Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 23:06, курсовая работа
Вполне привычны проблемы становления новых форм суда (в частности мирового): отсутствие достаточных финансовых средств, достаточного числа высококвалифицированных юридических кадров, неравномерность экономического и социально-политического развития субъектов федерации. В этой связи перед законодателем вновь стоит сложная задача определения степени единства судебной организации. Эта трудность не была преодолена и в ходе реформы прошлого века.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Сущность института мировых судей, его цели и задачи………………..5-13
2.История возникновения и развития института мировых судей…………...14
2.1.Развитие мирового правосудия в XVIII-XIX вв………...………….14-17
2.2.инстиут мировой юстиции в XX- нач. XXI в…………………….....18-19
2.3.Причины воссоздания института мировых судей в Российской Федерации……………………………………………………...……………..20-22
2.4.Совершенствование деятельности мировой юстиции в субъектах РФ (на примере Пензенской области)………………………..………………………22-29
3.Проблемы, связанные с установлением института мировых судей и попытка их решения……………………………………………………………………...30
3.1. Основные проблемы установления и деятельности мировых судей…………………………………………………………………………..30-32
3.2. Предполагаемые пути решения указанных проблем………………32-33
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………..…………………………35-37
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Сущность института мировых
судей, его цели и задачи………………
2.История возникновения и развития института мировых судей…………...14
2.1.Развитие мирового правосудия в XVIII-XIX вв………...………….14-17
2.2.инстиут мировой юстиции в XX- нач. XXI в…………………….....18-19
2.3.Причины воссоздания
института мировых судей в Российской
Федерации…………………………………………………….
2.4.Совершенствование
деятельности мировой юстиции в субъектах
РФ (на примере Пензенской области)………………………..………………………
3.1. Основные
проблемы установления и деятельности
мировых судей…………………………………………………………………
3.2. Предполагаемые пути решения указанных проблем………………32-33
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………….
Введение
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства ( ст. 2 Конституции РФ), а также его основной функцией. Государственная власть должна обладать действенным механизмом реализации своих функций. Независимый суд – один из главнейших инструментов этого механизма, а судебная реформа – приоритетная задача всеобщей правовой реформы, продолжающейся в России. Введение института мировых судей является составной частью процесса формирования реальной и эффективной судебной власти. В этой связи особую актуальность приобретает обращение к опыту прошлого, воссоздание целостной картины исторической эволюции мировой юстиции в России. Такое исследование позволяет найти те отправные точки, с которых начинается построение научной теории мирового суда, а также конструирование его как современного, эффективно функционирующего государственного института. Кроме того, это расширяет наши знания об общей истории отечественного государства и права, позволяет установить преемственность в процессах развития тысячелетней российской государственности.
Хотя мировой суд в России только начинает действовать, уже накопилось множество разноплановых вопросов, связанных как с его деятельностью, так и с деятельностью органов государственной власти по обеспечению работы мирового суда.
Вполне привычны проблемы становления новых форм суда (в частности мирового): отсутствие достаточных финансовых средств, достаточного числа высококвалифицированных юридических кадров, неравномерность экономического и социально-политического развития субъектов федерации. В этой связи перед законодателем вновь стоит сложная задача определения степени единства судебной организации. Эта трудность не была преодолена и в ходе реформы прошлого века. Созданная тогда судебная система не стала единой. Существует надежда, что в нынешнее время введение института мировых судей все же будет доведено до конца и единство судебной системы не будет нарушено, ведь мы уже имеем опыт создания института мировых судей и нужно воспользоваться этим опытом, дабы не повторить ошибок прошлого.
Издревле предпринимались попытки определить сущность мирового судьи, но, к сожалению, смысл термина "мировой судья" до сих пор непонятен многим гражданам, особенно тем, кто не имеет отношения к юриспруденции. Они воспринимают термин "мировой" как синоним слову "всемирный", полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Точными представлениями о его формах и содержании не обладают даже юристы-профессионалы, поскольку мировой судья был на протяжении десятилетий обделен вниманием российских ученых. Тем более что для обозначения одного явления используется несколько терминов: justice, magistrate (мировой судья); Justice of the Реace, Lay justice (мировая юстиция); magistrates court (мировой суд).1
В научных исследованиях отечественных процессуалистов так и не приводится достаточно емких и четких определений терминам "мировая юстиция", "мировой суд", "мировой судья", которые могли показать их сущность, отличительные черты применительно к судоустройству и судопроизводству. Лишь отдельные признаки этих терминов были предметом изучения и обсуждения в некоторых научных исследованиях и публикациях, посвященных мировым судьям.2
Чаще всего эти термины употребляются как синонимы, хотя и имеют свои индивидуальные смысловые оттенки. Так, например, в Англии термин magistrate противопоставляется термину justice как, соответственно, платный мировой судья - мировому судье, выполняющему свои обязанности без вознаграждения. В юридической литературе также правомерно утверждалось, что термин "мировой" следует считать производным от понятия "мир" в значении "порядок, спокойствие" (английское peace, французское paix).3
В действующем законодательстве сформулировано определение термина "мировой судья": мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Постановленные ими и вступившие в законную силу постановления, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.4
Из приведенного выше закона
можно сделать вывод, что правовое
положение мирового судьи в России
в настоящий момент имеет двойственный
характер. С одной стороны, он является
судьей общей юрисдикции субъекта Федерации,
его введение зависит от содержания
регионального
В юридической литературе под мировым судьей принято понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами.5
Таким образом, при определении учеными сущности института мирового судьи отмечаются характеризующие его организационные и процессуальные признаки, но они не разграничиваются. Результаты исследования российского законодательства позволяют обозначить следующие доминирующие признаки мирового судьи.
Мировой судья независим и подчиняется только Конституции РФ и закону. Этими же нормативными актами устанавливаются гарантии его независимости. Мировой судья вправе принимать судебные решения, обязательные для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц. Неисполнение постановления мирового судьи, а равно иное проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Все судьи в Российской Федерации, в том числе мировой судья, обладают единым статусом и отличаются только полномочиями и компетенцией.
В юридической литературе отмечается, что наряду с правосудием судебная власть осуществляет: 1) судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.); 2) толкование правовых норм; 3) удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим и т.д.); 4) ограничение конституционной и иной правоспособности граждан (признание гражданина недееспособным и пр.); 5) судебный надзор за решением судов и др.6
В отличие от федерального судьи мировой судья, согласно положениям ст. 3 Закона "О мировых судьях в Российской Федерации", не наделяется правом вынесения судебных решений, касающихся ущемления прав и свобод гражданина, предусмотренных ст. ст. 22, 23, 25 Конституции РФ. Согласно отраслевому законодательству он не вправе осуществлять иные виды деятельности, которыми наделены суды общей юрисдикции, в том числе пересматривать свои постановления по уголовным делам в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Ограниченность правового положения и компетенции мирового судьи как представителя судебной власти во многом объясняется не только спецификой рассматриваемых им дел, особенностями государственного устройства России, но и двойственным положением мирового судьи, а также тем обстоятельством, что он не является федеральным судьей. Во избежание принижения роли мирового судьи в правосудии следует расширить его полномочия, хотя бы в пределах предметной подсудности. Он должен быть наделен правом вынесения судебных решений, ущемляющих права и свободы граждан, и проверки законности действий и решений должностных лиц органов дознания и предварительного следствия по делам, подсудным мировым судьям. Ведь требования к возрасту и образованию у мирового судьи аналогичны требованиям, предъявляемым к федеральным судьям.
Влияние законодательных и исполнительных органов власти субъектов Федерации на институт мировых судей является весьма существенным, хотя судьи независимы при осуществлении правосудия. Это влияние обусловлено тем, что особенности полномочий и компетенции мирового судьи могут определяться не только федеральными законами, но и законами субъектов Федерации в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами. Эти пределы определяются действующим федеральным законодательством. В частности, создание и упразднение должностей мировых судей, порядок их назначения на должность, деятельность мировых судей, срок полномочий устанавливается законами субъектов Федерации.
Как отмечал заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.М. Жуйков: "Учреждение мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации порождает проблемы с определением их компетенции. Если эту компетенцию определять исходя из статуса мировых судей и с учетом федеративного устройства Российской Федерации, которое предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и наличие в субъектах Российской Федерации собственного законодательства, как это предусмотрено ст. ст. 5, 11, 71, 72, 76 Конституции Российской Федерации, то компетенцию мировых судей логично было бы определить следующим образом: к подсудности мировых судей следовало бы отнести дела, связанные с применением законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, принимаемых ими в сфере собственного правового регулирования"8
4. Мировые судьи провозглашаются элементом (звеном) единой судебной системы Российской Федерации. Содержание понятия "звено судебной системы" определяется кругом полномочий и обязанностей, предоставленных тем или иным судебным органам, и характером выполняемых ими функций. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации включает три элемента (звена). Первое, основное звено - мировые судьи и районные суды. Второе, среднее звено - верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Третье, высшее звено - Верховный Суд РФ.9
5. Мировой судья является должностным лицом, наделенным полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности на профессиональной основе, обладающим специальным статусом. В действующем законодательстве мировой судья упоминается в различных значениях, а именно: 1) суд субъекта Федерации; 2) состав суда; 3) участник процесса. Вместе с тем "суд" в русском языке толкуется весьма расширительно, включая в себя не только полномочие, но и учреждение одновременно.