Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 18:01, автореферат
В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948), ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950), ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000).
Как можно видеть, в данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленными реалиями в области реализации права на образование. Об этих коллизиях и некоторых других, связанных с ними моментах, ниже будет сказано более подробно.
Второе. Право на образование есть конституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.
Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Конституции РФ максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, в котором ведущее место занимают закон РФ «Об образовании» (1992) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Эти законодательные акты, равно как и подзаконные образовательные нормативно-правовые акты, выступающие источниками российского образовательного права, будут предметно рассмотрены в главе 4 настоящего пособия.
Третье. Право на образование есть право относительное. В теории прав человека выделяютсяабсолютные (основные) права человека и права относительные. Критерием такого различения выступает возможность ограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).
Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (введение такого ограничения, повторим, возможно только федеральным законом) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например, право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др.Относительные права – права, которые могут федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное право может быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.
Четвертое. Право на образование – право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя эдукологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.
Пятое. Право на образование предполагает доступность образ
Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается и другим противоречием - усилением неравенства в доступе к образованию в том плане, что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, которые хотят получит или уже получают образование.
Другое противоречие
тесно связано с предыдущим и
отражает усиливающиеся финансовые
трудности образовательных
Более подробно
доступность образования
Как можно видеть, доступность образования в законодательном конституционном) смысле определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой дается в следующем разделе, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным неюридическим ограничителем права на образования.
Информация о работе Понятие и общая характеристика права на образование