Конституционная защита материнства и детства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 11:21, реферат

Описание работы

Естественное, природное назначение женщины – быть матерью. Существование на земле человечества лучшее тому подтверждение. Однако современные реалии, что прискорбно, порождают долгоиграющую тенденцию того, что женщины в России все реже стремятся заводить детей. Объяснение причин такого положения в стране не является задачей нашего исследования – более того, а рамках одной дипломной работы рассмотрение данной многогранной и многоаспектной проблемы было бы затруднительно. А потому остановимся лишь на факте, подтвержденном множественными статистическими исследованиями – гражданки России рожают мало, в результате чего население страны от года в год уменьшается. Чтобы изменить ситуацию, государство обязано принимать действенные меры (механизмы реализации), рассмотрению которых в том числе посвящена данная работа.

Содержание

Введение 3
1 Глава 1. Конституционно-правовые основы защиты интересов матери и ребенка
2 1.1 Правовые основы защиты и материнства и детства 5
3 1.2 Общие вопросы защиты материнства и детства 8
4 Глава 2. Права ребенка и механизм их защиты
5 2.1 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в семейном праве 12
6 2.2 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в трудовом праве 19
7 2.3 Механизмы защиты интересов матери и ребенка в иных отраслях права 25
Заключение 33
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат правовед.docx

— 62.04 Кб (Скачать)

     - предоставление отпуска по уходу  за ребенком до достижения  им возраста трех лет (ст. 256 ТК РФ), работникам, усыновившим ребенка  (ст. 257 ТК РФ).

     Важно подчеркнуть, что начало действия норм-ограничений  и норм-льгот законодатель связывает  с развитием женщины и ее ребенка, а не с «изданием соответствующего приказа работодателя». Приведем практический пример: беременная женщина в соответствии с положениями ст. 254 ТК РФ пишет  заявление о переводе на более  легкую работу. Работодатель не может  найти в течение 7 дней более легкую работу. В этой связи закон предоставляет  женщине право не выходить на работу до тех пор, пока ей не обеспечат  более легкие, чем ранее, условия  труда. При этом пропущенные дни  организация должна оплатить исходя из среднего заработка[8]. На практике, как правило, перевод на более  легкую работу связывается с соответствующим  приказом руководителя, чем нарушаются положения ТК РФ.

     Согласно  ст. 255 ТК РФ женщинам по их заявлению  и в соответствии с медицинским  заключением предоставляются отпуска  по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при  рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов  с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере.

     Отпуск  по беременности и родам исчисляется  суммарно и предоставляется женщине  полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

     Следующий важный правовой базис охраны материнства - запрещение увольнения беременных женщин.

     Как мы уже подчеркнули, часть первая ст. 261 ТК РФ, запрещает увольнение по инициативе работодателя беременных женщин (кроме случаев ликвидации организации). Данная норма относится к числу специальных норм, предоставляющих беременным женщинам повышенные гарантии по сравнению с другими нормами Трудового кодекса РФ, регламентирующими вопросы расторжения трудового договора, - как общими, так и предусматривающими особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями. По своей сути она является трудовой льготой, направленной на обеспечение поддержки материнства и детства в соответствии со статьями 7 (часть 2) и 38 (часть 1) Конституции РФ.

     При проверке судом законности увольнения женщины, находящейся в отпуске  по беременности и родам, суду следует  выяснять, имела место ликвидация предприятия или лишь его реорганизация.

     Работодатель, во всяком случае, обязан оплатить работнику  время вынужденного прогула, а также - по решению суда - возместить ему  моральный вред, причиненный увольнением. Кроме того, должностное лицо, издавшее приказ об увольнении, может быть привлечено к материальной ответственности - на него возлагается обязанность возместить ущерб, причиненный организации  в связи с оплатой времени  вынужденного прогула и выплатой денежных сумм в возмещение морального вреда.

     Такого  рода повышенная защита предоставляется  законодателем беременным женщинам как нуждающимся в особой социальной защищенности в сфере труда, с  тем чтобы, с одной стороны, предотвратить  возможные дискриминационные действия недобросовестных работодателей, стремящихся  избежать в дальнейшем необходимости  предоставления им отпусков по беременности и родам, отпусков по уходу за ребенком, иных предусмотренных законодательством  гарантий и льгот в связи с  материнством (гл. 41 ТК РФ), а с другой - в силу того, что даже при наличии запрета отказывать в заключении трудового договора по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ч. 4 ст. 64 ТК РФ), поиск работы для беременной женщины чрезвычайно затруднителен. 

     Современное общество не может отказаться и от использования детского труда, хотя бы потому, что нет возможности должным образом обеспечить и позаботиться обо всех детях, дать необходимое материальное обеспечение.

     Действующее российское трудовое законодательство допускает использование детского труда, однако, только в соответствии с положениями ТК РФ. Особенности  регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет установлены  законодателем в гл. 42 ТК РФ, ряде специальных подзаконных нормативных  актов. Нормы, регулирующие труд несовершеннолетних являются императивными и не могут  быть изменены трудовым соглашением  или локальным актом.

     Трудовое  законодательство устанавливает возможность  вступления в трудовые правоотношения лишь с момента возникновения  трудовой правоспособности. В соответствии со ст. 63 ТК РФ такая правоспособность возникает у лиц достигших  возраста 16 лет. Из этого правила  сделаны исключения следующие исключения:

     До  достижения возраста 16 лет (а в перечисленных  случаях 14, 15 лет) привлечение несовершеннолетнего  к работе неправомерно, а значит, работодатель, привлекающий малолетних детей и подростков до 16 лет нарушает букву закона.

     2.3 Механизмы защиты  интересов матери  и ребенка в  иных отраслях  права.

     Действующее законодательство Российской Федерации  содержит ряд законодательных актов, которые образуют институт социального  обеспечения, нормы которого направлены, в том числе, на охрану интересов  материнства и детства: социальное обеспечение беременных женщин, женщин имеющих детей и т.д.

     О назначении и выплате социального  пособия (по беременности, родам и  т.д.) в настоящее время действуют: Федеральный закон «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ; Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей[1], утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. №883; Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утв. постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. №13-6)[2] (с изменениями от 24 августа 1990 г.) (в ред. на 15 апреля 1992 г.).

     Еще раз подчеркнем, действующим законодательством  назначаются и выплачиваются  следующие виды государственных  пособий гражданам, имеющим детей:

     - пособие по беременности и  родам;

     - единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки  беременности;

     - единовременное пособие при рождении  ребенка;

     - ежемесячное пособие на период  отпуска по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет;

     - ежемесячное пособие на ребенка.

     Нормы института социального обеспечения  применяются в совокупности с  нормами (гарантиями) трудового законодательства РФ. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В этот период женщине выплачивается пособие по государственному социальному страхованию. При этом отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. Также по заявлению женщины или вышеназванных лиц, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию (ч. 3 ст. 56 ТК РФ).

     В защиту интересов и прав детей  и женщин направлены нормы административного  права. Кодекс РФ об административных правонарушениях[3] в целях соблюдения и исполнения родителями их обязанностей по содержанию и воспитанию детей  предусматривает:

     Статья 5.35. предусматривает такие меры административного  наказания, как предупреждение или  наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных  размеров оплаты труда[4] за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних детей.

     Объективная сторона данного правонарушения выражается в действии либо в бездействии, повлекших неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и  интересов несовершеннолетних.

     Субъектами  правонарушения являются родители, а  также иные законные представители  несовершеннолетних (например, опекуны, попечители, должностные лица воспитательных, медицинских иных учреждений, являющиеся законными представителями несовершеннолетних).

     Правонарушение  может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности[5].

     Согласно  статье 5.36. нарушение руководителем  учреждения, в котором находятся  дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации  или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся  в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот  или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

     Совершение  руководителем учреждения, в котором  находятся дети, оставшиеся без попечения  родителей, либо должностным лицом  органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего  от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот  или для детей, оставшихся без  попечения родителей, -

     влечет  наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

     Статья 5.37. предусматривает санкции за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью. Ими являются наложение административного  штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных  размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

     По  сути, наказание штрафом не является тем бичом, который способствовал  бы мотивации должностных лиц  к добросовестному и внимательному  исполнению своих обязательств.

     Статья 6.10. содержит два состава правонарушений, объектом которых является здоровье несовершеннолетних, их нравственное воспитание.

     Объективную сторону правонарушения, закрепленного  в ч.1 статьи, составляют действия взрослых людей по совместному с несовершеннолетними распитию спиртных напитков или употреблению одурманивающих веществ. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ влечет уголовную ответственность по ст. 151 УК РФ. Субъектом указанных противоправных действий являются взрослые граждане, исключая родителей и иных законных представителей несовершеннолетних. Такое правонарушение с субъективной стороны характеризуется умыслом.

     Ч. 2 статьи предусматривает административную ответственность за те же противоправные действия, имеет тот же объект посягательства, аналогичные объективную и субъективную стороны, но различается по субъекту правонарушения. Им признаются родители или иные законные представители  несовершеннолетних, а также лица, на которых возложены обязанности  по обучению и воспитанию детей. Поскольку  их деяния квалифицируются не только как вовлечение несовершеннолетнего  в употребление спиртных напитков, но и как неисполнение обязанностей по обучению и воспитанию детей, то в ч. 2 данной статьи предусмотрено и более строгое наказание - административный штраф в большей сумме - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

     Если  несовершеннолетний является лицом, в  отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, то в целях защиты его от информации и обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное  влияние на указанное лицо (в психическом, социальном, ином плане), несовершеннолетнее лицо может быть удалено на время  рассмотрения обстоятельств дела (ст. 25.1. КоАП РФ). Данное положение отчасти следует ст. 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которой предусматривается защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Обстоятельства дела об административном правонарушении можно отнести в категорию «информация, наносящая вред ребенку».

Информация о работе Конституционная защита материнства и детства в России