Мировые судти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:59, курсовая работа

Описание работы

Сегодня Россия несёт на своих плечах тяжёлое бремя реформирования. Введение института мировых судей - один из важнейших этапов проводимой в Российской Федерации судебной реформы. В целом ряде регионов штаты мировой юстиции полностью укомплектованы, и мировые судьи приступили к осуществлению правосудия. Тема мировых судей в России на протяжении всей истории их развития вызывала живой интерес ученых. Вот и сейчас у них появилась почва для исследований в этой области. В Российской Федерации наконец введен, а точнее возрожден, институт мировых судей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава1. Появление мировых судей в России……………………………………4
Глава 2. Мировые судьи в современной России………………………………...7
2.1. Требования предъявляемые кандидатам в мировые судьи, и порядок назначения их на должность………………………………………………………7
2.2. Проблемы финансового обеспечения мировых судей……………………...13
Глава 3. Компетенция мировых судей…………………………………………..16
3.1. Уголовные и гражданские дела, подсудные мировым судьям…………….16
3.2. Проблемы возникающие в практике мировых судей………………………19
Заключение…………………………………………………………………………23
Список используемой литературы………………………………………………..24
Нормативные акты………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 53.64 Кб (Скачать)
align="justify">  В  юридической литературе отмечается, что наряду с правосудием судебная  власть осуществляет: 1) судебный  контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.); 2) толкование правовых норм; 3) удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим и т.д.); 4) ограничение конституционной и иной правоспособности граждан (признание гражданина недееспособным и пр.); 5) судебный надзор за решением судов.

Выделяя общие и частные признаки, затрагивающие  вопросы судоустройства и судопроизводства, можно составить следующий перечень признаков, характерных для института  российского мирового судьи:

1) выполнение  только судебных функций суда  низшей судебной инстанции;

2) профессионализм  (наличие высшего юридического  образования и пятилетнего стажа  работы по юридической профессии);

3) статус  местного (локального) суда субъекта  Федерации;

4) особый, более демократичный порядок  наделения властными полномочиями  путем выборов населением участка  или законодательным органом  субъекта Федерации;

5) небольшие  сроки осуществления своих полномочий (сменяемость);

6) специальная  ограниченная юрисдикция (т.е. рассмотрение  гражданских и уголовных дел  о малозначительных спорах, правонарушениях,  административных проступках);

7) осуществление  судопроизводства только единолично;

8) склонение  сторон к примирению, ликвидации  конфликта как важная цель  любого вида судопроизводства;

9) использование  отдельных упрощений юридических  процедур в гражданском и уголовном  судопроизводстве;

10) наличие  апелляционного порядка пересмотра  судебных решений.9

Мировым судьей может быть гражданин РФ:

  • достигший возраста 25 лет;
  • имеющий высшее юридическое образование;
  • стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет;
  • не совершивший порочащих его поступков;
  • сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.10

  Мировой  судья рассматривает по первой  инстанции:

- уголовные  дела о преступлениях, за совершение  которых может быть назначено  максимальное наказание, не превышающее  трех лет лишения свободы;

- дела  о выдаче судебного приказа;

- дела  о расторжении брака, если между  супругами отсутствует  спор  о детях;

- дела  о разделе между супругами  совместно нажитого имущества;

- иные  дела, возникающие из семейно-правовых  отношений, за исключением дел  об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о  лишении родительских прав, об  усыновлении (удочерении) ребенка;

- дела  об определении порядка пользования  имуществом;

- дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ и законами субъектов РФ.

  Кроме выше перечисленных дел,  федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

  Мировой  судья рассматривает дела по  вновь открывшимся обстоятельствам  в отношении решений, принятых  им в первой инстанции и  вступивших в  силу. Также единолично  рассматривает дела, отнесенные  к его компетенции настоящим  Федеральным законом.11

  Существовали вполне оправданные запреты на избрание мировыми судьями: 1) состоящих под следствием и судом за преступления и проступки, подвергшихся по судебным приговорам за противозаконные действия заключению в тюрьму или иному более строгому наказанию, а также тех, кто был под судом за преступления или проступки, влекущие за собой такие наказания, и не оправданных судебными приговорами; 2) исключенных из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, а также из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; 3) объявленных несостоятельными должниками; 4) состоящих под опекой за расточительность; 5) священно- и церковнослужителей.

   Следовательно, определенные нравственные  требования предъявлялись к кандидатам  на замещение должности мирового  судьи и раньше. Действующее ныне  законодательство более четко  выразило отношение законодателя  к данному вопросу. В Законе  РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе  судей в Российской Федерации"  в ред. от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ  говорится, что судьей может  быть лицо, не совершившее порочащих  его поступков.

   Как отмечалось в юридической  литературе, анализ нормативных  актов, принятых в Российской  Федерации за последнее время  в рамках судебной реформы  и посвященных статусу судей,  свидетельствует о формализации  требований, предъявляемых к кандидату в судьи.

К сожалению, воззрения на мирового судью как  самостоятельную фигуру, которая  в ходе принятия судебного решения  руководствуется нравственными  началами, доминировавшие первоначально  в среде разработчиков направлений  судебной реформы, в конце концов отступили перед традиционными  взглядами на суд как орган, призванный разрешать споры только на основании  закона.12 

2.2.Проблемы финансового обеспечения мировых судей 

  Судебная  власть как основополагающий  государственно-правовой институт  российского судоустройства получила  многообразное нормативное утверждение  в ходе судебной реформы. Признание  и закрепление в Конституции   Российской Федерации политико-правовой  концепции судебной власти лежат  в основе развития и совершенствования  всего российского законодательства  о судоустройстве.

   Федеральный конституционный закон  от 3 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О  судебной системе Российской  Федерации» с последующими изменениями  и дополнениями, относит мировых  судей к судам субъектов Российской  Федерации. Отнесение мировых  судей к судам субъектов Федерации  повлекло за собой ряд особенностей  в определении порядка их формирования  и источников финансирования.

  На  сегодняшний день законодательную  основу финансового обеспечения  мировых судей составляют: Федеральный  закон о мировых судьях с  изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ и Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ « О финансировании судов Российской Федерации».

   Часть 2 ст. 124 Конституции Российской  Федерации содержит критерии  определения финансирования судов,  оно производится только из федерального бюджета и должно быть достаточным, чтобы обеспечить возможность «полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом». Принцип «полного осуществления» означает, что финансирование судов из федерального бюджета должно обеспечивать все потребности судов, связанные с отправлением правосудия.  Государство обязано выделить адекватные ресурсы для функционирования судебной системы, включая назначение достаточного числа судей сообразно числу рассматриваемых дел, обеспечение необходимым техническим персоналом, обеспечение жалования и вознаграждения судьям.13

   Применительно к объему финансирования  судов, требование обеспечения  независимого осуществления правосудия  означает такой уровень финансирования, который позволял бы и судам  в целом, и отдельным судьям  при осуществлении правосудия  избежать вмешательства со стороны  государственных или общественных  институтов вследствие материальной  зависимости от них.

  Статья 10 Федерального закона о мировых  судьях устанавливает, что обеспечение  заработной платы мировых судей  и социальных выплат, предусмотренных  для судей федеральными законами, является расходным обязательством  Российской Федерации и осуществляется  из федерального бюджета через  органы Судебного департамента  при Верховном суде Российской  Федерации (п.1), а материально-техническое  обеспечение деятельности мировых  судей осуществляют органы исполнительной  власти соответствующего субъекта  Федерации в порядке, установленном  законом данного субъекта. В связи с этим в ряде субъектов организационным обеспечением деятельности мировых судей занимаются сами органы исполнительной власти. В этом случае создается соответствующее подразделение – либо в виде отдела администрации субъекта Федерации, например, областного отдела по обеспечению деятельности мировых судей, либо управления по обеспечению деятельности мировых судей, либо в виде нескольких так называемых административных округов мировых судей, либо заключается соглашение между губернатором и Управлением Судебного департамента субъекта Федерации.14

  Отсутствие  законодательного закрепления функций  по организационному обеспечению  деятельности мировых судей может  стать в дальнейшем серьезной  преградой на пути становления  этого института в России. Ситуация, когда организационным обеспечением  деятельности мировых судей в  субъектах Федерации занимаются  органы различной ведомственной  принадлежности, разного уровня  государственной власти, может привести  к разнобою в этой важной  работе. Кроме того, существенно  затруднена, а может быть, и нереализуема часть функций, требующих единого подхода не только к методам их осуществления, но и единого механизма их реализации.15

  Я  считаю, что необходимо в связи  с единством статуса судей  в Российской Федерации создать  равные условия для обеспечения  прав граждан на судебную защиту  и включить мировую юстицию  в единую систему организации  обеспечения деятельности судов  общей юрисдикции.

   Если учитывать сложившееся положение  дел в области финансирования  мировых судей, то нужно полагать, что назрела необходимость проявления  законодательных инициатив, направленных  на повышение эффективности организационного  обеспечения деятельности мировых  судей. Принцип финансирования  мировых судей, отражен в ряде законодательных актов, принятых за годы проведения судебной реформы. Это – ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», ч. 2 ст.5 Федерального закона «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». Но ни в одном из них не говорится об источнике финансирования аппарата мировых судей.16

  

Глава 3. Компетенция мировых судей

3.1. Уголовные  и гражданские дела, подсудные  мировым судьям

Согласно  п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" они рассматривают  в первой инстанции следующие  гражданские дела:

  • о выдаче судебного приказа;
  • о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • о разделе между супругами совместно нажитого имущества, а также иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка;
  • определение порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.17

Все отнесенные к его компетенции Законом  от 17 декабря 1998 г. дела мировой судья  рассматривает единолично.

Статья 113 ГПК РСФСР (в редакции от 7 августа 2000 г.), устанавливающая подсудность  гражданских дел мировому судье, почти дословно воспроизводит содержание п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. Тем не менее имеются и  некоторые различия. Прежде всего  речь идет о перечне дел, подсудных  мировому судье. Во-первых, по вполне понятным причинам в ст. 113 ГПК отсутствует  указание о том, что мировой судья  рассматривает уголовные дела. Во-вторых, дела (а точнее, категории дел), подсудные  мировому судье, в Законе о мировых  судьях перечислены исчерпывающим  образом, т.е. перечень является закрытым. Тогда как в ГПК он имеет  открытый характер. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 113 ГПК мировой судья рассматривает "иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых  судей". Такая формулировка позволяет, с одной стороны, не меняя в  будущем содержания ст. 113 ГПК, относить к числу "иных дел" не только дела об административных правонарушениях (подп. 9 п. 1 ст. 3 Закона о мировых  судьях), но и другие категории дел, если федеральным законом они  отнесены к компетенции мирового судьи (пока такие законы не приняты). С другой стороны, отсутствие в ст. 113 ГПК прямого указания о рассмотрении мировым судьей дел об административных правонарушениях делает возможным  отнесение этих дел к ведению  специализированных судов административной юстиции, вопрос о создании которых  в настоящее время обсуждается.

Информация о работе Мировые судти в РФ