Понятие и сущность коституции в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Целями данной работы является рассмотрение и анализ конституционных актов зарубежных стран, разделенных по признаку принадлежности к правовой семье и по признаку географической принадлежности к определенным регионам.
Задачами данного исследования является рассмотрение места и значения конституций в жизни народов зарубежных стран.

Работа содержит 1 файл

Понятие и сущность коституции в зарубежных странах.doc

— 39.21 Кб (Скачать)

Введение.

Актуальность данной темы обусловлена разнообразием современных стран. Разнообразных по историческому развитию, по религиозной принадлежности и по форме государственного устройства. И все эти факторы оказывают свое специфическое влияние на формирование основного закона государства.

Целями данной работы является рассмотрение и анализ конституционных актов зарубежных стран, разделенных по признаку принадлежности к правовой семье и по признаку географической принадлежности к определенным регионам.

Задачами данного исследования является рассмотрение места и значения конституций в жизни народов зарубежных стран.

Субъектами данного исследования являются конституционные акты зарубежных стран.

Объектами данного исследования является место и сущность конституционных актов в жизни зарубежных стран.

Данная работа состоит из трех частей: введения, где описана актуальность, цели, задачи, объект и субъект данной работы, основной части, где проанализированы конституционные акты и выявлены их основные особенности, если таковые имеются, заключения и списка источников, использованных при написании данной работы.

 

Основная часть.

Конституции исламских стран.

Страны, где основной религией и идеологией признан Ислам, представляют особый интерес с точки зрения данного исследования. Особая историческая сплоченность населения вокруг своей религии привела к тому, что даже в наши дни Ислам, его правила, законы и традиции имеют законную силу. В качестве примера были рассмотрены конституции Афганистана, Ирана и Палестины, как представляющие наибольший интерес.

Характерной чертой всех трех конституций является мощное религиозное влияние на каждую из них. Если рассматривать конституционные акты в других регионах мира, то можно обратить внимание на четкое разделение государства от религии. На отдельное существование «мирского» и «святого». Здесь же все не так. Конституция здесь — синтез прав человека, общепринятых норм и законов шариата. В тексте используются такие понятия, как «святой», «священный», несомненно относящиеся к религиозной сфере.

Конституция Исламской Республики Иран был окончательно утверждена 15 ноября 1979 г. на заседании Конституционного собрания большинством в две трети голосов от его общего состава. Через какое-то время возникла необходимость в пересмотре некоторых положений этой конституции. По указу вождя революции и основателя Исламской Республики Иран имама Хомейни совет по пересмотру Конституции, провел 38 пленарных заседаний и на своих заседаниях с 8 по 11 июля 1989 г., а своем заключительном 41-м заседании принял  поправки к Преамбуле, названиям разделов и по содержанию 48 статей.

В конечном итоге конституция Исламской Республики Иран проповедует не только соблюдение законов исламского права и Корана, но и имеется упоминание, что основная задача граждан Исламской Республики Иран — помощь в укреплении единого и процветающего Исламского мира. Следующей особенностью именно Иранской конституции можно назвать сосуществование официального президента страны и так называемого «Лидера страны». Об этой должности сказано в статье 113 Исламской Республики Иран:  «После лидера страны. Президент является высшим официальным лицом страны. Он отвечает за выполнение Конституции ИРИ и руководит исполнительной властью во всех сферах, кроме тех, что отнесены к непосредственному ведению лидера страны.» [1]

Лидер страны назначается всенародно выбранными экспертами. Указанные эксперты проводят консультации относительно всех кандидатур, отвечающих требованиям, указанным в статьях 5  и 109. Если они признают одного из них самым сведущим в установлениях и вопросах мусульманского права либо в политических и социальных проблемах, а также сочтут его признанным всем народом или обладающим выдающимися качествами из тех, что перечислены в статье 109, то выбирают его лидером страны. В ином случае, они выбирают одного из указанных кандидатов в качестве лидера. Избранный экспертами лидер страны является предводителем мусульман и несет на себе всю связанную с этим ответственность.

Статьи 5 и 109 Исламской Республики Иран говорят о качествах будущего лидера страны следующее:

Статья 5:

Во время отсутствия Вали-е-Аср (да приблизит Аллах его явление!) в Исламской Республике Иран управление делами правоверных и имамат в исламской умме возлагается на справедливого и набожного, обладающего широким кругозором, смелого и имеющего организаторские способности факиха, которые принимает эти обязанности. [1]

Статья 109:

Требования, предъявляемые к лидеру страны:

1) Необходимая научная компетентность для вынесения фетв по различным вопросам мусульманского права;

2) Справедливость и набожность для управления исламской нации;

3) Правильное политическое и социальное мировоззрение, распорядительность, смелость, организационные способности и сила, достаточная для управления.

Если найдется несколько лиц, отвечающих вышеперечисленным требованиям, предпочтение отдается тому, кто обладает более сильным богословским и политическим мировоззрением.[1]

Также интерес представляет статья 56, текст которой гласит:

Абсолютная власть над миром и человеком принадлежит Богу, который дал человеку власть над своей общественной жизнью. Никто не может отобрать у человека это Божественное право, либо поставить его на службу интересов какого-то человека или группы людей. Народ осуществляет это право, данное Богом, так. как это указано в следующих статьях. [1]

Следующей будет конституция Исламской Республики Афганистан. Ислам здесь также является официальной религией, что многократно подчеркивается в тексте конституции. Некоторые пункты преамбулы уже говорят о многом:

«Мы, народ Афганистана:

1. С твердой верой во Всемогущего Аллаха и с надеждой на Его правомерное милосердие, с Верой в Святую религию Ислама,

3. Признавая жертвы и исторические сражения, справедливый Джихад и законное сопротивление всего народа Афганистана, уважая высокое положение мучеников за свободу Афганистана,»[2]

Здесь более глубокая интеграция Исламской религии в жизнь государства и народа. Практически все сферы жизни пронизаны исламом и мусульманским правом. Разумеется, как и в предыдущей конституции даются гарантии соблюдения, охраны и поддержания основных прав и свобод человека. О предыдущей конституции напоминает также следующая статья: «Статья 23. Жизнь.

Жизнь – это дар Божий и естественное право человека. Никто не может быть лишен этого права, кроме случаев, предусмотренных законом.» [2]

В целом, конституция Исламской Республики Афганистан не имеет каких-либо фундаментальных отличий от конституций других республик, кроме интегрированности законов Исламской религии в основной закон государства.

Следующей будет рассмотрен основной закон государства Палестины. Конституции как таковой здесь нет. Главным законодательным актом является «Палестинская Национальная Хартия». Это - основной документ Организации Освобождения Палестины, принятый в 17 июля 1968 г. на заседании Палестинского Национального Совета в Каире. Она содержит  два  главных тезиса:

     1)  Израиль  должен  быть  уничтожен;   

     2)  «вооруженная  борьба  – единственный способ» добиться этого.

Хартия провозглашает создание Израиля «незаконным».[3] В  ней  говорится,  что  «вооруженная  борьба  –  единственный  путь  для  освобождения  Палестины».[3] Там  же: «… наш  национальная  долг – очистка Палестины от сионистского присутствия».[3] Хартия «отвергает  любое иное решение проблемы, кроме полного освобождения Палестины»[3].

Палестинская Национальная Хартия провозглашает так называемый «полицид» - политика, направленная на уничтожение целого государства. В наше время это явление не имеет аналогов. Обусловлено это многолетней враждой между арабами и евреями, возникшей на почве территориальных разногласий между этими двумя народами. Основной причиной является раздел Палестины в 1947 году. Хартия обозначает позицию Палестины по этому вопросу в тексте нескольких параграфов:

Параграф 7. Существование палестинского сообщества, а также его материальная, духовная и историческая связь с Палестиной, - неоспоримые факты. Наша национальная обязанность - воспитывать отдельных палестинцев в арабском революционном духе. Все (имеющиеся в нашем распоряжении) образовательные и информативные средства должны быть использованы для того, чтобы знакомить (каждого) палестинца со своей страной настолько основательно (в духовном и материальном плане), насколько это возможно. Он должен быть подготовлен к ведению вооружённой борьбы, он должен быть готов пожертвовать своим достатком и жизнью, чтобы вернуть себе родину и дать ей свободу. [3]

Параграф 8. В данный исторический момент арабский народ Палестины находится в состоянии национальной борьбы за освобождение Палестины. Поэтому конфликты между Палестинскими национальными силами второстепенны и их следует завершить в виду основного конфликта, который имеет место между сионизмом и империализмом, с одной стороны, и арабским народом Палестины, с другой. На этом основании палестинские массы, как живущие на родине, так и в изгнании, составляют - в качестве организаций и как отдельные люди - единый национальный фронт, трудящийся над возвращением родины и её освобождением через вооруженную борьбу. [3]

Параграф 9. Вооруженная борьба является единственным способом освобождения Палестины. Это всеобъемлющая стратегия, а не тактический момент. Арабский народ Палестины провозглашает своё абсолютно твёрдое намерение продолжать вооружённую борьбу и трудиться во имя народной вооружённой революции ради освобождения своей страны и своего возвращения. Он также провозглашает своё право на нормальную жизнь в Палестине, а также своё право на самоопределение и суверенитет над ней. [3]

Параграф 10. Акции боевиков составляют ядро Палестинской народной освободительной войны. Их следует усиливать, расширять, и мобилизовывать все силы палестинского народа - народные массы и образованные слои - для вовлечения и организации вооружённой палестинской революции. Это требует достижения единства во имя национальной борьбы - между разными палестинскими группами, а также между палестинцами и арабскими массами (в арабских странах), чтобы гарантировать продолжение революции, её подъём и, в конечном итоге, победу. [3]

Параграф 15. Освобождение Палестины является, с арабской точки зрения, национальным долгом, цель которого отразить сионистское империалистическое вторжение на территорию Великой арабской родины и очистить Палестину от сионистского присутствия. [3]

Параграф 19. Разделение Палестины в 1947 и учреждение Государства Израиль полностью незаконно, независимо от прошествия времени, потому что это противоречит желанию палестинского народа и его естественному праву на свою родину и несовместимо с принципами, воплощенными в Уставе Организации Объединенных Наций, в особенности с правом на самоопределение. [3]

Параграф 20. Декларация Бальфура, мандат на Палестину и все, что базируется на них, следует считать не имеющим юридической силы. Исторические и религиозные притязания евреев на связи с Палестиной не соответствуют историческим фактам и общепринятой концепции государственного статуса. Иудаизм является религией, а не независимой национальностью. Евреи не составляют единую нацию, владеющую принадлежащей ей территорией. Евреи - граждане стран, в которых они родились. [3]

Параграф 21. Арабский народ Палестины отвергает все решения, заменяющие полное освобождение Палестины, и отвергает все предложения, ведущие к ликвидации или интернационализации Палестинской проблемы - выражая (это отвержение) непосредственно в ходе вооружённой палестинской революции. [3]

Анализ вышеописанных конституционных актов исламских стран показывает, что они явились результатом смешения не только государства, права и религиозных догм, но и истории эти стран. Хартия Палестины отражает тесно связанное с военным конфликтом существование, в конституции Исламской Республики Афганистана отражается военное прошлое страны, многочисленные жертвы, принесенные во имя страны и веры. Исламская  Республика Иран же является неким центром всего исламского мира и ее конституция отражает цель иранского народа объединить весь исламский мир и добиться его успешного существования и процветания.

Конституции здесь — не просто основной закон. Это — продукт смешения международного права, исламского права и исторического опыта каждой страны в отдельности, и всего исламского региона в целом.

Конституции стран Европы.

У стран Европы очень богатое историческое прошлое. Традиции сильны в этих странах и в наши дни. Конституционные акты этих стран отражают эту приверженность традиционному жизненному укладу. Во многих странах правителем является монарх, и трон передается по наследству. В качестве примера таких государств можно привести Данию, Норвегию, Люксембург и Великобританию, чьи конституции и были рассмотрены в рамках данного исследования.

Великобритания известна тем, что у нее нет конституции, однако имеется множество конституционных актов. В целом совокупность этих актов можно характеризовать как цельную конституцию. Каждый конституционный акт схож с разделом обычной конституции. Некоторые акты оговаривают статус определенной территории Великобритании, некоторые — статус монарха или парламента. Основным отличием от других Европейских конституций является сложная схема работы двухпалатного парламента, детально описанная в одном из конституционных актов.

Конституционный акт Королевства Дания, кроме традиционного закрепления основных прав и свобод граждан королевства, суверенитета и статуса исполнительной, законодательной и судебной властей закрепляет статус церкви в статье 4: «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства.»[4], а также статус и полномочия монарха и его наследников. Схема правления здесь схожа со схемой в Великобритании, однако монарх здесь чуть более обличен властью, он представляет собой исполнительную ветвь власти и имеет отношение к власти законодательной, которую разделяет вместе с «Фолькетингом» - местным аналогом парламента. В остальном же личность монарха культивируется, и отношение к нему до сих пор идет как к священной персоне. Одно из требований, предъявляемым к держателю престола звучит следующим образом: «Король должен быть членом евангелической лютеранской церкви.» Евангелическая Лютеранская Церковь указана как «... официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства. »[4]

Информация о работе Понятие и сущность коституции в зарубежных странах