Понятие правосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 09:39, реферат

Описание работы

Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности». Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности, то есть в правовом долженствовании с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правосознание можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи.

Содержание

ГЛАВА I. Понятие правосознания……………………………………….………2
ГЛАВА II. Правовая культура……….………………………………….………11
ГЛАВА III. Особенности правосознания и правовой культуры в России……………………………………………………………………….……17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….........21

Работа содержит 1 файл

ПРАВО.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Наметившиеся позитивные тенденции в судебной реформе дают основание говорить о том, что в скором времени судебная власть займет достойное место в правоохранительной системе Российской Федерации. Издавна русское право сравнивалось с правдой. Кто должен дать эту правду? Что соответствует объективным законам? Это знает только царь. Поэтому монархическая (государственная) власть пыталась с помощью жестоких наказаний, путем применения силы утверждать свою правду, свое право.

С другой стороны, в государственно-правовой практике всегда преобладала идея верховенства государства над правом и государственной власти как решающей силы в правотворческой деятельности. Патерналистский подход, господствовавший на протяжении всей ее истории, во взаимоотношениях «государство – личность» на первое место всегда ставил интересы государства, а личность рассматривал как не имеющий социальной ценности элемент в государственной системе.

С патернализмом, характерным для русской юридической действительности, связаны и коллективистские черты российской правовой культуры. Это влечет за собой идеализацию общины. Коллективистские начала вместе с патерналистскими началами обусловливают отрицание права, личностных прав, личного достоинства. Существует приоритет идеи обязанности, идеи долга перед личностными правами. Для русского человека важнее мораль, религиозные начала, чем идея прав личности, идеи субъективных начал. Это — основная черта русской правовой мысли, правосознания, правовой культуры.

Важная черта российского правосознания и правовой культуры – несовместимость права с моралью, совестью. Право ассоциируется с полицейскими мерами. Кроме того, в России существует отрицательное отношение к праву, мнение, что право есть пагубное явление общественной жизни. С этим связан юридический нигилизм, присущий русскому народу. В России вместо личной свободы всегда признавалась идея служения государю (отечеству), вместо равенства – идея иерархии, вместо формального равенства и свободы – идея долга, служения, уважения к рангу.

Это основные ценности российской действительности. Характерной особенностью правосознания и правовой культуры в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования. Укоренившаяся на протяжении веков православная идеология, а потом и господство «марксистско-ленинского» мировоззрения в течение семидесятилетней истории советской власти, выражавшееся в несоответствии между официальной пропагандой и реальной жизнью, между законодательством и юридической практикой, прочно закрепили такую традицию отечественной юриспруденции, как следование в нормотворческой деятельности и в правоприменительной практике идеологическим догмам в ущерб объективным тенденциям общественного развития, в том числе и правовой действительности.

Другой своеобразной чертой, присущей российской правовой действительности, является ее смешанный евразийский характер. Для отечественной правовой системы характерны черты и европейской цивилизации, и восточной культуры с присущими ей коллективистскими началами. Смешанная природа российского права не всегда способствовала его стабильности и согласованности правовых институтов.

Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.      Абдулаев М.И. Теория государства и права: учебник / М.И. Абдуллаев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансовый контроль, 2004. – 410 с.

2.      Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник / С.С. Алексеев, С.И. Архипов и др. – 3-е изд. – М.: Норма, 2004. – 502 с.

3.      Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2007. – 512 с.

4.      Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова. - Юристъ, 2002. — 414 с.

5.      Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник / В.Д. Перевалов. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 379 с.

6.      Пиголкин А.С. Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин. – М.: Городец, 2003. — 544 с.

7.      Рассолов М.М. Теория государства и права: учебник / М.М. Рассолов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 735 с.

8.      Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник / В.Н. Хропанюк. – М.: Омега-Л Интерстиль, 2008. – 384 с.

 

3

 



Информация о работе Понятие правосознания