Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 08:23, контрольная работа
Конституционное право — одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая другая отрасль, она представляет собой совокупность правовых норм, призванных регулировать общественные отношения. Общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права, принято именовать ее предметом.
Введение и общие понятия 3
Предмет и основные определения конституционного права 4
Конституционно-правовые нормы и институты 6
Заключение 14
Список литературы 15
Конституционно-правовые
нормы принято классифицировать
по следующим основаниям.
По содержанию,
т.е. по кругу регулируемых общественных
отношений. Одни нормы связаны со сферой
общественных отношений, в которых выражаются
основы конституционного строя, другие
— с закреплением основ правового статуса
человека и гражданина, третьи — с федеративным
устройством, четвертые — с системой органов
государства. Внутри этих наиболее крупных
группировок норм по содержанию выделяются,
в свою очередь, и другие взаимосвязанные
комплексы норм, регулирующих относительно
близкие сферы общественных отношений.
По юридической
силе. Этот фактор находится в прямой зависимости
от того, в каком правовом акте выражена
та или иная норма, место правовых актов
данного вида в общей системе права, а
также разграничение предметов ведения
между Российской Федерацией и ее субъектами.
Наиболее значимые нормы выражены в конституционных
актах, и они обладают высшей юридической
силой.
Ни одна
правовая норма не может противоречить
Конституции. Среди других правовых
актов, содержащих конституционно-правовые
нормы, наибольшей юридической силой обладают
федеральные конституционные законы и
федеральные законы. На их основе издаются
все другие правовые акты. От уровня юридической
силы нормы зависит та юридическая база,
на основе которой формируется ее содержание.
Этот же фактор определяет и порядок отмены
нормы, ее взаимодействие с другими нормами,
их соотношение.
По территории
действия. По этому признаку различают
нормы, действующие на всей территории
Российской Федерации или в отдельных
республиках, областях и других субъектах
федерации, а также в границах территории,
в которых осуществляется местное самоуправление.
По характеру
содержания предписания. Этот признак
раскрывает механизм регулирующего
воздействия нормы. Предписания, содержащиеся
в норме, могут носить различный
характер, определять в своеобразной форме
права и обязанности субъектов, возникающие
на основе правовых отношений. На основании
критерия такого рода различают нормы
управомачивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомачивающие
нормы закрепляют право субъектов
осуществлять предусмотренные в них действия,
определяют рамки полномочий субъектов.
Такой характер
носят все нормы, закрепляющие компетенцию
Российской Федерации, ее субъектов, предметы
ведения всех государственных органов
(ст. 71—73, 83—90 Конституции Российской
Федерации). В качестве управомачивающих
норм могут рассматриваться и содержащиеся
в Конституции нормы-принципы, нормы-цели,
нормы-задачи и т.п. Хотя они и содержат
установления, сформулированные в самой
общей форме, обращены к неопределенному
кругу субъектов, но вместе с тем их предписания
закрепляют правомочия всех субъектов
соответствующих отношений действовать
в целях предусмотренных в них предписаний.
Обязывающие
нормы закрепляют обязанности субъектов
соотносить свое поведение, свои действия
с установками данных норм, избирать
тот вариант поведения, который соответствует
их требованиям. К этой группе относятся
нормы, закрепляющие конституционные
обязанности граждан, а также все нормы,
в которых исключается иной вариант действия,
чем тот, который предусмотрен в норме.
Так, например, ст. 107 Конституции обязывает
Президента Российской Федерации подписать
и обнародовать закон, если при повторном
рассмотрении Государственной Думой и
Советом Федерации он одобрен в ранее
принятой редакции.
Запрещающие
нормы содержат в своих предписаниях
запреты на совершение определенных действий.
Это оформляется обычно в правовых установлениях
такого рода: «запрещается», «не допускается»,
«обязаны», «не вправе» и т.п. Так, например,
ст. 13 Конституции Российской Федерации
предусматривает запрещение создания
и деятельности общественных объединений
по указанным в ней основаниям.
Определение
вида нормы по характеру содержащегося
предписания важно при ее применении,
для точного понимания
По степени
определенности. Различают императивные
и диспозитивные нормы.
Императивные
нормы не допускают свободы усмотрения
субъекта в применении установленного
ими правила. В них однозначно
определяется вариант поведения
субъекта в соответствующих
Диспозитивные
нормы предусматривают
По назначению
в механизме правового
Если материальные
нормы предусматривают
Как отмечалось
выше, определенный правовой результат
достигается обычно действием не
одной правовой нормы, а достаточно
широкой их совокупности. Поэтому
важно устанавливать
В качестве
конституционно-правового
В правовом
институте объединяются нормы самого
различного вида с учетом той их
классификации, которая была изложена
выше. В него могут входить и нормы Конституции
Российской Федерации, и нормы текущего
законодательства, т.е. нормы, обладающие
различной юридической силой. В его составе
могут быть нормы, различные по территории
действия, по степени определенности правового
предписания, по другим признакам. Так,
приведенный в качестве примера институт
гражданства включает нормы Конституции
РФ и «Закона о гражданстве».
Установление
принадлежности нормы к тому или
иному правовому институту
1.3.
Конституционно-правовые
В сферу
конституционного права входит только
определенная часть общественных отношений.
Однако, учитывая особую значимость этих
отношений, следует сказать и
том, что они достаточно обширны
по объему. Более того, в силу определенных
обстоятельств, связанных с юридизацией
общественных отношений, государство
постоянно расширяет свое вмешательство
в общественную жизнь. Здесь конституционное
право призвано стать преградой для тоталитарных
устремлений государства. Оно не должно
утрачивать своего главного назначения
— регулировать общественные отношения
таким образом, чтобы обеспечить свободу
людей, законность и правопорядок, условия
для благополучия граждан. Именно этим
определяется специфика конституционно-правовых
отношений, которая состоит в следующем.
Они различаются
своим содержанием, возникают в особой
сфере отношений, составляющих предмет
конституционного права.
Им свойственен
особый субъективный состав. Среди
субъектов государственно-
Конституционно-правовые
отношения характеризуются
Таким образом,
конституционно-правовое отношение
— это общественное отношение, урегулированное
нормой конституционного права, содержание
которого составляет юридическая связь
между субъектами в форме взаимных
прав и обязанностей, предусмотренных
данной правовой нормой.
Своеобразие
предмета конституционного права, многообразный
видовой характер его норм порождает
и различия видов конституционно-правовых
отношений.
Наиболее
классический вид правоотношений возникает
в результате реализации норм — это
правила поведения. На их основе возникают
конкретные конституционно-правовые отношения,
в которых четко определены субъекты,
их взаимные права и обязанности. Например,
в соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции
РФ «каждый осужденный за преступление
имеет право на пересмотр приговора вышестоящим
судом». Это означает, что у осужденного
есть право на пересмотр приговора, а у
вышестоящего суда — обязанность осуществлять
этот пересмотр.
Реализация
таких видов норм, как нормы-принципы,
нормы-цели, нормы-декларации, порождает
другие формы правоотношений, через которые
воплощаются в жизнь заложенные в них
предписания. Это правоотношения общего
характера, в которых конкретно не определены
субъекты отношений, не установлены их
конкретные права и обязанности. Это в
полной мере относится ко всем нормам-принципам,
закрепляющим, например, основы конституционного
строя Российской Федерации. В частности,
закрепляемый принцип разделения властей
находит свою конкретную реализацию через
сложную систему правоотношений, в которых
субъектами являются органы законодательной,
исполнительной и судебной власти. Однако
все эти правоотношения производны от
того общего правоотношения, которое возникает
на основе указанной нормы-принципа. Это
общее правоотношение, в котором участвуют
все субъекты, обязанные реализовать указанный
принцип. В его содержании определяются
в общей форме обязанности и права, вытекающие
из предписаний данной нормы.
Особый
вид конституционно-правовых отношений
— так называемые правовые состояния.
От правоотношений общего назначения
их отличает четкая определенность субъектов
правоотношения. Однако содержание взаимных
прав и обязанностей субъектов, как правило,
конкретно не определено, оно выводится
из большого массива действующих конституционно-правовых
норм. К правовым отношениям такого вида
относятся состояние в гражданстве, состояние
субъектов федерации в составе России.
Среди видов
конституционно-правовых отношений
можно выделить постоянные и временные.
Срок действия постоянных правоотношений
не определен, однако они могут и прекратить
свое существование в конкретных условиях.
Например, смерть гражданина прекращает
отношения по гражданству. Временные правоотношения
возникают, как правило, в результате реализации
конкретных норм. С выполнением заложенных
в них правил правоотношения прекращаются.
Так, правоотношения между избирателем
и участковой избирательной комиссией
заканчиваются исполнением последней
своей обязанности выдать избирательный
бюллетень и обеспечить условия для голосования.
В качестве особых видов конституционно-правовых
отношений выделяют также материальные
и процессуальные отношения. В материальных
правоотношениях реализуется само содержание
права и обязанности, в процессуальных
— порядок реализации правовых действий.