Классификация (виды) третейских судов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 14:28, реферат

Описание работы

Различные экономические споры между хозяйствующими субъектами решаются двумя законными способами: основным – через государственный суд, и альтернативным, который отнюдь не менее значим. Современная правовая система любой страны должна предусматривает оба этих способа. Третейское разбирательство является одним из предусмотренных гражданским и процессуальным законодательством России способов защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав.

Содержание

Введение
1. Краткая характеристика развития третейских судов.
2. Понятие и виды третейских судов
1. Понятие международного и коммерческого арбитража
2. Виды третейских судов
3. Заключение.
4. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по несуд формам защиты гп.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

2 Закон 1993г.  закрепляет пять оснований, по  которым во время арбитражного  разбирательства можно обратиться к суду с просьбой о совершении юридически значимых действий. К ним относятся следующие основания:

1) любая сторона  арбитражного разбирательства вправе  обратиться в суд с просьбой  о принятии мер по обеспечению  иска. Вынесение судом определения  о принятии таких мер не является несовместимым с арбитражным соглашением (ст.9);

2) любая сторона  арбитражного разбирательства вправе  обратиться в суд с просьбой  о принятии решения по постановлению  арбитража о том, что он обладает  компетенцией. Суд может признать  ходатайство сторон необоснованным и отклонить его либо постановить, что арбитраж некомпетентен рассматривать спор по существу (п.3 ст.16);

3) любая сторона  арбитражного разбирательства, а  также сам третейский суд вправе  обратиться к суду с просьбой  о содействии в получении доказательств. Суд может выполнить эту просьбу, руководствуясь правилами, касающимися обеспечения доказательств, в том числе судебных поручений (ст.27);

4) сторона, против  которой вынесено решение, вправе  его оспорить в суде путем  подачи ходатайства об отмене такого решения. Ходатайство об отмене не может быть заявлено по истечении трех месяцев со дня получения стороной, заявляющей это ходатайство, арбитражного решения.

Решение может  быть оспорено лишь по основаниям, четко  указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим (ст.34);

5) сторона, в  пользу которой вынесено арбитражное  решение, вправе ходатайствовать  перед судом о его признании  и исполнении независимо от  того, в какой стране оно было  вынесено (ст.35).

Из всего вышеизложенного следует, что государственный суд и коммерческий арбитраж представляют собой самостоятельные юрисдикционные органы, имеющие различную юридическую природу. На практике это различие проявляется в том, что целый ряд вопросов процессуального характера, возникающих в ходе арбитражного разбирательства, может быть разрешен при непосредственном участии государственного суда с использованием его властных полномочий. 
 
 
 
 

2.2. Виды третейских судов. 

Как уже отмечалось, в международной торговле преобладает  передача споров на разрешение постоянно действующим арбитражным учреждениям. Не составляет исключения и РФ. Из таких учреждений Закон «О международном коммерческом арбитраже» (ст.2) специально выделяет Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морскую арбитражную комиссию (МАК).

Основанием для  такого выделения является широкое  международное признание этих арбитражных  центров как учреждений, обеспечивающих справедливое и беспристрастное  рассмотрение международных споров. Это признание было достигнуто вопреки жесткому противодействию со стороны иностранных арбитражных центров, стремившихся максимально ограничить участие на международном рынке арбитражных услуг конкурентов из Советского Союза.

Организация и  деятельность Внешнеторговой арбитражной  комиссии, как называли до 1987г. нынешний МКАС, освещалась в десятках работ иностранных авторов. Как пишет В.С. Поздняков: «Нельзя не согласиться в связи с этим с доктором Я.Вэлером из Института им. Макса Планка в Гамбурге, который писал: «Пожалуй, ни о каком другом постоянно действующем арбитраже на Востоке и Западе не имеется столь богатой литературы, как об обоих институционных арбитражах при Торгово-промышленной палате СССР».

В годы «холодной  войны» в американской литературе возобладали попытки «дисквалификации» Внешнеторговой арбитражной комиссии под тем предлогом, что эта Комиссия является якобы органом государственного управления, административным органом. В последующие годы, и особенно в период усиления тенденций к разрядке международной напряженности, стали чаще появляться исследования, авторы которых стремились объективно оценить организационные основы и деятельность Внешнеторговой арбитражной комиссии.

К числу таких  авторов можно отнести Г.Бермана и Г.Бустина, которые писали в 1975г.: «…после ряда лет весьма прохладного принятия международным торговым сообществом Внешнеторговая арбитражная комиссия приобрела первостепенную репутацию своей профессиональной компетентностью и справедливостью ».

Международный коммерческий арбитражный суд - это один из старейших в мире арбитражных центров. Он был учрежден в 1932г. и назывался тогда

Внешнеторговой  арбитражной комиссией (ВТАК) при  Всесоюзной торговой палате.

С тех пор  суд дважды переименовывался: в 1987г. был назван Арбитражным судом при Торгово-промышленной палате СССР, а в 1993г. ему было присвоено нынешнее наименование.

Правовой статус МКАС определен Положением, которое  является приложением 1 к Закону. Как  указано в Положении, МКАС является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом). Суд состоит при Торгово-промышленной палате Российской Федерации и признается преемником Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате СССР, прекратившей свое существование.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации, при которой состоит

МКАС, является «негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия  и российских предпринимателей». Применительно к МКАС Палата утверждает Регламент Суда, порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и других расходов Суда, оказывает иное содействие его деятельности. Под «иным содействием », как это установлено устоявшейся практикой, понимается предоставление служебных помещений, средств связи, ведение расчетных операций. Все это ни в коей мере не противоречит закрепленной Законом самостоятельности МКАС.

Положение определяет компетенцию МКАС. По соглашению сторон в этот Суд могут передаваться две категории споров:

а) споры из договорных и иных гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей.

Стоит обратить внимание на то, что речь идет здесь об отношениях, возникающих не только из договоров, но также из недоговорных оснований, в том числе из причинения вреда;

б) споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Предприятия с  иностранными инвестициями (совместные предприятия) признаются юридическими лицами российского права (по месту  учреждения), однако, созданы они с участием иностранных фирм, что позволяет рассматривать их как одну из организационных форм международных экономических связей.

Структура и  организация деятельности МКАС. Основой  организационной структуры МКАС выступает список арбитров, состоящий из лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МКАС. Список арбитров утверждается Торгово-Промышленной палатой РФ сроком на пять лет. В нем указываются имя и фамилия арбитра, его образование и место работы, ученая степень и звание, специальность (п.2 ст.2 Регламента). Председатель МКАС и его заместители избираются сроком на пять лет общим собранием лиц, входящих в список арбитров. Председатель представляет МКАС в его сношениях внутри страны и за границей (п.1-2 ст.3).

Помимо Председателя и его заместителей в организационную  структуру МКАС входят Президиум, Секретариат  и докладчики.

В состав Президиума входят по должности председатель МКАС, его заместители, три члена Президиума, избираемые общим собранием лиц, входящих в список арбитров, и лицо, назначаемое президентом ТПП РФ. Председателем Президиума является Председатель МКАС. Президиум МКАС решает вопросы, отнесенные к его компетенции Регламентом, анализирует арбитражную практику, рассматривает вопросы распространения информации о деятельности МКАС, международных связей МКАС и др. В заседаниях Президиума МКАС принимает участие ответственный секретарь МКАС с правом совещательного голоса.

Решения Президиума принимаются простым большинством голосов при участии в голосовании более половины членов Президиума. Решения Президиума оформляются протоколом. Функции секретаря Президиума выполняет ответственный секретарь МКАС (ст.4). Секретариат осуществляет функции, необходимые для обеспечения деятельности МКАС. Секретариат возглавляет ответственный секретарь, назначаемый ТПП РФ по согласованию с Председателем МКАС. Ответственный секретарь имеет заместителей. Распределение обязанностей между ними, а также между другими сотрудниками Секретариата осуществляет ответственный секретарь. При осуществлении функций, связанных с рассмотрением дел в МКАС, Секретариат подчиняется Председателю МКАС (ст.6).

По каждому  делу, по которому начато арбитражное  разбирательство,

Председателем МКАС назначается докладчик, который  ведет протокол слушаний, присутствует на закрытых совещаниях состава арбитража и выполняет его поручения. До сформирования состава арбитража докладчик выполняет поручения Председателя МКАС или ответственного секретаря МКАС, относящиеся к арбитражному разбирательству, а также иные функции, определенные Положением о докладчиках, утверждаемым Президиумом. Список докладчиков утверждается Президиумом МКАС сроком на пять лет. В список докладчиков включаются лица, имеющие высшее юридическое образование и, как правило, владеющие иностранным языком (ст.5).

Местонахождением  МКАС и местом проведения слушаний является г.Москва.

Стороны могут  согласовать проведение слушаний в  другом месте на территории России. Слушание дела ведется на русском языке. С согласия сторон МКАС может провести слушание и на другом языке. МКАС принимает меры к тому, чтобы разбирательство дела по возможности было завершено в срок не более

180 дней со  дня образования состава арбитража.

МКАС разрешает  споры на основе применимых норм материального  права, определенного соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – руководствуясь правом, определенным арбитражем в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях арбитраж принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке (п.1 ст.13).

В соответствии с п.5 ст.1 Закона 1993г. МКАС принимает  к своему рассмотрению и споры, подлежащие его юрисдикции в силу международных  договоров Российской Федерации  имеются в виду, в частности, договоры, предусматривающие исключительную компетенцию соответствующих арбитражных центров в стране ответчика.

Разбирательство дел во МКАС осуществляется по правилам его Регламента, утвержденного ТПП  РФ и вступившего в силу с 1 мая 1995г. применяется этот регламент к спорам, производство по которым начато после вступления

Регламента в  силу, если ни одна из сторон не потребует  применения

Регламента, действовавшего на момент заключения арбитражного соглашения.

Однако Положение  об арбитражных расходах и сборах (Приложение к Регламенту) применяется по всем делам, разбирательство которых начато после вступления в силу нового Регламента.

Как и Положение  о МКАС, его Регламент в полной мере соответствует

Закону. Как предписано Законом (ст.19), стороны вправе сами согласовать процедуру ведения разбирательства. Отражением такого согласования является арбитражное соглашение, содержащее ссылку на Регламент. При этом надо иметь в виду, что Регламент содержит некоторые отступления от диспозитивных предписаний Закона. Воспроизведены в Регламенте и некоторые, хотя далеко не все, императивные нормы Закона. Не получили отражения в Регламенте, в частности, предписания разд.7 и 8 Закона (об оспаривании арбитражного решения, а также о признании и приведении в исполнение арбитражных решений). Поэтому пользоваться Регламентом необходимо в сочетании с Законом.

Регламент воспроизводит  оправдавшие себя на практике многие положения ранее действовавшего Регламента – Арбитражного суда при  ТПП СССР, соответствующего Единообразному регламенту арбитражных судов при торговых палатах стран-членов СЭВ 1974г. учтен также зарубежный опыт – Регламент ЮНСИТРАЛ (Комиссии ООН по праву международной торговли), регламенты ряда арбитражных центов, в том числе Международного арбитражного суда Международной торговой палаты, Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты. Все это может служить основанием для утверждения о том, что нынешний Регламент вполне соответствует мировым стандартам.

Морская арбитражная  комиссия при торгово-промышленной палате РФ действует на основании Положения, которое является приложением 2 к Закону «О Международном коммерческом арбитраже», и Правил производства дел, которые утверждены постановлением Президиума ТПП СССР от 13.01.1982 г.

Информация о работе Классификация (виды) третейских судов