Международное право вооруженных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:05, реферат

Описание работы

Международное право вооружённых конфликтов — совокупность международных договоров, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с нейтральными государствами, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Работа содержит 1 файл

Международное право вооруженных конфликтов.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

-для власти, представляющей народ (как стороны,  находящейся в конфликте) и  взявшей на себя обязательство  применять четыре Женевские конвенции и Протокол путем одностороннего заявления, они вступают в силу немедленно;

-после заявления  упомянутая власть получает такие  же права и принимает на  себя те же обязательства, которые  имеют участники Женевских конвенций  и Протокола;

-после заявления положения Женевских конвенций и Протокола являются обязательными для всех сторон, находящихся в данном конфликте. До подобного одностороннего заявления вооруженный конфликт должен регулироваться либо Дополнительным протоколом II, либо ст. 3, общей для всех четырех Женевских конвенций 1949 г[7].

Иная ситуация возникает при наличии в данном государстве вооруженного конфликта  и участии в нем в той  или иной степени другого государства. Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством в самом начале носит на себе отпечаток внутреннего конфликта и лишь по мере его эскалации может быть охарактеризован как международный. При этом должен иметь место ряд существенных моментов. Во-первых, необходимо учитывать цели, за осуществление которых сражаются повстанцы: если борьба направлена против колониального или расистского режима, то она сама по себе носит международный характер; если повстанцы осуществляют свое право на самоопределение, то их борьба тоже будет носить характер международного вооруженного конфликта. Во-вторых, признание повстанцев "воюющей стороной" выводит их из изоляции, они получают выход на международную арену по следующим признакам:

-признание законным правительством государства, на территории которого возник вооруженный конфликт, отделяющейся части в качестве самостоятельного субъекта международного права, а повстанцев - в качестве воюющей стороны;

-признание повстанцев  воюющей стороной другим государством (третьей стороной). Правовая оценка вооруженного конфликта меняется в зависимости от объема признания со стороны другого государства. Если повстанцы признаются в качестве воюющей стороны и им оказывается помощь, то внутренний конфликт тем самым перерастает в международный вооруженный конфликт и в этом случае начинают действовать все нормы МП. Если же другое государство (третья сторона) оказывает помощь центральному правительству, то конфликт, в принципе, не перерастает в международный;

-признание повстанцев со стороны ООН или региональных международных организаций[8].

Таким образом, в МП традиционно сложилось деление  вооруженных конфликтов немеждународного характера на конфликты низкой интенсивности и конфликты высокой интенсивности. Вместе с тем такое деление уже не отражает всего спектра кризисных ситуаций, складывающихся в мировой практике государств. Практически все гражданские войны, как указывает Х.П. Гассер, так или иначе связаны с международными событиями, и лишь за редкими исключениями внутренние конфликты не остаются "за закрытыми дверями". Воздействие третьих государств на конфликт может принимать любые формы, вплоть до вооруженного вмешательства. В результате международное соперничество превращается в "войну по доверенности", которая зачастую ведется в интересах сторонних государств. Международное право - в его общепринятом толковании - не запрещает вмешательство в конфликт другого государства (третьей стороны) на стороне и по инициативе правительства, в то время как участие в конфликте на стороне повстанцев рассматривается как незаконное вмешательство во внутренние дела соответствующего государства и, следовательно, как нарушение международного права. В международно-правовой литературе они получили наименование "интернационализированные немеждународные вооруженные конфликты".

По объему правового  регулирования можно выделить две  группы правоотношений, которые складываются между участвующими в конфликте  сторонами. Так, статья 3, общая для всех Женевских конвенций, и Дополнительный протокол II 1977 г. регулируют правоотношения в вооруженных конфликтах между правительством и повстанцами, а также между другим государством (третьей стороной), принимающим участие в конфликте на стороне правительства, и повстанцами. МП вступает в действие в полном объеме, когда имеет место вооруженный конфликт между государствами, принимающими участие в конфликте на обеих сторонах, а также между правительством и другим государством (третьей стороной), принимающим участие в конфликте на стороне повстанцев.

1.2 Международно-правовая  регламентация вооруженных конфликтов

Участники вооруженного конфликта: Вооруженные силы государства, чтобы пользоваться правами, определенными  международными договорами, должны удовлетворять  следующим условиям:

- находиться  под командованием лица, отвечающего  за их действия;

- иметь знаки  различия;

- открыто носить  оружие;

- уважать законы  и обычаи войны[9].

Вооруженные силы воюющих государств делятся на комбатантов (сражающихся) и некомбатантов (несражающихся). Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. все лица, участвующие в вооруженном конфликте, подразделяются на комбатантов и гражданское население (п. 1 ст. 50).

К комбатантам  относятся:

- личный состав  регулярных вооруженных сил и  включенные в них полувоенные или вооруженные организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включенные в состав вооруженных сил;

- партизаны,  личный состав ополчений и  добровольческих отрядов, включая  организованные движения сопротивления;

- население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с ним;

- вооруженные  участники национально-освободительных  движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства  в осуществлении своего права на самоопределение.

Комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право  на статус военнопленного.

К гражданскому населению относятся все лица, которые не являются комбатантами. Если гражданские лица принимают  участие в военных действиях, они теряют свой статус и становятся комбатантами.

При этом, следует  иметь в виду, что на наемников, т.е. лиц, не являющихся гражданами ни одной  из воюющих сторон, специально завербованным  для участия в вооруженном  конфликте и фактически участвующих  в вооруженном конфликте с желанием получить личную выгоду и не входящих в личный состав вооруженных сил стороны конфликта, не распространяются нормы международного права. Наемничество является преступлением и подлежит уголовному преследованию. Наемники не могут пользоваться правами, которыми пользуются комбатанты (т.е. иметь статус военнопленного) и гражданское население.

Военнопленные: Права и обязанности военнопленных  регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией (принята  в 1929 г., пересмотрена в 1949 г.).

Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства. Нарушение данным лицом международных  норм ведения военных действий не является основанием для лишения  его этого статуса, кроме случаев, когда оно нарушает условие, согласно которому любой комбатант должен открыто носить оружие во время столкновения и во время развертывания в боевые порядки, предшествующие столкновению.

Мирное  население и мирные объекты. Вопросы, связанные с защитой мирного населения и мирных объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Дополнительным протоколом I к Женевским конвенциям 1949 г. В соответствии с этим протоколом запрещается:

- делать мирное  население, отдельных его представителей  или мирные объекты целями наступления;

- проводить неизбирательные  наступления (не направленные  на конкретную военную цель  или оружием, не допускающим  возможность такого направления), а также наступления, в результате  которых можно ожидать избыточное  количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;

- использовать  голод мирного населения как  средство войны;

- нападать на  объекты, имеющие важную роль  для жизнеобеспечения мирного  населения;

- нападать на  сооружения, содержащие опасные  силы (плотины, дамбы, АЭС), если освобождение этих сил может привести к значительным потерям среди мирного населения, за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку[10].

В то же время  наличие мирного населения в  определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование мирного  населения в качестве "живого щита" прямо запрещено.

В Дополнительном протоколе I также указано, что при  планировании и проведении военных  операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди  мирного населения или, в крайнем  случае, минимизировать их.

Запрещенные средства и методы ведения войны: Важное место среди источников права вооруженных конфликтов занимают международно-правовые акты, в которых содержится запрещение применять на войне те или иные виды оружия.

Так, Женевский  протокол 1925 г. запрещает применять на войне удушливые, ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства.

Конвенция "О  бактериологическом оружии" 1972 г. запрещает  разработку, производство и накопление запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и предусматривает их уничтожение.

Конвенция 1980 г. запрещает применять против мирного  населения осколочные бомбы, осколки  которых не просматриваются в  человеческом теле рентгеном, мины-ловушки  и зажигательное оружие.

При этом, необходимо иметь в виду, что международным правом установлена ответственность за военные преступления и преступления против человечности не только личная, но также и командная.

Статья 86 Дополнительного  протокола I к Женевским конвенциям 1977 г. гласит, что командир несет ответственность за нарушения конвенций подчиненными в том случае, если он знал о возможности совершения ими преступлений, но не принял необходимых мер для их предотвращения.

В 1998 г. было решено создать Международный уголовный  суд, в компетенции которого находятся военные преступления, для которых определена универсальная юрисдикция. В 2002 г. договор о его создании вступил в силу. Однако многие страны (включая Россию, США и Китай) не подписали или не ратифицировали его[11].

 

2. Действие  норм международного права в  период вооруженных конфликтов 

2.1 Действие  норм международного права во  времени в период вооруженных  конфликтов

Для практики непосредственное значение имеет проблема пределов действия нормативных правовых актов. Она традиционно включает в себя вопросы действия во времени (с какого и по какое время нормативный акт имеет силу), в пространстве (на какую территорию распространяется регулирующее влияние акта) и по кругу лиц (каковы его адресаты).

Конвенции и  соглашения в области МП принимаются  в мирное время, а вступают в силу "с первого выстрела", т.е. немедленно при первом враждебном акте одной  из противоборствующих сторон, но прекращение  боевых действий не влечет за собой прекращение действия МП (т.е. действие во времени весьма специфично).

Военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь  форму мотивированного объявления войны или форму ультиматума с условным объявлением войны (ст. 1 Конвенции об открытии военных действий 1907 г.). Однако согласно определению агрессии, принятому Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1974 г., сам факт объявления войны, которая не является актом самообороны в соответствии со ст. 51 Устава ООН, не превращает войну противоправную в войну законную и является актом агрессии. Начало же агрессивной войны без ее объявления представляет собой отягчающее обстоятельство, повышающее ответственность агрессора[12].

Объявление войны  входит в компетенцию высших органов  государственной власти и определяется конституцией каждой страны. Объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны, влечет за собой определенные правовые последствия, которые сводятся в основном к следующему.

1. Прекращаются  мирные отношения между государствами;  прерываются дипломатические и  консульские отношения; дипломатический и консульский персонал отзывается.

2. Действие политических, экономических и иных договоров,  рассчитанных на мирные отношения,  прекращается или приостанавливается. Многосторонние отношения общего  характера также прекращаются  на период войны, начинается реализация договоров, специально заключенных на случай войны. Особенность таких договоров состоит в том, что они не могут быть денонсированы во время войны участвующими в ней сторонами.

3. Устанавливается  особый режим для граждан противника. Они могут покинуть территорию воюющего государства в том случае, если их выезд не противоречит интересам этого государства (ст. 35 IV Женевской конвенции). К ним может быть применен специальный правовой режим, вплоть до интернирования или принудительного поселения в определенном месте (ст. 41 и 42 IV Женевской конвенции).

4. Имущество,  принадлежащее вражескому государству,  конфискуется, за исключением имущества  дипломатических и консульских  представительств. Имущество его  граждан сохраняет свой статус.

Остаются не урегулированными нормами права проблемы, возникающие в вооруженном конфликте, который участники не признают войной. В таких случаях могут сохраняться дипломатические и консульские отношения, а также действие договоров. Еще более острыми бывают проблемы, когда начинается внутренний вооруженный конфликт. Статья 2, общая для всех Женевских конвенций, устанавливает, что нормы МП должны применяться в случае объявления войны или всякого другого вооруженного конфликта, даже если состояние войны участниками не признается.

Нормы, регулирующие ведение военных действий, перестают  применяться с прекращением этих действий. Прекращение военных действий между воюющими сторонами может  быть выражено в следующих формах.

1. Местное перемирие  (приостановление военных действий), заключаемое для ограниченного (по времени, пространству, целям) приостановления вооруженной борьбы между отдельными частями воюющих армий. Оно распространяется на небольшие участки театра войны и длится обычно относительно короткое время.

Информация о работе Международное право вооруженных конфликтов