Контрольная работа по "Гражданско-процессуальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

Понятие формы государства является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории

Содержание

Государственное устройство: понятие и формы. Особенности России как федеративного государства

3
Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская области и Пермский край приняли решение об объединении в один субъект – Уральский край. В Челябинской и Курганской областях это решение было принято на заседаниях их законодательных органов, в Свердловской и Оренбургской - оформлено Указами губернаторов, а в Пермском крае – решением краевого референдума.
Предусмотрена ли Конституцией РФ возможность затеянного объединения? Если да, то в каком порядке оно должно осуществиться? Составьте поэтапный план объединения, включающий решение всех необходимых конституционно-правовых вопросов.

9
Письменно проанализируйте видение Конституционным Судом РФ вопроса о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами в следующих решениях:
а) постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе».
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Конституционное право.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

План

  Стр.
  1. Государственное устройство: понятие и формы. Особенности России как федеративного государства
 
3
  1. Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская  области и Пермский  край приняли решение об объединении в один субъект – Уральский край. В Челябинской и Курганской областях это решение  было принято на заседаниях их законодательных органов, в Свердловской и Оренбургской  - оформлено Указами губернаторов, а в Пермском крае – решением краевого референдума.
    Предусмотрена ли Конституцией РФ возможность затеянного объединения? Если да, то в каком порядке оно должно осуществиться? Составьте поэтапный план объединения, включающий решение всех необходимых конституционно-правовых вопросов.
 
 
9
  1. Письменно проанализируйте видение Конституционным Судом РФ вопроса о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ  и ее субъектами в следующих решениях:
    а) постановление  Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности  ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе».
 
Список  использованной литературы  
 
 
 
 
 
 

Вопрос 1.

     Понятие формы государства является одним  из важнейших содержательных  характеристик государствоведения. Несомненно, также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи  государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако, строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса.

     Проявление  понятия «форма» применительно  к государству многообразно: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры.

     Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах.

     Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления.

     Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей.

     В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, которые в свою очередь находятся в прямой зависимости друг от друга, а именно: форма (государственного) правления, формы государственного устройства, формы государственного режима.

     Являясь одни из аспектов формы государства, государственное устройства играет очень большую роль для стабильности и четкого взаимодействия между субъектами, определяя внутреннюю структуру государства. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, на которые делится государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами. Характер подобных связей зависит от правового статуса, как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Таким образом, под формой государственного устройства понимают административно-территориальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами.

     Форма государственного устройства тесно связанна не только с публичной властью, но и с территориальной организацией населения – еще одним существенным свойством государства. Вовремя и правильно решенные вопросы государственного устройства обеспечивают стабильность государства, его плодотворное функционирование.

     С точки зрения государственного устройства, государства можно подразделить на унитарные (единые государственные образования); федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований: союзных республик, автономных республик, штатов, земель и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения, союзы суверенных государств).

      Унитарное государство

     Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств, отличается полным политическим единством. Оно неделимо. Отдельные административно-территориальные единицы или области, отличающиеся известным своеобразием, не имеют своего собственного законодательства, своего особого судоустройства (конечно, есть унитарные государства, имеющие  в своем составе автономии: Италия, Испания, Китай и др.). Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства. Достоинство унитарного государства заключается в том, что оно простое, располагает всей полнотой верховной власти.

     В бывшем СССР унитарными государствами считались все союзные республики, кроме Российской Федерации, а также все автономные республики.

      Федерация

     Федерация – это союзное государство, состоящее из государственных образований (республик, штатов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов федерации. При данной форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и органы управления у каждого из государств – членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

     На  сегодняшний день достаточно много стран являются федерациями, сложившимися в силу различных исторических условий и социально-политических причин.

      Конфедерация

     Конфедерации  представляют собой  государственно-правовые объединения, сохраняющие независимое существование, союз суверенных государств. В отличие от федерации, конфедерации создаются для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного  исторического периода. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения, имеющими собственное гражданство, системы органов власти, управления, правосудия. Они осуществляют власть самостоятельно, устанавливают собственную конституцию. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами государственной власти государств, входящих в конфедерацию. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации.

     Армия конфедерации состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации, направленных по их решению в распоряжение общего командования.

     Особенности Российской Федерации

     Российская  Федерация характеризуется рядом  особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство.

     Однако  образование Российской Федерации (сначала РСФСР) шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединения несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России. Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее

большинство ее населения и давшего имя  республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

     Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный  или  договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила конституция.

     Не  обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

     Сегодня Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник – РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения.

     Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

     Российская Федерация, как и любая другая федерация, является не союзным государством, а единым государством. Поэтому находящиеся в ее составе государства-республики не могут заключать с ней  межгосударственные договора на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело – многосторонние и двусторонние соглашения Российской Федерации и ее субъектов о распределении полномочий между ними. Именно таким соглашением является Договор от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.

     Сегодня этот договор в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, наряду с ней лежит основе отношений Российской Федерации с республиками, подписавшими этот договор. Однако их цель состоит не в том, чтобы установить конституционно-правовой статус этих государств, уже определенный Конституцией Российской Федерации, а в том, чтобы более точно определить механизм реализации государственных полномочий как Федерацией, так и ее субъектами. Они позволяют  повысить уровень взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами, стабилизировать в них политическую обстановку.

     В настоящее время Российская Федерация  имеет в своем составе три  вида субъектов – государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик; государственно-территориальные образования – края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Федерации; национально-государственные образования – автономная область и автономные округа. Таким образом, и сейчас сохраняются традиционно свойственные Российской Федерации субъекты – автономные образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 2.

     В ч.5 ст.66 определено, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ  и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

     В соответствии с данной статьей основные положения, касающиеся статуса, т.е. правового положения субъекта Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты Российской Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус. Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики. Аналогично определяется и статус других субъектов Федерации – краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – с той лишь разницей, что наряду с Конституцией Российской Федерации он определяется уставом соответствующего субъекта, принимаемым его законодательным (представительным) органом. При этом следует отметить, что подготовка и принятие таких уставов – новое явление в конституционном развитии, федеративном устройстве и развитии государственности Российской Федерации. 

     Таким образом, и уставы, и конституции субъектов имеют одно и то же назначение. Роль устава аналогична роли конституции в республике – и тот и другой регулируют сходные виды правоотношений. 

     При этом оба документа подлежат одинаковой государственно-правовой защите, исходя из равноправия субъектов в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

     Из содержания данной статьи вытекает, что субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой статус. Конституции республик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системы Российской Федерации, не могут противоречить ее Конституции, которой отведено главенствующее место в определении статуса субъектов. Вместе с тем в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числе которых специфические особенности их территории и проживающего на них населения, в том числе особенности его национального состава. 

Информация о работе Контрольная работа по "Гражданско-процессуальному праву"