Контрольная работа по оперативно-розыскной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 15:50, контрольная работа

Описание работы

Задача
При получении взятки инспектором Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) незаконное действие было зафиксировано с помощью мобильного телефона. Водитель автомобиля передавал денежные средства, а взамен их получал документы на право вождения без оформления протокола за административное правонарушение на дороге. Фиксировал момент получения взятки знакомый водитель из окна автомобиля.
Относятся ли указанные в задаче действия по фиксации взятки к оперативно-розыскной деятельности?
Подпадают ли они под нормы регулирования федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм.)?
Теоретический вопрос №2
Раскрыть основные направления по оперативно-розыскной деятельности согласно указу Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Содержание

Задача 2
Теоретический вопрос №1 6
Теоретический вопрос №2 12
Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

контр. работа по ОРД.docx

— 31.42 Кб (Скачать)

Оглавление

Задача 2

Теоретические вопрос №1 6

Теоретический вопрос №2 12

Список используемой литературы 15

 

 

Задача

При получении взятки инспектором  Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) незаконное действие было зафиксировано с помощью мобильного телефона. Водитель автомобиля передавал денежные средства, а взамен их получал документы на право вождения без оформления протокола за административное правонарушение на дороге. Фиксировал момент получения взятки знакомый водитель из окна автомобиля.

Относятся ли указанные в  задаче действия по фиксации взятки к  оперативно-розыскной деятельности?

Подпадают ли они под нормы  регулирования федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»  от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм.)?

Ответ:

Нет, так как данный случай не входит в сферу оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

 

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  • установление имущества, подлежащего конфискации.

При осуществлении оперативно-розыскной  деятельности проводятся следующие  оперативно-розыскные мероприятия:

  • Опрос.
  • Наведение справок.
  • Сбор образцов для сравнительного исследования.
  • Проверочная закупка.
  • Исследование предметов и документов.
  • Наблюдение.
  • Отождествление личности.
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  • Прослушивание телефонных переговоров.
  • Снятие информации с технических каналов связи.
  • Оперативное внедрение.
  • Контролируемая поставка.
  • Оперативный эксперимент.

Из выше перечисленного следует, что данный пример не связан с оперативно-розыскной деятельностью.

Действия по пресечению коррупции  возложены на правоохранительные органы и на государственный аппарат.

 

  1. Нет, они не подпадают под нормы  регулирования федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм.).

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий  являются:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

  • признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  • лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
  • лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя,  руководителя следственного органа, органа дознания или определения  суда по уголовным делам и  материалам проверки сообщений  о преступлении, находящимся в  их производстве.

4. Запросы других органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, по основаниям, указанным  в настоящей статье.

5. Постановление о применении  мер безопасности в отношении  защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных  правоохранительных организаций  и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

 

Теоретические вопрос №1

Дать общую характеристику закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной  тайне» (с изм. и доп.).

Ответ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее – органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

перечень сведений, составляющих государственную  тайну, – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о государственной  тайне

Законодательство Российской Федерации о государственной  тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области  отнесения сведений к государственной  тайне и их защиты

1. Палаты Федерального  Собрания:

осуществляют законодательное  регулирование отношений в области  государственной тайны;

рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяют полномочия должностных  лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания;

2. Президент Российской  Федерации:

утверждает государственные  программы в области защиты государственной тайны;

утверждает по представлению  Правительства Российской Федерации  состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной  тайны и положение о ней;

утверждает по представлению  Правительства Российской Федерации.

Перечень должностных  лиц органов государственной  власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

заключает международные  договоры Российской Федерации о  совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

определяет полномочия должностных  лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации;

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в  связи с отнесением сведений к  государственной тайне, их засекречиванием  или рассекречиванием и их защитой.

3. Правительство Российской  Федерации:

организует исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне";

представляет на утверждение  Президенту Российской Федерации состав, структуру межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положение о ней;

представляет на утверждение  Президенту Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

устанавливает порядок разработки Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;

организует разработку и  выполнение государственных программ в области защиты государственной тайны;

определяет полномочия должностных  лиц по обеспечению защиты государственной тайны в аппарате Правительства Российской Федерации;

устанавливает порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;

устанавливает порядок определения  размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения  сведений, составляющих государственную  тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам;

в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в  связи с отнесением сведений к  государственной тайне, их засекречиванием  или рассекречиванием и их защитой.

4. Органы государственной  власти Российской Федерации,  органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

обеспечивают защиту переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими;

обеспечивают защиту государственной  тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов  законодательства Российской Федерации;

устанавливают размеры предоставляемых  социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных  мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной  тайне;

реализуют предусмотренные  законодательством меры по ограничению  прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим  доступ к сведениям, составляющим государственную  тайну;

вносят в полномочные  органы государственной власти предложения  по совершенствованию системы защиты государственной тайны.

5. Органы судебной власти:

рассматривают уголовные  и гражданские дела о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной  власти, предприятий, учреждений и организаций  в связи с их деятельностью  по защите государственной тайны;

обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту государственной тайны;

определяют полномочия должностных  лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

Таким образом, закон РФ N 5485-1 «О государственной тайне» не только содержит перечень сведений (статья 5 наст. закона), относящихся к государственной тайне, но и устанавливает степень секретности к каждым отдельным сведениям, трактует правила засекречивания и рассекречивания данных в определенной сфере деятельности. Закон о государственной тайне состоит из 8 разделов, каждый из которых является важным аспектом при осуществлении деятельности, связанной с государственной тайной, в том числе и в области контроля и надзора за такой деятельностью.

Информация о работе Контрольная работа по оперативно-розыскной деятельности