Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:38, реферат
Конституция отличается от обычных парламентских законов своими особыми признаками, которые принято называть юридическими свойствами конституции.
К юридическим свойствам Конституции относятся: признание конституции Основным законом государства; верховенство; юридическая база текущего законодательства; стабильность; особый порядок принятия и изменения, прямое действие.
Юридические
свойства Конституции
Российской Федерации
Конституция отличается от обычных парламентских законов своими особыми признаками, которые принято называть юридическими свойствами конституции.
К
юридическим свойствам
2.1.
Верховенство Конституции
РФ
Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России.
Верховенство Конституции России означает то, что в иерархии нормативных правовых актов и других источников права Конституция России обладает высшей юридической силой.2
Качество
верховенства конституции является
важнейшим признаком
Высшая
юридическая сила Конституции РФ
предполагает, что все иные нормативные
правовые акты, принимаемые на территории
РФ, не могут противоречить
Гарантиями обеспечения верховенства Конституции РФ выступают:
Наиболее сложной проблемой при прямом применении норм Конституции РФ является оценка противоречия того или иного нормативно-правового акта как противоречащего ей. Эта функция Конституции РФ отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. В силу этого Конституционный Суд РФ указал, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ федерального закона или закона субъекта РФ, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться в Конституционный Суд РФ с таким запросом существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции РФ.
Из
судебной практики постановление Пленума
Верховного суда РФ « О некоторых
вопросах применения судами Конституции
Российской Федерации при осуществлении
правосудия» было серьезно скорректировано
постановлением КС РФ от 1 июня 1998г. № 19
–П. Суть его в том что постановление
КС РФ обязывает суды в случаях, если
они приходят к выводу о неконституционности
закона, для официального подтверждения
его неконституционности
Верховенство
Конституции РФ проявляется не только
по отношению к законодательству,
которое будет принято в
Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
В части 2 ст. 4 Конституции России закреплено свойство верховенства Конституции России и направлено оно прежде всего на обеспечение суверенитета государства в целом, единства государственной власти на всей территории страны. Принцип верховенства Конституции России указывает на особое место и особую юридическую силу этого акта в системе российского права, актов публичной власти, правоприменительной деятельности должностных лиц, актов институтов гражданского общества.6
Из
верховенства Конституции вытекает,
что она является юридической
базой текущего законодательства.
2.2.
Юридическая база
текущего законодательства
Конституционные
принципы и положения играют направляющую
роль для законодательной
Конституция дает импульс для создания новых норм права, создает предпосылки для принятия новых правовых актов, часто прямо определяет те сферы общественных отношений, где требуется правовое регулирование. Конституция прямо предусматривает, какие федеральные конституционные законы требуются для регулирования наиболее важных отношений и институтов: например, о референдуме РФ ( ст. 84); о чрезвычайном положении ( ст. 88), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103, ч. 1), о Конституционном Суде РФ (ст. 128, ч.3)7
Конституция предусматривает и принятие многих федеральных законов: о гражданстве (ст.6), об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ (ч.1, ст.77) и многих других.
Статьи
Конституции часто
Примером могут служить нормы ст. 36, устанавливающей право частной собственности на землю. Из материалов судебной практики можно привести следующий пример:
В Конституционный суд РФ обратились члены Законодательной Думы Хабаровского края о толковании части 3 ст. 35 Конституции РФ во взаимосвязи со статей 36 Конституции РФ, на что Конституционный Суд Российской Федерации вынес решение отказать в принятии к рассмотрению запроса Законодательной Думы Хабаровского края, так как соответствующая правовая позиция выражена Конституционным судом РФ в Определении от 5 июля 2001 года № 135-О.
Еще одним примером нормы может служить статья 40, закрепляющей право на жилище и определяющей, что малоимущим гражданам и другим указанным в законе лицам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативно правовых актов, действующих в России.
Конституция
является юридической базой текущего
законодательства. Данное свойство Конституции
проявляется в том, что именно
она определяет весь процесс правотворчства,
устанавливая, какие нормативно- правовые
акты принимают различные органы законодательной,
исполнительной и судебной власти, определяя
их юридическую силу. Конституция устанавливает
общие правила законодательного процесса,
называя субъектов права законодательной
инициативы, регулируя в самом общем виде
порядок принятия различных видов законов
РФ, порядок их обнародования.
2.3.
Стабильность конституции
Конституция - акт долговременного действия. Стабильность конституции является одним из важнейших ее свойств, поскольку выступает в качестве основополагающего условия успешного и бесконфликтного развития общества и обеспечение единства конституционного пространства страны.
Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. Стабильность конституции означает ее неизменность в течении длительного времени.9
Стабильность конституции должна сочетаться с ее динамизмом, поскольку «заморозить» текст конституции невозможно. Но изменения не должны быть частыми, так как это может привести на нет сам принцип стабильности.
Стабильность зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.
Конституция России относиться к числу жестких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок ее принятия, изменения и дополнения.
Применительно
к порядку принятия Конституции
он заключается, во- первых, в том, что
для разработки проекта Конституции
создается специальная
Во-
вторых, особый порядок принятия Конституции
заключается в возможности
Принятие
конституции проходит в обстановке
гласности и повышенного
2.3.
Особый порядок
принятия и изменения
Конституция России фактически относиться жестким конституциям.
Принципы
и положения Конституции играют
направляющую роль для всей системы
права и системы
В
самой Конституции названы
Особый
порядок изменения и дополнения
Конституции предусмотрен в гл. 9,
специально усложненная процедура
внесения и принятия предложений
о пересмотре или изменении различных
частей Конституции требуется
Конституция РФ предусматривает четыре способа ее изменения: внесения поправок; включение названия нового субъекта (субъектов) РФ, принятого в состав Федерации на основе добровольного присоединения территории зарубежного государства или в результате образования нового субъекта РФ на ее территории; изменение названия субъекта РФ, уже состоящего в Федерации; общий пересмотр Конституции.12
Первый способ. Положения гл. 1, 2, 9, в соответствии со ст. 135 Конституции изменяются в наиболее затрудненном порядке, так как внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Данные нормы глав Конституции составляют «фундамент» всех иных конституционных норм. Любая норма гл. 1, 2, 9, находиться в системной связи с другими конституционными положениями. Поэтому даже незначительное изменение может привести к тому, что придется заново пересматривать содержание конституционного текста в целом.
Информация о работе Юридические свойства Конституции Российской Федерации