Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 19:57, курсовая работа
Современная морально-нравственная проблематика не находит у нас достаточного выражения. Отсюда, наверное, принятие не совсем нравственных решений. Законам следует проходить экспертизу специалистов с точки зрения соответствия правовых норм нормам морали. В правотворчестве же сейчас скорее выделяется целесообразная сторона.
Ответственность
за вред, причиненным несовершеннолетними
в возврасте от 14 до 18 лет. В отличие от
малолетних несовершеннолетние в возрасте
от 14 до 18 лет признаются деликтоспособными,
а потому самостоятельно несут ответственность
за причиненный вред на общих основаниях
(п. 1 ст. 1074 ГК). Однако закон учитывает,
что чаще всего сами несовершеннолетние
в таком возрасте не могут возместить,
причиненный ими вред ввиду отсутствия
у них достаточных для этого средств. Кроме
того, во внимание принимается то обстоятельство,
что и в этом возрасте поведение несовершеннолетних
во многом определяется воспитательным
воздействием родителей (попечителей),
которые к тому же должны осуществлять
соответствующий надзор за детьми. В этих
условиях на родителей (попечителей) возлагается
дополнительная (субсидиарная) ответственность
за вред, причиненный несовершеннолетними.
Иными словами, родители (попечители) отвечают
перед потерпевшим лишь в той части, в
какой не могут отвечать своим имуществом
и доходами сами несовершеннолетние. Условием
ответственности родителей (попечителей)
является их вина в ненадлежащем воспитании
и надзоре за детьми, которая презюмируется.
На тех же
началах, что и родители (попечители),
несут ответственность за несовершеннолетних
в возрасте от 14 до 18 лет воспитательные,
лечебные учреждения, учреждения социальной
защиты населения и другие аналогичные
учреждения, которые в силу закона являются
попечителями несовершеннолетних, находящихся
в этих учреждениях. Напротив, образовательные,
воспитательные, лечебные и прочие подобные
учреждения, которые осуществляют лишь
надзор за детьми в период их нахождения
в этих учреждениях, к дополнительной
ответственности перед потерпевшим не
привлекаются.
Важнейшей особенностью
рассматриваемого деликта является
то, что обязанность родителей (усыновителей),
попечителей и соответствующих учреждений
по возмещению вреда прекращается по достижении
причинившим вред совершеннолетия либо
в случаях, когда у него до достижения
совершеннолетия появились доходы или
иное имущество, достаточные для возмещения
вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия
приобрел дееспособность. С этого момента
причинитель вреда отвечает самостоятельно,
хотя бы это и имело отрицательные последствия
для потерпевшего.
В случае, если вред
потерпевшему причинен действиями двух
или более несовершеннолетних, они сами
отвечают солидарно (ст. 1080 ГК). Что касается
их родителей (попечителей), то они несут
долевую ответственность в соответствии
со степенью своей вины.
6.
Заключение
Из представленного
в данной работе материала видно, что
в законодательстве РФ уделяется немало
внимания вопросам гражданско-правового
положения несовершеннолетних. Россия
становится на путь стабильности и формирования
условий для поступательного экономического
и социального развития, прочно входит
в международное правовое пространство
и какими бы не были трудности, необходимо
привести внутреннее российское законодательство
в соответствие с международно-правовыми
документами, имеющих своей задачей –
обеспечить защиту от влияния негативных
факторов и создания всех предпосылок
для развития молодого о поколения.
На основании
изучения и анализа научной юридической
литературы, материалов судебной практики
можно сделать следующие
Современное Российское
законодательство, регулирующее гражданско-правовое
положение несовершеннолетних, соответствует
общепринятым международно-правовым нормам
и позволяет обеспечить гарантии прав
и свобод этой категории граждан.
Взаимодействие
различных отраслей права при
определение правового статуса
несовершеннолетних в нормах различной
правовой принадлежности создают предпосылки
к созданию комплексных нормативных актов,
посвященных правам несовершеннолетних.
Необходима конкретизация
правовых предписаний, повышение качества
действующих норм права, что должно
снять имеющиеся в законодательстве противоречия
в отношении гражданско-правового положения
несовершеннолетних и таким образом способствовать
совершенствованию практики их применения.
Так же, в ходе
комплексного изучения действующего законодательства
и практики его применения можно вывести
следующее понятийное определение:
Правовой статус
несовершеннолетнего гражданина –
это совокупность юридических прав
и обязанностей граждан, не достигших
полной дееспособности, обусловленных
их возрастом, реализация которых обеспечивается
экономическими, правовыми и организационными
гарантиями со стороны государства и органов
местного самоуправления.
Любое право
и обязанность гражданина становится
реальной социальной ценностью лишь
при наличии достаточных
В целях дальнейшего
совершенствования правовой базы предлагаю:
В новый гражданский
процессуальный кодекс внести статью:
"Правом на предъявление заявления
об эмансипации должен обладать сам
несовершеннолетний". Ныне действующее
законодательство о гражданском
судопроизводстве позволяет прийти
к выводу о то, что сегодня у
несовершеннолетнего нет самостоятельное
обращение в суд. Ст. 32 ГПК РСФСР гласит
"способность осуществлять свои права
в суде и поручать ведение дела представительно
принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия".
Данное правило входит в противоречие
с нормами семейного права. Согласно ст.
56 СК РФ ребенок имеет право самостоятельно
обратиться за защитой своих прав и интересов
по достижении 14 лет. Следует полагать,
что, если сегодня несовершеннолетний
предъявит в суд заявление об эмансипации
оно должно быть принято к рассмотрению
в соответствии с упомянутой ст. 56 СК РФ.
Также внести в
статью в ГПК РФ: "Заявление
об эмансипации лица может быть принято
судом к рассмотрению в случае
отказа органа опеки и попечительства
объявить несовершеннолетнего полностью
дееспособным, либо когда не получено
в установленном законом порядке согласия
на эмансипацию его законных представителей".
Так если законные представители несовершеннолетнего
возражают против эмансипации, нецелесообразно
заставлять заявителя обращаться вначале
в орган опеки и попечительства, поскольку
так или иначе ему будет отказано по существу
заявления. Такое правило противоречило
бы конституционному праву лица на судебную
защиту (ч.1 ст.46 Конституции РФ "Каждому
гарантируется судебная защита его прав
и свобод).
С целью устранения
создавшихся противоречий возможно
изменить ч.1 п.1 ст. 27 ГК РФ следующим
образом: "В исключительных случаях
несовершеннолетний, достигший шестнадцати
лет и обладающий достаточной
психической зрелостью, может быть
признан полностью дееспособным по
усмотрению органа опеки и попечительства
либо суда. В частности, такое признание
возможно, если лицо работает по трудовому
договору, в том числе по контракту, либо
намерено осуществлять предпринимательскую
деятельность"
Складывается парадоксальная
ситуация: чтобы пройти государственную
регистрацию своего предпринимательства
несовершеннолетний должен приобрести
полную дееспособность. А чтобы пройти
процедуру эмансипации, он должен фактически
начать заниматься предпринимательской
деятельностью.
Норма законодательства
о судопроизводстве, устанавливающая
порядок рассмотрения заявления
об эмансипации, могла бы биьт сформулирована
следующим образом: "Заявление
об эмансипации рассматривается
судом с обязательным участием самого
заявителя, его законного представителя
и органа опеки и попечительства. При рассмотрении
заявления суд должен установить наличие
достаточных оснований для объявления
лица полностью дееспособным, а также
наличие или отсутствие согласия на эмансипацию
законных представителей несовершеннолетнего".
Таким образом, в процессе рассмотрения
дела об эмансипации суд должен исследовать
все обстоятельства, свидетельствующие
о достижении лицом психической зрелости
и о необходимости проведения процедуры
эмансипации. В этой связи желательно
было бы производить психиатрическую
и психологическую экспертизу в отношении
заявителя, выявлять наличие у него необходимого
минимума имущества.
Изучая проблематику
трудовых отношений несовершеннолетних
я обратила также внимание на коллизию
между действующим нормами публичного
и частного права: субъектом трудовых
отношений несовершеннолетний становится
с 15 лет, а нарушителем налогового законодательства
с 16.
В законодательство
о трудовых отношениях (К ЗоТ РФ)
следовало бы снять возрастные ограничения
приема на работу, и ввести положения,
которые препятствовали бы незаконной
эксплуатации труда несовершеннолетних
и обременяли трудовой договор рядом условий,
обеспечивающих сохранение здоровья и
благополучия юного работника Практика
показывает, что часто вопреки требованиям
ст.27 ГК РФ и ст. 173 К ЗоТ РСФСР эксплуатируется
труд лиц моложе 15 лет. Таким образом, ограничения
возраста приема на работу носят формальный
характер.
При воплощении
в практику указанных предложений,
по моему мнению, повысится эффективность
законодательства, регулирующего гражданско-правовое
положение несовершеннолетних, улучшится
защита их прав и, соответственно, повысится
качество судебных процессов по делам
несовершеннолетних и выносимых по ним
решений, что будет способствовать эффективности
их исполнения.
И в заключении
хотелось бы выразить надежду, что государство
в дальнейшем будет уделять достаточно
внимания комплексу проблем, связанному
с охраной прав несовершеннолетних,
тем самым оно обеспечит свое
существование в будущем и заложит
основу возрождения России как великой
мировой державы.
Список
используемой литературы:
Нормативные акты:
Конвенция ООН
о правах ребенка от 20 ноября 1989 года/
Конвенция ООН о правах ребенка
– извлечения. //Семейный Кодекс РФ
с краткими комментариями: – М., 1996 г.
Конвенция о
правовой помощи и правовых отношениях
по гражданским, семейным, уголовным
делам // СЗ РФ. 1995. № 17.
Декларация прав
ребенка // Документы ООН о детях,
женщинах, образовании. М., 1995
Конституция Российской
Федерации. М., Право, 1995
Гражданский кодекс
Российской Федерации. М.: Право, 1999.
Жилищный кодекс
Российской Федерации, М.: Право, 1999.
Семейный кодекс
Российской Федерации. М.: Право, 1999.
ФЗ от 19 мая 1995
г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей (по состоянию
на 23.12. 1999 г.)
ФЗ РФ от 10 июля
1992 г. № 3266-1 "Об образовании"//Российская
газета, № 226, 22.11.97
ФЗ РФ от 15 ноября
1997 г. "Об актах гражданского состояния"//
СЗ РФ. 1997. № 47
ФЗ от 21 декабря
1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях
по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.//
СЗ РФ, 1996 - №52
ФЗ РФ от 24 июля
1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях
прав ребенка в РФ // Российская газета
№ 147. 05.08.1998
ФЗ РФ от 21 июля
1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного
имущества и об основах приватизации
муниципального имущества в Российской
Федерации".// Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997. № 30
ФЗ №1541-1 от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации"// СЗ РФ. –1994. - №16.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………… |
2 |
Проблема
правоспособности и дееспособности
в гражданской |
4 |
Проблема
эмансипации………………………………………………… |
8 |
Семейное
законодательство РФ о проблеме основных
прав несовершеннолетних……………………………… |
10 |
Ответственность
за вред, причиненный |
21 |
Заключение…………………………………………………… |
26 |
Список используемой литературы…………………………………………….. | 30 |
Информация о работе Гражданско-правовое положение несовершеннолетних