Конституционно-процесуальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 08:02, контрольная работа

Описание работы

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Содержание

1. Конституционные принципы правосудия…………………………………….3
2. Конституционный Суд Российской Федерации…………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

конституционно-процесс.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

     Конституция Российской Федерации устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

     Принцип состязательности и равноправия сторон – важнейшее демократическое и процессуальное начало, которое создает максимально благоприятные условия для отыскания истины и вынесения справедливого судебного решения.

     Согласно  Конституции Российской Федерации, в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Приговоры, вынесенные судом присяжных заседателей в краевом, областном, городском суде, обжалуются и опротестовываются в кассационную палату Верховного Суда Российской Федерации.

     Помимо  присяжных, к осуществлению правосудия привлекаются народные и арбитражные  заседатели.

     Участие граждан в осуществлении правосудия является их гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным. заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 124) финансирование судов  производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность  полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Это положение Конституции имеет цель оградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной независимости, поставить все суды в равные материально-технические условия, обеспечивающие осуществление правосудия.

     Правосудие  – главная, но не единственная функция  судебной власти. Наряду с правосудием  судебная власть осуществляет судебный контроль (надзор) за законностью и  обоснованностью применения мер  процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.); толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм ее Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.п.); ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и пр.); судебный надзор за решением судов и др.

     В судебной системе Российской Федерации  имеется федеральный суд, организация  и деятельность которого регулируются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судом является Конституционный Суд Российской Федерации. 
 

  1. Конституционный Суд Российской Федерации
 

     Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

     Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации».

     Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи Конституционного Суда. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается.

     Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором  истекает срок его полномочий или  в котором ему исполняется 70 лет.

     Конституционный Суд имеет широкие полномочия. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей ее территории Конституционный Суд Российской Федерации:

     1) разрешает дела о соответствии  Конституции Российской Федерации: 

     а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации;

     6) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

     в) договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;

     г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

     2) разрешает споры о компетенции:

     а) между федеральными органами государственной  власти;

     б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

     в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

     3) по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле;

     4) дает толкование Конституции  Российской Федерации;

     5) дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

     6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

     7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией Российской  Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий , между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

     В заседаниях палат Конституционный  Суд разрешает дела, отнесенные к  его ведению и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.

     В число этих дел входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

     а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации;

     б) законов и иных нормативных актов  субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов;

     в) договоров между органами государственной власти Российском Федерации и органами государственной власти ее субъектов, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

     г) не вступивших в силу международных  договоров Российской Федерации.

     Конституционный Суд в заседаниях палат разрешает также споры о компетенции:

     а) между федеральными органами государственной  власти;

     б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

     в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

     Конституционный Суд в заседаниях палат по жалобам  на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность  закона, примененного или подлежащего  применению в конкретном деле.

     В пленарном заседании Конституционного Суда судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда.

     Председатель  Конституционного Суда Российском Федерации: руководит подготовкой пленарных  заседаний Конституционного Суда, созывает их и председательствует на них; вносит на обсуждение Конституционного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению и пленарных заседаниях и заседаниях палат; представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда; выступает с заявлениями от его имени; осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата Конституционного Суда и других подразделений аппарата, иных служб Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда и штатное расписание аппарата; осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда.

     Председатель  Конституционного Суда издает приказы  и распоряжения.

     Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляет по уполномочию Председателя Конституционного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Конституционным Судом.

     Судья-секретарь  Конституционного Суда Российской Федерации  осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда; организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда; доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом, и информирует Конституционный Суд об их исполнении; организует информационное обеспечение судей; осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда.

     Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь  Конституционного Суда по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

     В своей деятельности Конституционный  Суд Российской Федерации руководствуется  следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

     Решения Конституционного Суда Российской Федерации  обязательны на всей территории Федерации  для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

     Конституционные (уставные) суды образованы и в ряде субъектов Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации  создаются для обеспечения контроля за соблюдением конституций республик в составе Российской Федерации, уставов краев, областей и других субъектов Федерации. 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы: 

     1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

     2. Федеральный конституционный закон «О конституционном суде Российской Федерации». Комментарий / Авт. кол.: Аметистов Э.М., Витрук Н.В., Гаджиев Г.А. и др.; Отв. ред.: Витрук Н.В., Лазарев Л.В., Эбзеев Б.С.; - М.: Юрид. лит., 1996.

     3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 1995.

     4. Червернин В. Три вопроса к авторам первого в России Федерального конституционного закона // Конституц. право: восточноевроп. Обозрение.- 1994.- N 2 .

     5. Шульженко Ю.Л. Закон о Конституционном суде Российской Федерации 1994 г. // Государство и право. 1995. № 7.

     6. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России // РАН. Ин-т государства и права. - М.: Ин-т государства и права РАН, 1995.

Информация о работе Конституционно-процесуальное право