Гражданско-правовое положение несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Современная морально-нравственная проблематика не находит у нас достаточного выражения. Отсюда, наверное, принятие не совсем нравственных решений. Законам следует проходить экспертизу специалистов с точки зрения соответствия правовых норм нормам морали. В правотворчестве же сейчас скорее выделяется целесообразная сторона.

Работа содержит 1 файл

курсовая инны.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

Ответственность за вред, причиненным несовершеннолетними в возврасте от 14 до 18 лет. В отличие от малолетних несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет признаются деликтоспособными, а потому самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях (п. 1 ст. 1074 ГК). Однако закон учитывает, что чаще всего сами несовершеннолетние в таком возрасте не могут возместить, причиненный ими вред ввиду отсутствия у них достаточных для этого средств. Кроме того, во внимание принимается то обстоятельство, что и в этом возрасте поведение несовершеннолетних во многом определяется воспитательным воздействием родителей (попечителей), которые к тому же должны осуществлять соответствующий надзор за детьми. В этих условиях на родителей (попечителей) возлагается дополнительная (субсидиарная) ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними. Иными словами, родители (попечители) отвечают перед потерпевшим лишь в той части, в какой не могут отвечать своим имуществом и доходами сами несовершеннолетние. Условием ответст­венности родителей (попечителей) является их вина в ненадлежащем воспитании и надзоре за детьми, которая презюмируется. 

На тех же началах, что и родители (попечители), несут ответственность за несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения, которые в силу закона являются попечителями несовершеннолетних, находящихся в этих учреждениях. Напротив, образовательные, воспитательные, лечебные и прочие подобные учреждения, которые осуществляют лишь надзор за детьми в период их нахождения в этих учреждениях, к дополнительной ответственности перед потерпевшим не привлекаются. 

Важнейшей особенностью рассматриваемого деликта является то, что обязанность родителей (усыновителей), попечителей и соответствующих учреждений по возмещению вреда прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность. С этого момента причинитель вреда отвечает самостоятельно, хотя бы это и имело отрицательные последствия для потерпевшего. 

В случае, если вред потерпевшему причинен действиями двух или более несовершеннолетних, они сами отвечают солидарно (ст. 1080 ГК). Что касается их родителей (попечителей), то они несут долевую ответственность в соответствии со степенью своей вины. 

    6. Заключение 

Из представленного  в данной работе материала видно, что в законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия становится на путь стабильности и формирования условий для поступательного экономического и социального развития, прочно входит в международное правовое пространство и какими бы не были трудности, необходимо привести внутреннее российское законодательство в соответствие с международно-правовыми документами, имеющих своей задачей – обеспечить защиту от влияния негативных факторов и создания всех предпосылок для развития молодого о поколения. 

На основании  изучения и анализа научной юридической  литературы, материалов судебной практики можно сделать следующие выводы: 

Современное Российское законодательство, регулирующее гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.  

Взаимодействие  различных отраслей права при  определение правового статуса  несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних. 

Необходима конкретизация  правовых предписаний, повышение качества действующих норм права, что должно снять имеющиеся в законодательстве противоречия в отношении гражданско-правового положения несовершеннолетних и таким образом способствовать совершенствованию практики их применения. 
 

Так же, в ходе комплексного изучения действующего законодательства и практики его применения можно вывести следующее понятийное определение: 

Правовой статус несовершеннолетнего гражданина –  это совокупность юридических прав и обязанностей граждан, не достигших  полной дееспособности, обусловленных  их возрастом, реализация которых обеспечивается экономическими, правовыми и организационными гарантиями со стороны государства и органов местного самоуправления. 

Любое право  и обязанность гражданина становится реальной социальной ценностью лишь при наличии достаточных правовых гарантий. А они возможны, прежде всего, при законодательном закреплении самого права. В существовании прав, обязанностей, ответственности ребенка никто не сомневается, но в едином законодательном акте правовой статус несовершеннолетних граждан России не зафиксирован.  

В целях дальнейшего  совершенствования правовой базы предлагаю: 

В новый гражданский  процессуальный кодекс внести статью: "Правом на предъявление заявления  об эмансипации должен обладать сам  несовершеннолетний". Ныне действующее  законодательство о гражданском  судопроизводстве позволяет прийти к выводу о то, что сегодня у несовершеннолетнего нет самостоятельное обращение в суд. Ст. 32 ГПК РСФСР гласит "способность осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представительно принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия". Данное правило входит в противоречие с нормами семейного права. Согласно ст. 56 СК РФ ребенок имеет право самостоятельно обратиться за защитой своих прав и интересов по достижении 14 лет. Следует полагать, что, если сегодня несовершеннолетний предъявит в суд заявление об эмансипации оно должно быть принято к рассмотрению в соответствии с упомянутой ст. 56 СК РФ. 

Также внести в  статью в ГПК РФ: "Заявление  об эмансипации лица может быть принято  судом к рассмотрению в случае отказа органа опеки и попечительства объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным, либо когда не получено в установленном законом порядке согласия на эмансипацию его законных представителей". Так если законные представители несовершеннолетнего возражают против эмансипации, нецелесообразно заставлять заявителя обращаться вначале в орган опеки и попечительства, поскольку так или иначе ему будет отказано по существу заявления. Такое правило противоречило бы конституционному праву лица на судебную защиту (ч.1 ст.46 Конституции РФ "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод). 

С целью устранения создавшихся противоречий возможно изменить ч.1 п.1 ст. 27 ГК РФ следующим  образом: "В исключительных случаях  несовершеннолетний, достигший шестнадцати  лет и обладающий достаточной  психической зрелостью, может быть признан полностью дееспособным по усмотрению органа опеки и попечительства либо суда. В частности, такое признание возможно, если лицо работает по трудовому договору, в том числе по контракту, либо намерено осуществлять предпринимательскую деятельность" 

Складывается парадоксальная ситуация: чтобы пройти государственную регистрацию своего предпринимательства несовершеннолетний должен приобрести полную дееспособность. А чтобы пройти процедуру эмансипации, он должен фактически начать заниматься предпринимательской деятельностью. 

Норма законодательства о судопроизводстве, устанавливающая  порядок рассмотрения заявления  об эмансипации, могла бы биьт сформулирована следующим образом: "Заявление  об эмансипации рассматривается  судом с обязательным участием самого заявителя, его законного представителя и органа опеки и попечительства. При рассмотрении заявления суд должен установить наличие достаточных оснований для объявления лица полностью дееспособным, а также наличие или отсутствие согласия на эмансипацию законных представителей несовершеннолетнего". Таким образом, в процессе рассмотрения дела об эмансипации суд должен исследовать все обстоятельства, свидетельствующие о достижении лицом психической зрелости и о необходимости проведения процедуры эмансипации. В этой связи желательно было бы производить психиатрическую и психологическую экспертизу в отношении заявителя, выявлять наличие у него необходимого минимума имущества. 

Изучая проблематику трудовых отношений несовершеннолетних я обратила также внимание на коллизию между действующим нормами публичного и частного права: субъектом трудовых отношений несовершеннолетний становится с 15 лет, а нарушителем налогового законодательства с 16.  

В законодательство о трудовых отношениях (К ЗоТ РФ) следовало бы снять возрастные ограничения приема на работу, и ввести положения, которые препятствовали бы незаконной эксплуатации труда несовершеннолетних и обременяли трудовой договор рядом условий, обеспечивающих сохранение здоровья и благополучия юного работника Практика показывает, что часто вопреки требованиям ст.27 ГК РФ и ст. 173 К ЗоТ РСФСР эксплуатируется труд лиц моложе 15 лет. Таким образом, ограничения возраста приема на работу носят формальный характер.  

При воплощении в практику указанных предложений, по моему мнению, повысится эффективность законодательства, регулирующего гражданско-правовое положение несовершеннолетних, улучшится защита их прав и, соответственно, повысится качество судебных процессов по делам несовершеннолетних и выносимых по ним решений, что будет способствовать эффективности их исполнения. 

И в заключении хотелось бы выразить надежду, что государство  в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу проблем, связанному с охраной прав несовершеннолетних, тем самым оно обеспечит свое существование в будущем и заложит основу возрождения России как великой мировой державы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

Нормативные акты: 

Конвенция ООН  о правах ребенка от 20 ноября 1989 года/ Конвенция ООН о правах ребенка  – извлечения. //Семейный Кодекс РФ с краткими комментариями: – М., 1996 г. 

Конвенция о  правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным  делам // СЗ РФ. 1995. № 17. 

Декларация прав ребенка // Документы ООН о детях, женщинах, образовании. М., 1995 

Конституция Российской Федерации. М., Право, 1995 

Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Право, 1999. 

Жилищный кодекс Российской Федерации, М.: Право, 1999. 

Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Право, 1999. 

ФЗ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (по состоянию на 23.12. 1999 г.) 

ФЗ РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании"//Российская газета, № 226, 22.11.97 

ФЗ РФ от 15 ноября 1997 г. "Об актах гражданского состояния"// СЗ РФ. 1997. № 47 

ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.// СЗ РФ, 1996 - №52 

ФЗ РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях  прав ребенка в РФ // Российская газета № 147. 05.08.1998 

ФЗ РФ от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".// Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. № 30 

ФЗ №1541-1 от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации"// СЗ РФ. –1994. - №16.

СОДЕРЖАНИЕ: 
 
 

Введение………………………………………………………………………… 2
Проблема  правоспособности и дееспособности в гражданской правосубъектности  несовершеннолетних……………………………….........  
4
Проблема  эмансипации………………………………………………………... 8
Семейное  законодательство РФ о проблеме основных прав несовершеннолетних……………………………………………………………  
10
Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними…………… 21
Заключение……………………………………………………………………… 26
Список  используемой литературы…………………………………………….. 30

Информация о работе Гражданско-правовое положение несовершеннолетних