Лица, участвующие в деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 19:56, реферат

Описание работы

Задачи данной работы:
1. Раскрыть понятие «лица, участвующих в деле».
2. Исследовать стороны в гражданском процессе.
3. Исследовать третьи лица в гражданском процессе.
4. Проанализировать участие прокурора в гражданском процессе.
5. Раскрыть участие государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Понятие лиц, участвующих в деле……………………………………………..3
2. Стороны…………………………………………………………………………..6
3. Третьи лица……………………………………………………………………..14
4. Участие прокурора в гражданском процессе…………………………………17
5. Участие государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные или оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц……………………………..23
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы и нормативно – правовых актов………………26

Работа содержит 1 файл

лица участвующие в деле.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

       Принятие  решения о вступлении в начатый  по инициативе истца процесс с целью дачи заключения закон оставил на рассмотрение прокурора. Выступая в процессе с дачей заключения, прокурор высказывает свое мнение как представителя государственного органа призванного осуществлять надзор за соблюдением законности и правопорядка. Заключение должно быть законным, основанном на подробном и внимательном изучении материалов дела, содержать оценку всех исследованных в суде доказательств, а также анализ материально-правовых оснований иска. ГПК РФ ограничивает право на вступление прокурора в процесс только отдельными категориями дел. Сюда относятся дела о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также иные случаи, предусмотренные ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на прокурора полномочий.

       Если  прокурор вступает в процесс для  дачи заключения по делу в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 45 ГПК РФ, председательствующий после исследования всех доказательств предоставляет ему слово наряду с представителем государственного органа или органа местного самоуправления, дающим заключение по делу.

       В судебных прениях прокурор по делам  указанной категории выступает  первым (ст. 190 ГПК РФ).

       Неявка  прокурора, извещенного о времени  и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

       Последней формой участия прокурора в гражданском  процессе является его участие в  обжаловании судебных постановлений. В соответствии со ст. 320, 336 ГПК РФ правом принесения апелляционных и  кассационных представлений имеют только прокуроры, участвующие в рассмотрении дела в суде первой инстанции. При чем как указывается в Информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. № 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу ст. 45 ГПК РФ, он в соответствии со ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебные постановления по этим делам путем внесения апелляционных и кассационных представлений.

       Рассмотрение  апелляционных и кассационных представлений  происходит по общим правилам производства в суде второй инстанции предусмотренным гл. 39, 40 ГПК РФ.

       Надзорное представление о пересмотре вступивших в силу судебных решений, апелляционных  или кассационных определений при  условии участия прокурора в  рассмотрении дела могут принести только отдельные должностные лица органов прокуратуры. С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в Российской Федерации вправе обращаться:

       1) генеральный прокурор Российской  Федерации и его заместители – в любой суд надзорной инстанции;

       2) прокурор республики, края, области,  города федерального значения, автономной  области, автономного округа, военного  округа (флота) – соответственно  в президиум верховного суда  республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

       Жалобы, представления прокурора на определения  Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации  и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации при условии, что такие определения нарушают единство судебной практики.

       Требования  к надзорной жалобе граждан и  надзорному представлению прокурора идентичны и будут изложены в соответствующей главе.

       В вышеназванном Информационном письме указывается также, что у прокуроров субъектов Российской Федерации, их заместителей и приравненных к ним  прокуроров военных и других, специализированных прокуратур, Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей отсутствует право истребования дела из суда, в связи с чем, участвующим в деле прокурорам необходимо принимать меры к формированию наблюдательных производств, в которых помимо подробных заключений должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов (исковое заявление, отзыв, копии правоустанавливающих документов, копии либо заверенные выписки протокола судебного заседания, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, представления прокурора и отзывы на них и т.д.). Именно эти материалы могут являться в дальнейшем основанием для принятия решения соответствующим прокурором о направлении представления в порядке надзора в соответствующую судебную инстанцию.

  1. Участие государственных органов, органов  местного самоуправления, организаций  и граждан, защищающих нарушенные или  оспариваемые права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц.

       Кроме указанных субъектов, участвующих  в деле в гражданском процессе выделяется также значительная группа субъектов защищающих «чужие» интересы. В качестве таковых ГПК РФ выделяет органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждан. В литературе отмечалось, что возможность инициировать возбуждение дела в защиту «чужих» интересов прокурором, государственными органами и иными субъектами ст. 42 ГПК РСФСР, без соответствующего полномочия, без согласия материально заинтересованного лица ограничивает свободу граждан и противоречит тенденции развития законодательства, первооснову которого составляют права и свободы человека и гражданина. Поэтому ГПК РФ ограничивает право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц только случаями, предусмотренными законом и при наличии их просьбы, а также для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя. Именно на этих основаниях участвуют в процессе органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, комитеты по защите прав потребителей. Субъект ст. 46 при возбуждении гражданского дела связан волей материально заинтересованного лица. Указанные органы следует признавать в процессе заявителями иска, лиц же, чьи интересы защищаются – истцами.

       Закон предоставляет рассматриваемым  субъектам значительный объем прав. Органам государственной власти, местного самоуправления, организациям и гражданам, обращающимся в суд  с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц предоставлены практические все процессуальные права и обязанности стороны за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по оплате судебных расходов. То есть закон разрешает данным субъектам без согласования с лицами, чьи права и свободы защищаются, изменять основания и предмет иска, объем исковых требований, отказываться от иска, обжаловать судебное решение. У стороны при несогласии с действиями субъектов, защищающих ее интересы, остается один процессуальный «рычаг» – отказ от иска, однако данное действие пресекает повторную подачу иска. По мнению ученых процессуалистов – если материально заинтересованное лицо свободно в принятии решения – прибегать к процессу для защиты своего права или нет, то оно должно быть также свободно и в осуществлении процессуальных прав после возбуждения гражданского дела.

       Аналогично  нормам, регламентирующим участие прокурора  в гражданском процессе, отказ  от иска субъектов, защищающих в процессе права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц не влечет прекращения дела, если эти лица сами продолжают поддерживать исковые требования. И наоборот, отказ истца от иска обязателен для субъектов, защищающих его интересы.

       Вторая  форма участия в процессе государственных  органов и органов местного самоуправления – дача заключения по делу. Привлечение указанных органов в процесс может быть обязательным или факультативным. Так в обязательном порядке при рассмотрении споров связанных с воспитанием детей (ст. 78 СК РФ), с усыновлением (ст. 125 СК РФ, ст. 271 ГПК РФ), с признанием гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным (ст. 284 ГПК РФ), с эмансипацией (ст. 288 ГПК РФ), а также иных споров, затрагивающих интересы несовершеннолетних, требуется заключение органа опеки и попечительства. Заключение органов государственной власти и местного самоуправления может потребоваться также и в иных случаях.

       Инициатором привлечения в процесс указанных  субъектов могут выступить они  сами, лица участвующие в деле или  суд. Вступление их в процесс возможно на любой стадии судебного разбирательства до принятия решения судом первой инстанции.

       Целью вступления в процесс государственных  органов Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, а также органов  местного самоуправления является дача заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

       В письменном заключении органы государственной власти и местного самоуправления формулируют свое мнение по делу. Окончательное заключение формулируется в судебных прениях. Заключение органа государственной власти, местного самоуправления для суда не является обязательным. Если же суд не согласился с заключением, он привести обоснование такого несогласия. 

       Заключение 

       Подводя итог данной работы можно сказать  следующее.

       В гражданском процессе лица, участвующие  в деле, это лица гражданского процесса, которые юридически  заинтересованы  в  рассмотрении  и  разрешении судом гражданского дела.

       По  характеру  юридического  интереса  лица,   участвующие   в   деле, подразделяются на две группы.

       Первую  представляют участники судопроизводства, имеющие к исходу  дела материально-правовой личный интерес, поскольку они  защищают  в  гражданском процессе свои субъективные права и законные интересы.

       Вторую  группу составляют лица, участвующие  в  деле,  защищающие  чужие  интересы, которые имеют к исходу дела публично-процессуальный интерес.

         Кроме того, лица, участвующие в  деле,  способны  влиять  на  движение гражданского  процесса,   то   есть   совершать   процессуальные   действия, направленные на его развитие и прекращение.

       Из  этого следует, что в числе  процессуальных прав, которые принадлежат лицам, участвующим в деле, имеются такие права,  как  право  ходатайствовать об отложении разбирательства дела, о приостановлении производства  по  делу, об оставлении заявления без рассмотрения и  о  прекращении  производства  по делу.

       Таким  образом, лицами,  участвующими  в деле,  являются  юридически заинтересованные в рассмотрении и  разрешении  дела  участники  гражданского процесса,  выступающие  от  своего  имени  и  наделенные  правом   совершать процессуальные действия, влияющие  как  на  развитие,  так  и  на  окончание судебного процесса. 

       Список  используемой литературы и нормативно – правовых актов 

  1. Конституция РФ 1993 г.
  2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»
  4. Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
  5. Шакарян М.С. Гражданское процессуальное право России, изд-во «Былина», М., 1999.
  6. Викут М.А., Зайцев И.М.Гражданский процесс России: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.
  7. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации/Под ред. Г.А. Жилина. М., 2003.
  8. Гражданский процесс.  Под ред. Треушникова М.К. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Городец, 2007.
  9. Гражданский процесс.  Под ред. Яркова В.В. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2006.
  10. Гражданский процесс.  Смушкин А.Б., Суркова Т.В., Черникова О.С. М.: Омега-Л, 2008.

Информация о работе Лица, участвующие в деле