Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 20:01, курсовая работа
Цель работы - определить правовую характеристику Конституционного Суда Российской Федерации.
Для успешной реализации этой цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие Конституционного Суда;
2. Определить статус судьи Конституционного Суда РФ;
3. Выявить порядок формирования и состав Конституционного Суда;
4. Проанализировать поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде
5. Уточнить процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации;
6. Охарактеризовать решения Конституционного Суда и их виды.
Введение …………………………………………………………………………..2
Глава1.Правовой статус Конституционного Суда Российской Федерации………………………………………………………………………..5
§1.1.Понятие Конституционного Суда РФ……………………………………..5
§1.2 Правовые позиции Конституционного Суда……………………………..9
§1.3. Статус Судьи Конституционного Суда…………………………………11
Глава2.Полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации.............................................................................14
§2.1. Полномочия Конституционного Суда РФ………………………………14
§2.2. Состав и порядок формирования Конституционного Суда РФ………..16
§2.3. Организация деятельности и структура Конституционного Суда РФ…19
§2.4. Процедура рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации………………………………………………………………………24
Заключение ………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………………29
Палаты равноправны. Этому принципу в наибольшей степени соответствовало бы их образование с равным числом судей. Однако идея образования палат возникла уже после того, как общее число судей Конституционного Суда было определено в Конституции Российской Федерации. Поэтому в палаты входят соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путём жеребьёвки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда. Председатель и заместитель не могут входить в состав одной и той же палаты.
Важной
гарантией независимости
Осуществление конституционного судопроизводства посредством пленарных заседаний и заседаний палат потребовало разграничить компетенцию Конституционного Суда между ними. Закон установил, что в пленарном заседании может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Суда. Вместе с тем имеются вопросы, подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях. Одни из них носят юрисдикционный характер, другие являются организационными. Они определены как в ч. 2 и 3 ст. 21, так и в других статьях Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года, № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в редакции Федерального конституционного закона от 5 февраля 2007 года № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 15; ч. 4 ст. 17; п. 1 и 7 ч. 1, ч. 5 ст. 18; п. 3 и 4 ч. 1 ст. 24; ст. 26; 42; 47; ч. 3 ст. 111). На палаты возложено разрешение дел, отнесенных к ведению Конституционного Суда и не подлежащих рассмотрению, согласно Закону о нем, исключительно в пленарных заседаниях (ст. 22). Конституционный Суд исключительно в пленарных заседаниях:
1. Разрешает
дела в соответствии
2. Даёт толкование Конституции
3. Даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
4. Решает
вопрос о выступлении с
5. Избирает Председателя, его заместителя, судью - секретаря Конституционного Суда Российской Федерации
6. Формирует
персональные составы палат
7. Устанавливает
очередность рассмотрения дел
в пленарных заседаниях
8. Распределяет дела между палатами
Остальные
дела Конституционный Суд Российской
Федерации разрешает в
1. Дела
в соответствии Конституции,
2. Разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти Российской Федерации, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов, между высшими государственными органами субъектов
3. По
жалобам за нарушение
Перечень
этих дел весьма обширен. Практика показывает,
что основной объем работы Конституционного
Суда приходится на палаты.
§2.3. Организация деятельности
и структура Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4 от общего числа судей. В пленарном заседании судьи тайным голосованием избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на 3 года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Основные принципы деятельности: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат: 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав палаты. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения полномочий председательствующего на заседаниях палаты определяется палатой. Конституционный Суд Российской Федерации вправе рассмотреть в пленарном заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию.
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, законодательными органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами, федеральными юридическими ведомствами. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность в срок 14 дней с момента получения представления Президента Российской Федерации. В случае выбытия судьи представление о назначении другого лица вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Судья
Конституционного Суда Российской Федерации
назначается на должность сроком
на 15 лет (назначение на второй срок не
допускается). Он считается вступившим
в должность с момента
· не может
занимать государственные или
· не может
заниматься предпринимательской
· не вправе осуществлять защиту в суде или иных органах
· не может принадлежать к политическим партиям и движениям
· не может вести политическую пропаганду и агитацию
· не вправе публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.
Гарантии
независимости судьи
Полномочия
судьи Конституционного Суда Российской
Федерации могут быть приостановлены:
если в отношении него возбуждено уголовное
дело; если он по состоянию здоровья временно
не способен выполнять свои обязанности.
Конституционный Суд Российской Федерации
приостанавливает полномочия судьи до
отпадения оснований к их приостановлению
§2.4.Процедура рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации.
Обращение
в Конституционный Суд
Представляет
собой выраженный в форме запроса,
ходатайства или жалобы повод
обращения определенных законом
органов и лиц в
В соответствии со ст. 37 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года, № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в обращении должны быть указаны необходимые реквизиты заявителя, позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование, перечень прилагаемых документов и др. Соответственно Регламенту Конституционного Суда обращение и прилагаемые к нему документы представляются с копиями в количестве 30 экземпляров. Граждане представляют такие документы с копиями в количестве 3 экземпляров. Обращения в Конституционный Суд предполагают уплату государственной пошлины в размере:
а) для запросов, ходатайств и жалоб юридических лиц - в размере 15 минимальных размеров оплаты труда;
б) для жалоб гражданина - один минимальный размер оплаты труда.
В случае если обращение не было принято к рассмотрению, госпошлина возвращается заявителю. Поступившее в Конституционный Суд обращение подлежит обязательной регистрации. Зарегистрированное обращение подлежит предварительному рассмотрению - вначале аппаратом Суда, а затем судьями. При этом должен быть решен вопрос о подведомственности и допустимости обращения. Если вопрос о подведомственности разрешается Секретариатом Суда, то вопрос о допустимости решается судьями. Обращение не является допустимым, если: а) заявителем поставлен политический, а не правовой вопрос;
б) данный вопрос не конституционного уровня и не нашел разрешения в Конституции Российской Федерации;
в) оспариваемый акт не является правовым, а оспариваемый закон не применен и не подлежит применению в конкретном деле гражданина.
Кроме того, не признаются допустимыми обращения, в которых речь идет о пробелах в Конституции Российской Федерации, законе либо об их несовершенстве, и перед Конституционным Судом Российской Федерации поставлена задача об усовершенствовании либо изменении данного закона.
Определение допустимости поступившего обращения осуществляется также с учетом двух обстоятельств:
· компетенции Конституционного Суда Российской Федерации
· ранее выраженной им при рассмотрении конкретного дела правовой позиции.
В
процессе предварительного изучения обращения
судья вправе давать поручения специалистам
аппарата Суда по анализу отдельных правовых
вопросов, а также поручать экспертам
произвести необходимые экспертизы или
специальные исследования. В необходимых
случаях судья может воспользоваться
консультацией специалиста. По результатам
предварительного изучения обращения
судья делает заключение, которое может
быть как устным, так и письменным. Заключение
судьи докладывается в пленарном заседании
Конституционного Суда. В случае если
судья придет к выводу, что обращение не
может быть принято к рассмотрению Судом,
то вместо заключения (либо наряду с этим)
готовит проект определения об отказе
в принятии обращения к рассмотрению.
Обращения, по которым завершено предварительное
изучение, рассылаются всем судьям и вносятся
в пленарное заседание Конституционного
Суда для рассмотрения вопроса о принятии
их к рассмотрению.
Разбирательство в Конституционном Суде.
Стадия
конституционного судопроизводства, связанная
с рассмотрением всех обстоятельств
дела и уяснением на этой основе
правовой позиции сторон. Как правило,
данная стадия имеет форму устного разбирательства.
Судебное разбирательство, начинается
с сообщения судьи-докладчика о поводах
и основаниях к рассмотрению дела, существа
вопроса, содержании имеющихся материалов
и мерах, предпринятых в связи с подготовкой
дела к рассмотрению ст. 60 Федерального
Конституционного Закона от 21 июля 1994
года, № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде».
При этом судья-докладчик не должен в какой-либо
форме излагать собственную позицию по
рассматриваемому делу. Затем, после доклада
судьи, Суд заслушивает предложения сторон,
устанавливает порядок исследования вопросов
дела. Составными частями последующего
разбирательства являются: объяснения
сторон, заключение эксперта, показания
свидетелей, исследование документов,
заключительное выступление сторон. По
завершению исследования вопросов дела
председательствующий в судебном заседании
объявляет об окончании слушания дела.
Конституционный Суд Российской Федерации
вправе отложить разбирательство, если
сочтет рассматриваемый вопрос недостаточно
подготовленным, нуждающимся в дополнительном
изучении, которое невозможно произвести
в том же заседании вследствие неявки
стороны, свидетеля или эксперта, непредставления
необходимых Суду документов и др.