Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:47, доклад
Согласно Конституции* РФ, право на бесплатное образование имеет каждый человек, в том числе ребенок, в каком бы состоянии он ни находился. Обязанность обеспечить каждому ребенку гарантированное государством право на образование возложено государством на органы управления образованием* . Таким образом, закрытие для какого-либо ребенка доступа к образованию расценивается теперь в России — и во всем цивилизованном мире — как дискриминация.
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
Согласно
Конституции* РФ, право на бесплатное
образование имеет каждый человек,
в том числе ребенок, в каком
бы состоянии он ни находился. Обязанность
обеспечить каждому ребенку
В соответствии
с Конституцией РФ, Российская Федерация
является социальным государством, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. Каждый,
без каких-либо исключений, имеет
право на образование. Государство
гарантирует общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного
общего и среднего профессионального
образования (ст.ст. 7, 43 Конституции
РФ).
Положения Конституции РФ разъясняются
в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1
«Об образовании».
Так, в соответствии с п.3 ст.2 указанного
Закона одним из принципов государственной
политики в области образования является
общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
Статья 5 Закона «Об образовании» устанавливает
государственные гарантии прав граждан
Российской Федерации в области образования:
гражданам Российской Федерации гарантируется
возможность получения образования независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
организациям (объединениям), возраста,
состояния здоровья, социального, имущественного
и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное
образование по признакам пола, возраста,
состояния здоровья, наличия судимости
могут быть установлены только законом.
Особо следует отметить, что в соответствии
с п.6 указанной статьи государство создает
гражданам с отклонениями в развитии условия
для получения ими образования, коррекции
нарушений развития и социальной адаптации
на основе специальных педагогических
подходов.
При этом, в соответствии с п.2.1 ст.28 Закона
«Об образовании» обеспечение государственных
гарантий прав граждан в области образования
подлежат ведению Российской Федерации
в лице ее федеральных органов государственной
власти и органов управления образованием.
Также в соответствии с Федеральным законом
от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»,
одним из основных направлений реабилитации
инвалидов является их обучение и образование
(ст.9 Закона).
Образовательные учреждения совместно
с органами социальной защиты населения
и органами здравоохранения обеспечивают
дошкольное, внешкольное воспитание и
образование детей-инвалидов, получение
инвалидами среднего общего образования,
среднего профессионального и высшего
профессионального образования в соответствии
с индивидуальной программой реабилитации
инвалида.
Детям-инвалидам дошкольного возраста
предоставляются необходимые реабилитационные
меры и создаются условия для пребывания
в детских дошкольных учреждениях общего
типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья
которых исключает возможность их пребывания
в детских дошкольных учреждениях общего
типа, создаются специальные дошкольные
учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание
и обучение детей-инвалидов в общих или
специальных дошкольных и общеобразовательных
учреждениях органы управления образованием
и образовательные учреждения обеспечивают
с согласия родителей обучение детей-инвалидов
по полной общеобразовательной или индивидуальной
программе на дому.
Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов
на дому, а также размеры компенсации затрат
родителей на эти цели определяются законами
и иными нормативными актами субъектов
Российской Федерации и являются расходными
обязательствами бюджетов субъектов Российской
Федерации (ст.18 Закона).
Признание детей с отклонениями в развитии
«необучаемыми» нарушает конституционные
права детей-инвалидов на образование.
Они не могут быть исключены из школы,
т.к. нельзя «выкинуть» ребенка из школы
в никуда. Возможны следующие варианты:
перевод ребенка в специальный (коррекционный)
класс в школе и направление ребенка в
специальное (коррекционное) образовательное
учреждение, но не в реабилитационный
центр, которые является не образовательным,
а медицинским учреждением.
При этом, в соответствии с п.25 Типового
положения о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии
(утв. Постановлением Правительства РФ
от 12 марта 1997 г. №288) и п.30 Типового положения
об общеобразовательном учреждении (утв.
Постановлением Правительства РФ от 19
марта 2001 г. №196), направление детей в коррекционное
учреждение и перевод (направление) обучающихся
в специальные (коррекционные) классы
осуществляется органами управления образованием
только с согласия родителей (законных
представителей) и по заключению психолого-педагогической
и медико-педагогической комиссий.
И, как отмечалось выше, в соответствии
со ст.18 Закона «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации», только при невозможности
осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов
в общих или специальных дошкольных и
общеобразовательных учреждениях органы
управления образованием и образовательные
учреждения обеспечивают с согласия родителей
обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной
или индивидуальной программе на дому.
Информация о работе Право на образование в системе прав человека