Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:20, контрольная работа
Наиболее распространенной сегодня фор¬мой правления является республика.
Республика (от лат. res publica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой глава государства и другие высшие государственные органы избираются в ходе свободных выборов.
Контрольная работа по конституции зарубежных стран.
Вариант № 3
1. Понятие и виды республик.
Наиболее распространенной сегодня формой правления является республика.
Республика (от лат. res publica – общественное дело) – это такая форма правления, при которой глава государства и другие высшие государственные органы избираются в ходе свободных выборов.
Современные республики можно разделить на четыре формы: парламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешенной формой правления (полупрезеденскую) и монократическую.
Республиканская форма правления окончательно установилась во Франции лишь с принятием конституционных законов 1875 года после двукратной реставрации монархии. Швейцария и миниатюрное государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. Большинство же современных европейских государств обрели ее после военных и революционных потрясений в ХХ века, связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий также, как правило, порождала республиканскую форму правления. Равным образом и в Африке, и Азии распад колониальной системы в середине ХХ века привел, за единичными исключениями, к образованию республик.
При прочих равных условиях республика – наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви власти, любого высшего органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа. Этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.
Существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться как угодно - президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т.д.) или группу диктаторов (хунту, политбюро и т.п.), форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т.п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий,- словом, когда узурпирует власть. Так поступили А. Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в бывшем бельгийском Конго в 1960 году, «черные полковники» в Греции в 1967 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Примеры, к сожалению, можно значительно умножить. Есть и примеры такой замены монархи и республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие «черные полковники» в июне 1973 года ликвидировали монархию, однако демократии стране такая «республика» отнюдь не добавила. Мало отличались от абсолютной монархии многие республики, возникшие в Тропической Африке после ликвидации колониальной системы: несмотря на наличие парламента, формально независимых судов власть президента была там практически неограниченна (так называемые монократические республики). Смена президентов происходила там обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носили скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, до недавнего времени Президент, вообще считался находящимся в должности пожизненно. Социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального (первого) секретаря компартии (ее центрального комитета) или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. Генеральный секретарь может при этом занимать должность президента или премьер-министра, а может не занимать никакой государственной должности, осуществляя свою громадную власть неформальным образом, как это долгое время делал И.В. Сталин.
В ряде республик может существовать коллегиальный глава государства, который может быть не только в парламентарных республиках, но и в республиках со смешанной формой правления. Наличие коллегиальности института главы государства придает определенную специфику различным формам республик. Нет никаких препятствий для функционирования коллегиального главы государства и в президентской республике, поскольку основной смысл президентской республики (как это показано ниже) состоит не в том, есть в данной стране президент или нет, а в том, каков характер взаимоотношений между главой государства, обладающего исполнительной властью, парламентом и судами. Даже в монократических республиках, как показывает практика, в течение определенного времени может действовать коллегиальный глава государства как чрезвычайный орган. Обычно такой чрезвычайный орган действует некоторое время после переворота, приведшего к установлению монократической республики (хотя не всегда монократические республики устанавливаются только путем переворота). Это связано с тем, что далеко не всегда сразу может определиться один единственный лидер, однако в целом монократические республики в силу своей сути тяготеют к единоличности осуществления высшего руководства, поэтому в таких республиках рано или поздно на смену коллегиальному главе государства приходит единоличный.
В парламентарной республике важнейшим органом государственной власти является парламент и в качестве самостоятельных органов власти существуют независимые суды. Правительство формируется на основе соотношения партийных сил в парламенте и несет перед ним ответственность. Однако в силу того, что правительство опирается на парламентское большинство, его значение также велико, и реально оно превращается в важнейший центр принятия решений. Правительство, опираясь на парламентское большинство, в состоянии добиваться, чтобы его инициативы получили одобрение парламента. Даже если правительство сформировав но в определенной политической ситуации, иным путем, а не партией, располагающей большинством депутатских мандатов, оно может действовать только при поддержке большей части парламентариев. Однако положение такого правительства нестабильно. Оппозиция, существующая в рамках парламента, обладает определенными рычагами воздействия на органы исполнительной власти. Роль главы государства в парламентарной республике невелика. Хотя формально ему принадлежит обычно право назначения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов ни предложению ранее назначенного главы), осуществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра.
Избирается глава государства (президент) в парламентарных республиках, как правило, парламентским путем, т. е. либо членами парламента, либо коллегией выборщиков, в состав которой входит не менее половины депутатов парламента. Так, в Греции, например, президент избирается однопалатным парламентом, а в ФРГ - Федеральным собранием, половину которого составляют депутаты Бундестага, а половину - представители, избранные парламентами земель. Участие парламентов (опять же, отметин, парламентов) земель объясняется тем, что выборы проводятся в федеративном государстве. В Италии президент избирается двухпалатным парламентом (630 членов Палаты депутатов, 315 избираемых членов Сената, пять назначаемых президентом членов Сената и бывшие президенты в качестве пожизненных членов Сената) на совместном заседании палат с участием представителей избираемых областными советами (от каждой области по три представителя, кроме области Валле д'Аоста, посылающей одного; всего 58 выборщиков от областей). Однако могут быть исключения. Например, в Австрии президент избирается всеобщим голосованием граждан. К парламентарным республикам относится Италия, ФРГ, Ирландия, Индия, Болгария, Словакия, Эстония и др.
Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии; - политическая ответственность правительства перед парламентом или его нижней, палатой. Как и там, ответственность эта - часто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.
При парламентарной республике также возможны два государственных режима - парламентарный (например, в Италии) и министириальный (например, в Германии). Чисто парламентарных республик не так уж много. К ним можно отнести, кроме Германии и Италии, Венгрию, Индию, Чехию, Словакию, Эстонию и некоторые другие. В тех странах, где многопартийность обусловливает действие парламентарного государственного режима, следствием его являются частые правительственные кризисы: В Италии, например, правительство удерживается у власти в среднем меньше года, хотя партийный состав правительств обычно почти не, меняется, да и персональные перестановки незначительны. Тем не менее выступления в пользу изменения формы правлениям этой стране в последнее время резко усилились, и похоже, что на этот раз не останутся безрезультатными.
По формальным признакам парламентарной, республикой следует считать и Союзную Республику Югославию, но существующий гам авторитарный политический режим влияет и на государственный режим, превращая его даже не в министериальный, а в президенциальный.
Дуалистическая (президентская) республика форма правления, впервые созданная в США и закреплена в Конституции США (1787) по примеру дуалистической монархии (Великобритания в то время сохраняла многие черты дуалистической монархии). В настоящее время существует также на Филиппинах, в Мексике, Коста-Рике, Уругвае, Венесуэле, Колумбии, Эквадоре, Турции, Перу, Египте, Зимбабве. В дуалистической республике достаточно последовательно осуществляется принцип разделения властей. Главный признак данной формы правления отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику и роспуска парламента. Парламент может сместить должностных лиц исполнительной и судебной власти в порядке импичмента за серьезные правонарушения. Особую роль в государствах с данной формой правления играет аппарат Президента, который обеспечивает контакты между помощниками парламентариев, сотрудниками аппаратов комитетов (комиссий) и секретарями и помощниками министров. Для президентских республик, а также некоторых смешанных республик обычно характерна внепарламентская модель формирования центральной исполнительной власти (исключением являются США). На Филиппинах для производства Президентом назначений требуется согласие специальной парламентской комиссии. Однако этот контроль не носит политического характера (проверяется лишь компетентность и моральный облик кандидатов на должности) и не зависит от исхода парламентских выборов. Характеризуются, прежде всего, соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной чертой президентской республике является отсутствие должности премьер-министра.
Избирается президент внепарламентским тем, т. е. либо всеобщим голосованием, либо коллегией выборщиков, избранных всеобщим голосованием граждан. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогательного органа. С другой стороны, законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. Президент не может распустить парламент досрочно. При этом парламент принадлежат также бюджетные и контрольные полномочия. Толкование законов и вопросы правильного их применения находятся в ведении судебных органов. Вместе с тем для того чтобы механизм власти в президентской республике функционировал как единое целое, принцип разделения власти в США, например, был дополнен системой сдержек и противовесов (с англ. checks and balances). В частности, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; парламент может сместить президента в случае нарушения им законов; назначения, сделанные президентом на некоторые должности, подлежат утверждению парламентом или одной из его палат; суды должны руководствоваться в своей деятельности актами, издаваемыми парламентом, но обладают правом проверки их конституционности, и т.д.
Государственный режим при этой форме правления — только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет. Правда, в случае, когда партия президента имеет большинство и в парламенте, государственный режим приближается к системе кабинета, однако все же с ним не совпадает. Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские. В последние 15 — 20 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.
Республики со смешанной формой правления (именуются также полупрезидентскими). Смешанными республиками называют республики, где парламент обладает правом выражать недоверие правительству, а президент имеет право роспуска нижней палаты. В этих республиках равномерно распределена власть между президентом и парламентом (Заир, Габон, Негерия и тд.)
Такая форма правления сочетает в себе признаки и президентской, и парламентарной республики. Но сочетание это бывает различным.
Например, по Конституции Французской Республики 1958 года Президент избирается гражданами и руководит Правительством, что характерно для президентской республики. В то же время назначаемое им Правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента — Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем Президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.
Эта форма правления эффективна при условии, что правительство, опирающееся на парламентское большинство, и президент придерживаются одной политической ориептаипн. В противном случае между президентом, с одной стороны, и премьер-министром и парламентским большинством — с другой, может возникнуть конфликт, для разрешения которого не всегда достаточно конституционных средств.
В целом ряде стран с рассматриваемой формой правления президент избирается гражданами, что характерно для президентской pecпублики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется («спящие полномочия»), а существующий государственный режим типичен для парламентарной республики парламентаризм или министериализм). Примером могут служить Австрия, Ирландия, Исландия, где «человеком № 1» признается все же не глава государства, а глава правительства.