align="justify">
В
юридической литературе отмечается,
что наряду с правосудием судебная
власть осуществляет: 1) судебный
контроль (надзор) за законностью и
обоснованностью применения мер процессуального
принуждения (ареста, обыска, ограничения
тайны переписки, телефонных переговоров
и т.д.); 2) толкование правовых норм; 3) удостоверение
фактов, имеющих юридическое значение
(признание умершим, безвестно отсутствующим
и т.д.); 4) ограничение конституционной
и иной правоспособности граждан (признание
гражданина недееспособным и пр.); 5) судебный
надзор за решением судов.
Выделяя
общие и частные признаки, затрагивающие
вопросы судоустройства и судопроизводства,
можно составить следующий перечень
признаков, характерных для института
российского мирового судьи:
1) выполнение
только судебных функций суда
низшей судебной инстанции;
2) профессионализм
(наличие высшего юридического
образования и пятилетнего стажа
работы по юридической профессии);
3) статус
местного (локального) суда субъекта
Федерации;
4) особый,
более демократичный порядок
наделения властными полномочиями
путем выборов населением участка
или законодательным органом
субъекта Федерации;
5) небольшие
сроки осуществления своих полномочий
(сменяемость);
6) специальная
ограниченная юрисдикция (т.е. рассмотрение
гражданских и уголовных дел
о малозначительных спорах, правонарушениях,
административных проступках);
7) осуществление
судопроизводства только единолично;
8) склонение
сторон к примирению, ликвидации
конфликта как важная цель
любого вида судопроизводства;
9) использование
отдельных упрощений юридических
процедур в гражданском и уголовном
судопроизводстве;
10) наличие
апелляционного порядка пересмотра
судебных решений.9
Мировым
судьей может быть гражданин РФ:
- достигший
возраста 25 лет;
- имеющий высшее
юридическое образование;
- стаж работы
по юридической специальности не менее
пяти лет;
- не совершивший
порочащих его поступков;
- сдавший квалификационный
экзамен и получивший рекомендацию квалификационной
коллегии судей соответствующего субъекта
РФ. От сдачи квалификационного экзамена
и представления рекомендации квалификационной
коллегии судей освобождаются лица, имеющие
стаж работы в должности судьи федерального
суда не менее пяти лет.10
Мировой
судья рассматривает по первой
инстанции:
- уголовные
дела о преступлениях, за совершение
которых может быть назначено
максимальное наказание, не превышающее
трех лет лишения свободы;
- дела
о выдаче судебного приказа;
- дела
о расторжении брака, если между
супругами отсутствует спор
о детях;
- дела
о разделе между супругами
совместно нажитого имущества;
- иные
дела, возникающие из семейно-правовых
отношений, за исключением дел
об оспаривании отцовства (материнства),
об установлении отцовства, о
лишении родительских прав, об
усыновлении (удочерении) ребенка;
- дела
об определении порядка пользования
имуществом;
- дела
об административных правонарушениях,
отнесенные к компетенции мирового судьи
КоАП РФ и законами субъектов РФ.
Кроме
выше перечисленных дел, федеральными
законами к подсудности мирового судьи
могут быть отнесены и другие дела.
Мировой
судья рассматривает дела по
вновь открывшимся обстоятельствам
в отношении решений, принятых
им в первой инстанции и
вступивших в силу. Также единолично
рассматривает дела, отнесенные
к его компетенции настоящим
Федеральным законом.11
Существовали
вполне оправданные запреты на избрание
мировыми судьями: 1) состоящих под следствием
и судом за преступления и проступки, подвергшихся
по судебным приговорам за противозаконные
действия заключению в тюрьму или иному
более строгому наказанию, а также тех,
кто был под судом за преступления или
проступки, влекущие за собой такие наказания,
и не оправданных судебными приговорами;
2) исключенных из службы по суду или из
духовного ведомства за пороки, а также
из среды обществ и дворянских собраний
по приговорам тех сословий, к которым
они принадлежат; 3) объявленных несостоятельными
должниками; 4) состоящих под опекой за
расточительность; 5) священно- и церковнослужителей.
Следовательно, определенные нравственные
требования предъявлялись к кандидатам
на замещение должности мирового
судьи и раньше. Действующее ныне
законодательство более четко
выразило отношение законодателя
к данному вопросу. В Законе
РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе
судей в Российской Федерации"
в ред. от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ
говорится, что судьей может
быть лицо, не совершившее порочащих
его поступков.
Как отмечалось в юридической
литературе, анализ нормативных
актов, принятых в Российской
Федерации за последнее время
в рамках судебной реформы
и посвященных статусу судей,
свидетельствует о формализации
требований, предъявляемых к кандидату
в судьи.
К сожалению,
воззрения на мирового судью как
самостоятельную фигуру, которая
в ходе принятия судебного решения
руководствуется нравственными
началами, доминировавшие первоначально
в среде разработчиков направлений
судебной реформы, в конце концов
отступили перед традиционными
взглядами на суд как орган, призванный
разрешать споры только на основании
закона.12
2.2.Проблемы
финансового обеспечения мировых судей
Судебная
власть как основополагающий
государственно-правовой институт
российского судоустройства получила
многообразное нормативное утверждение
в ходе судебной реформы. Признание
и закрепление в Конституции
Российской Федерации политико-правовой
концепции судебной власти лежат
в основе развития и совершенствования
всего российского законодательства
о судоустройстве.
Федеральный конституционный закон
от 3 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О
судебной системе Российской
Федерации» с последующими изменениями
и дополнениями, относит мировых
судей к судам субъектов Российской
Федерации. Отнесение мировых
судей к судам субъектов Федерации
повлекло за собой ряд особенностей
в определении порядка их формирования
и источников финансирования.
На
сегодняшний день законодательную
основу финансового обеспечения
мировых судей составляют: Федеральный
закон о мировых судьях с
изменениями и дополнениями от
22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и Федеральный закон
от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ « О финансировании
судов Российской Федерации».
Часть 2 ст. 124 Конституции Российской
Федерации содержит критерии
определения финансирования судов,
оно производится только из федерального
бюджета и должно быть достаточным, чтобы
обеспечить возможность «полного и независимого
осуществления правосудия в соответствии
с федеральным законом». Принцип «полного
осуществления» означает, что финансирование
судов из федерального бюджета должно
обеспечивать все потребности судов, связанные
с отправлением правосудия. Государство
обязано выделить адекватные ресурсы
для функционирования судебной системы,
включая назначение достаточного числа
судей сообразно числу рассматриваемых
дел, обеспечение необходимым техническим
персоналом, обеспечение жалования и вознаграждения
судьям.13
Применительно к объему финансирования
судов, требование обеспечения
независимого осуществления правосудия
означает такой уровень финансирования,
который позволял бы и судам
в целом, и отдельным судьям
при осуществлении правосудия
избежать вмешательства со стороны
государственных или общественных
институтов вследствие материальной
зависимости от них.
Статья
10 Федерального закона о мировых
судьях устанавливает, что обеспечение
заработной платы мировых судей
и социальных выплат, предусмотренных
для судей федеральными законами,
является расходным обязательством
Российской Федерации и осуществляется
из федерального бюджета через
органы Судебного департамента
при Верховном суде Российской
Федерации (п.1), а материально-техническое
обеспечение деятельности мировых
судей осуществляют органы исполнительной
власти соответствующего субъекта
Федерации в порядке, установленном
законом данного субъекта. В связи с этим
в ряде субъектов организационным обеспечением
деятельности мировых судей занимаются
сами органы исполнительной власти. В
этом случае создается соответствующее
подразделение – либо в виде отдела администрации
субъекта Федерации, например, областного
отдела по обеспечению деятельности мировых
судей, либо управления по обеспечению
деятельности мировых судей, либо в виде
нескольких так называемых административных
округов мировых судей, либо заключается
соглашение между губернатором и Управлением
Судебного департамента субъекта Федерации.14
Отсутствие
законодательного закрепления функций
по организационному обеспечению
деятельности мировых судей может
стать в дальнейшем серьезной
преградой на пути становления
этого института в России. Ситуация,
когда организационным обеспечением
деятельности мировых судей в
субъектах Федерации занимаются
органы различной ведомственной
принадлежности, разного уровня
государственной власти, может привести
к разнобою в этой важной
работе. Кроме того, существенно
затруднена, а может быть, и нереализуема
часть функций, требующих единого подхода
не только к методам их осуществления,
но и единого механизма их реализации.15
Я
считаю, что необходимо в связи
с единством статуса судей
в Российской Федерации создать
равные условия для обеспечения
прав граждан на судебную защиту
и включить мировую юстицию
в единую систему организации
обеспечения деятельности судов
общей юрисдикции.
Если учитывать сложившееся положение
дел в области финансирования
мировых судей, то нужно полагать,
что назрела необходимость проявления
законодательных инициатив, направленных
на повышение эффективности организационного
обеспечения деятельности мировых
судей. Принцип финансирования
мировых судей, отражен в ряде законодательных
актов, принятых за годы проведения судебной
реформы. Это – ст. 3 Федерального конституционного
закона «О судебной системе Российской
Федерации», ст. 10 Федерального закона
«О мировых судьях в Российской Федерации»,
ч. 2 ст.5 Федерального закона «О судебном
департаменте при Верховном Суде Российской
Федерации». Но ни в одном из них не говорится
об источнике финансирования аппарата
мировых судей.16
Глава
3. Компетенция мировых судей
3.1. Уголовные
и гражданские дела, подсудные
мировым судьям
Согласно
п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря
1998 г. "О мировых судьях в Российской
Федерации" они рассматривают
в первой инстанции следующие
гражданские дела:
- о выдаче
судебного приказа;
- о расторжении
брака, если между супругами отсутствует
спор о детях;
- о разделе
между супругами совместно нажитого имущества,
а также иные дела, возникающие из семейно-правовых
отношений, за исключением дел об оспаривании
отцовства (материнства), установлении
отцовства, лишении родительских прав,
усыновлении (удочерении) ребенка;
- определение
порядка пользования земельными участками,
строениями и другим недвижимым имуществом.17
Все отнесенные
к его компетенции Законом
от 17 декабря 1998 г. дела мировой судья
рассматривает единолично.
Статья
113 ГПК РСФСР (в редакции от 7 августа
2000 г.), устанавливающая подсудность
гражданских дел мировому судье,
почти дословно воспроизводит содержание
п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря
1998 г. Тем не менее имеются и
некоторые различия. Прежде всего
речь идет о перечне дел, подсудных
мировому судье. Во-первых, по вполне понятным
причинам в ст. 113 ГПК отсутствует
указание о том, что мировой судья
рассматривает уголовные дела. Во-вторых,
дела (а точнее, категории дел), подсудные
мировому судье, в Законе о мировых
судьях перечислены исчерпывающим
образом, т.е. перечень является закрытым.
Тогда как в ГПК он имеет
открытый характер. Согласно п. 8 ч. 1 ст.
113 ГПК мировой судья рассматривает
"иные дела, отнесенные федеральными
законами к компетенции мировых
судей". Такая формулировка позволяет,
с одной стороны, не меняя в
будущем содержания ст. 113 ГПК, относить
к числу "иных дел" не только дела
об административных правонарушениях
(подп. 9 п. 1 ст. 3 Закона о мировых
судьях), но и другие категории дел,
если федеральным законом они
отнесены к компетенции мирового
судьи (пока такие законы не приняты).
С другой стороны, отсутствие в ст.
113 ГПК прямого указания о рассмотрении
мировым судьей дел об административных
правонарушениях делает возможным
отнесение этих дел к ведению
специализированных судов административной
юстиции, вопрос о создании которых
в настоящее время обсуждается.