Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:05, курсовая работа
Цель моей работы - раскрыть общую характеристику науки конституционного права.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, предмет, функции и методы науки конституционного права,
- показать развитие науки конституционного права России на современном этапе.
Введение.
1.Понятие и предмет исследования науки конституционного права.
2. Функции конституционного права.
3.Методология науки конституционного права.
4.Современые проблемы науки конституционного права.
Заключение.
Список литературы.
Логический метод.
Важное место в
чего-либо. В формальной логике насчитываются десятки законов, из них четыре занимают особое место и называются основными законами логики. Это закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон достаточного основания. В этих законах выражаются такие требования к мышлению, как ясность, определенность, лаконизм, строгая последовательность, доказательственность. Учитывая важность положений конституционного права, каждая норма, каждая научная гипотеза в этой сфере должна соответствовать всем законам логики.
Другие методы.
Не умоляя значения всех других методов, я их объединила в один пункт по причине малого количества сведений об этих методах и небольшой их распространенностью применения. Однако эти методы также имеют большое значение, так как достижение желаемого результата может быть достигнуто при применении всех известных науке методов и приемов, нужно проверить, сравнить, проанализировать каждое явление со всех сторон. В праве вообще и в конституционном в частности в последнее время применяются методы, которые разрабатывает такая наука, как синергетика – наука о самопроизвольных, само организационных, случайных процессах. Эти методологические идеи позволяют лучше понять различные процессы самоуправления и управления в государственно-правовой сфере, особенно при развитии демократических начал в местном самоуправлении, в структуре исполнительной власти. Новые данные о конструктивной роли случая в общественном развитии более глубоко объясняют субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяют наряду с закономерными причинно-следственными связями, учитывать и случайные, вероятностные связи. институциональный метод — ориентирует на рассмотрение институтов, которыми оперирует наука конституционного права, т. е. государства, права, партий, других организаций и объединений и др. структурно-функциональный анализ — рассмотрение государственного права, как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее экспектаций (ожиданий); функциональный метод — требует изучения зависимостей между конституционно- правовыми явлениями, проявляющихся в опыте, например,
взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством партий и избирательной системой и т.п.; 4) бихевиористский метод — исходит из необходимости применения к политике приемов, используемые в естественных науках и конкретной социологии. Его суть заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного (вербального и практического, осознанного и подсознательного) поведения отдельных личностей и групп; нормативно-ценностный подход — предполагает выяснение значения конституционно-правовых явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.д.
4. Современные проблемы науки конституционного права.
Наука конституционного права
России последние почти три четверти
века не существовала как самостоятельная,
а входила в состав единой науки
"советское государственное
В советский период сформировалась наука
"социалистического типа", отправным
постулатом которой стали основополагающие
идеи марксистско-ленинского учения о
праве, государстве, демократии. Только
на их основе допускались, в частности,
и конституционно-правовые исследования.
Исходные положения и выводы, которые
должны были венчать любые исследования,
заключались в признании социалистического
характера советского государства, где
якобы утвердилось подлинное народовластие,
ликвидирована эксплуатация человека
человеком, достигнуто морально-политическое
единство народа - новой исторической
общности, отсутствуют условия для многопартийности,
а закономерностью общественного развития
является возрастание руководящей и направляющей
роли КПСС - ядра всей политической системы.
Все эти и другие идеологические установки
марксизма-ленинизма имели директивный
характер для государственно-правовой
науки, являлись ее методологической основой.
В условиях тоталитарного, репрессивного
государства любое отступление от названных
идей жестоко пресекалось, и наука могла
развиваться только на их основе. Поэтому
в методологическом плане научным исследованиям
была свойственна за данность выводов,
и они должны были служить подтверждением
социалистических идеологических постулатов.
Однако сказанное не дает оснований зачеркнуть
все итоги исследований государствоведов
того периода. Если снять чисто идеологические,
политические оценки, в рамки которых
была поставлена наука государственного
права, то бесспорны большие достижения
в познании чисто правовых теоретических
проблем. Это относится прежде всего к
общетеоретическим проблемам отрасли,
к изучению ее специфики, особенностей
ее предмета, способов реализации государственно-правовых
норм, видов государственно-правовых отношений,
их субъектов и т.д. Значительны исследования,
касающиеся источников государственного
права, обоснования юридического
значения такого акта, как конституция,
ее функций, юридических свойств. Обстоятельно
разработаны проблемы ответственности
в государственном праве, санкций, присущих
этой отрасли.
Серьезные исследования посвящены сущности
государственного суверенитета, общим
аспектам теории народного представительства,
формам непосредственной демократии,
проблемам правового статуса личности.
Рамки обще идеологических установок
оставляли известный простор для дискуссий
по государственно-правовым проблемам
для критики действовавшего государственно-правового
законодательства, в том числе и конституционных
положений. Наука делала выводы о путях
развития государственно-правового регулирования,
устранения имеющихся в нем пробелов.
Важную роль играла наука в разработке
и теоретическом обосновании понятий
и категорий, которыми оперировало конституционное
и текущее государственно-правовое законодательство.
Большой вклад в исследование названных
теоретических проблем в то время внесли
ученые-государство веды: И.А. Азовкин,
Г.В. Барабашев, Л.Д. Воеводин, Л.А. Григорян,
Д.Л. Златопольский, И.П. Ильинский, В.Т.
Кабышев, А.И. Ким, М.Г. Кириченко, В.Ф. Коток,
С.С. Кравчук, И.Н. Кузнецов, Н.Я. Куприц,
А.И. Лепешкин, А.И. Лукьянов, А.Х. Махненко,
В.С. Основин, В.А. Пертцик, Ю.А. Тихомиров,
Б.Н. Топорнин, В.Е. Чиркин, К.Ф. Шеремет,
Б.В. Щетинин и многие другие. Научные исследования
способствовали практической деятельности,
связанной с разработкой конкретных законодательных
актов, систематизацией государственно-правового
законодательства, планами законодательных
работ. Научными проблемами занимались
ученые всех союзных республик, входивших
в состав бывшего Союза ССР. Это относилось
как к общетеоретическим аспектам государство
ведения, так и к специфическим, присущим
каждой данной национальной республике.
Научные разработки концентрировались
в соответствующих институтах союзной
и республиканских академий наук, в высших
юридических учебных заведениях. Образование
на месте бывшего Союза ССР независимых
государств, формирование самостоятельных
правовых систем в каждом из них знаменовали
новый этап в развитии государственно-правовой
науки. В России утверждается ее наименование
как науки конституционного права. Ее
становление связано с отказом от названных
выше социалистических приоритетов, от
признания их безусловно истинными и незыблемыми.
Используя теоретический потенциал предшествующего
этапа развития науки
государственного права,
наука конституционного права освобождается
от догматического подхода к исследованию
проблем отрасли. Расширяется методологическая
основа науки. Узкоклассовая трактовка
государственно-правовых институтов,
характерная для
самоуправления, что объясняется как важностью и новизной этого института, так и формированием в системе права новой комплексной отрасли "Муниципальное право".
Заключение
Итак, мы рассмотрели предмет, функции и метод конституционного права, а также функции науки конституционного права. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Система категорий конституционного права, будучи большой открытой системой, обладает всеми фундаментальными системными качествами, а именно целостностью, инерционностью, сложностью, функциональной анизотропностью, организованностью, что и определяет закономерности ее существования в постоянном развитии.
Конкретно-исторические условия определяют прежде всего особенности развития и функционирования системы категорий конституционного права. В то же время происходит обратное воздействие рассматриваемой системы категорий на развитие права и опосредованно (через правовое регулирование) на общество и государство, что также подтверждает диалектическую взаимосвязь объекта исследования и среды. Кроме того, именно здесь кроются пределы изменчивости системы категорий конституционного права. Содержание конституционного права определяется тем, что данная отрасль права регулирует политические отношения в рамках одной страны. Поскольку категория "содержание конституционного права" дает нам представление о качественной определенности всей системы категории конституционного права, то она является фундаментальной и неизменной по своей сущности на протяжении всего времени существования данной системы категорий.
Содержание понятия
Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
Список источников и литературы: