изложено в статье 151 Гражданского кодекса: моральный вред – физические или нравственные страдания, причиняемые гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также другие случаи, (действия) предусмотренные законом.
«Под другими действиями подразумевается какое-либо уголовно наказуемое действие, так как, например, совершение насилия или попытка убийства человека, это не только факт физического, но и морального вреда, умышленно причиненного человеку»7. Кроме того, нанесение морального вреда подразумевается и при посягательстве на какие-либо нематериальные блага, которые перечисляются в ст. 150 ГК РФ: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.
Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Защита охраняемых законом прав и интересов граждан и юридических лиц может быть осуществлена и таким способом, как признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Действующее законодательство ясно определило правовую роль решения суда о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, рассматривая принятие такого судебного акта, как применение способа защиты гражданских прав. Статья 46 Конституции РФ наделяет гражданина и юридического лица правом обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Судебный контроль за законностью актов и действий в сфере управления, защита субъектов гражданских прав от произвола государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц служит одной из гарантий осуществления и соблюдения гражданских прав.
Присуждение к исполнению обязанности в натуре. Исходя из подхода к понятию принципа реального исполнения, следует, что иск о присуждении к исполнению обязательства в натуре есть одно из гражданско-правовых средств, обеспечивающих реальное исполнение обязательств. Помимо иска о присуждении в натуре, целям принуждения должника к реальному исполнению служит и такой механизм косвенного принуждения, как взыскание длящихся гражданско-правовых санкций в виде пени или процентов годовых. Настоящая работа посвящена именно иску о присуждении обязательств в натуре как самостоятельному способу защиты права, нацеленному на прямое принуждение должника к реальному исполнению. «Вопрос о роли длящихся мер гражданско-правовой ответственности как механизмов косвенного принуждения должника к исполнению своих обязательств не входит в предмет настоящего исследования и требует серьезного и детального изучения»8.
Сказанное отнюдь не означает, что в случае вынесения соответствующего решения оно будет исполняться обязательно в виде применения к должнику прямого принуждения. Как будет показано далее, в ряде случаев вынесенное судом решение об исполнении в натуре, будучи неисполненным добровольно, приводит к применению к должнику мер косвенного принуждения (судебных штрафов за неисполнение судебного решения). Но очевидно, что это не стирает грань между иском об исполнении в натуре и взысканием пени. В первом случае речь идет о том, что иногда для принуждения должника к исполнению судебного решения, направленного на исполнение обязательства в натуре, допустимы только меры косвенного принуждения к исполнению данного решения, а во втором - о том, что кредитор изначально выбирает для защиты своего интереса метод косвенного принуждения должника. В первом случае косвенность принуждения выражается во взыскании штрафов в пользу государства, а во втором - в начислении определенных сумм в пользу кредитора.