Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:51, контрольная работа
Концепция развития Российского законодательства предусматривает последовательную реализацию конституционного принципа верховенства прав и свобод человека и гражданина, а также предполагает создание эффективного механизма их осуществления и защиты. При этом экономической и юридической основой конституционного строя России признаются право собственности и имущественные права. Эти права должны охраняться законом, предусматривающим различные гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты.
Введение
1 Основания
2 Защита субъективного права собственности на землю
Заключение
Литература
Гражданско-правовая защита права собственности на землю
План
Введение
1 Основания
2 Защита субъективного права собственности на землю
Заключение
Литература
Введение
Концепция развития Российского законодательства предусматривает последовательную реализацию конституционного принципа верховенства прав и свобод человека и гражданина, а также предполагает создание эффективного механизма их осуществления и защиты. При этом экономической и юридической основой конституционного строя России признаются право собственности и имущественные права. Эти права должны охраняться законом, предусматривающим различные гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты. Успешное функционирование системы гарантирования имущественных прав субъектов гражданского оборота является абсолютно необходимым условием для эффективного функционирования рыночной экономики.
Развитие гражданского оборота и вызванные этим процессом изменения системы взаимоотношений в обществе ставят на повестку дня задачу мониторинга системы защиты имущественных прав и совершенствования отдельных составляющих этой системы. Безусловно, земля, являясь важнейшим видом недвижимого имущества, требует наиболее тщательной правовой регламентации, фундаментом которой выступают нормы Конституции РФ. В связи с этим, очевидно, что несвоевременность корректировки положений, регламентирующих защиту права собственности на землю, ведет к невозможности реализации субъектами права собственности на землю их прав и интересов, гарантированных Конституцией РФ, что, в свою очередь, приведет к невозможности успешного функционирования механизмов рынка земли.
1 Право собственности на землю как объект защиты
Собственность как экономическая категория и право собственности как категория юридическая, появились в глубокой древности, зародившись вместе с обществом. Однако, законодатель в древнерусском праве стремился отразить не юридическое содержание права собственности, а его продолжительность, так как существовали термины «в прок», «на веки», «вечное потомственное владение» и т.д. Вопрос о том, как и каким образом из права владения сформировался современный термин «право собственности» остается дискуссионным и обсуждается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Диссертант подчеркивает, что еще римские ученые-правоведы нашли возможность обеспечения правовой надежности защиты недвижимого имущества в создании специального «института срока давности», т.е. правового основания, гарантировавшего возможность приобретения имущества в собственность на основании срока давности («usucapio»), которое обеспечивало гарантию правовой надежности защиты.
Автор отмечает, что давность становилась юридическим основанием для приобретения права собственности, в частности на землю, только при условии, что данное имущество находилось в законном владении в течение срока, установленного законом. При этом особого порядка признания права собственности по давности владения не существовало.
Подводя промежуточный итог, автор указывает на то, что наличие земли, как и в настоящее время, являлось признаком состоятельности и социальной значимости ее обладателя. В XIX веке защита предоставлялась не столько праву собственности, сколько владению как таковому.
Резюмируя изложенное, автор делает вывод о том, что история формирования и становления отношений собственности на землю, как и любой другой исторический процесс, имеет в своей основе как объективные, так и субъективные предпосылки. На протяжении различных исторических этапов в России собственность на землю была политическим, а не правовым инструментом, поскольку предоставление права собственности на землю тем или иным лицам имело весьма значительные социальные, политические и правовые последствия. Разумеется, это обусловило и специфику гражданско-правовой защиты права собственности на землю. Очевидно, что защита государственной собственности на землю существенно отличается от защиты частной собственности на землю, поскольку публичные интересы первостепенны по отношению к интересам частным. При этом государство в случае необходимости защиты государственной собственности использует презумпции (в частности, презумпцию государственной собственности на землю), а также, в большей степени, административные и уголовные санкции, а иным субъектам земельной собственности (гражданам и юридическим лицам) предоставляются общегражданские способы защиты. Из чего следует вывод о том, что одним из факторов, обуславливающих выбор способа защиты права собственности, по-прежнему является форма собственности на землю. Для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо изменить отношение к праву частной собственности на землю, перестав рассматривать его как политико-идеологический инструмент, перейти от регулирования права собственности на землю посредством законодательного закрепления презумпций, к установлению действительного многообразия форм земельной собственности и реальному обеспечению их равной защиты.
Подчеркивается, что, являясь важнейшим видом недвижимого имущества, земля требует наиболее тщательной правовой регламентации, фундаментом которой выступают нормы Конституции РФ, закрепляющей принципы, основные положения, которые конкретизируются нормами гражданского и земельного права. В связи с этим далее диссертантом исследуются гарантии, предоставляемые собственникам земли Конституцией РФ. При этом особое внимание уделяется гарантии юридического равенства форм собственности, их равному признанию и защите.
Исследуется правовой статус земли и регламентация правомочий субъектов отношений собственности на землю в гражданском законодательстве. Особое внимание уделяется презумпции государственной собственности на землю, согласно которой земля относится к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства ее принадлежности к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Автор приходит к выводу, что установление данной презумпции противоречит основным положениям Конституции РФ, так как таким образом отдается приоритет государственной собственности перед иными формами собственности, поскольку устанавливается упрощенный «порядок» отнесения земельных участков к собственности государства. Аргументируя свою точку зрения, диссертант ссылается на ст. 8 Конституции РФ, устанавливающую равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Тем самым, Конституция РФ не отдает приоритет какой-либо из форм собственности, в том числе государственной. Очевидно, что о равноправии форм и видов собственности свидетельствует единый для всех субъектов механизм реализации права собственности и гражданско-правовой защиты прав собственника. Кроме того, гражданское законодательство устанавливает общий порядок приобретения имущества в собственность, называя основания возникновения права собственности, предусмотренные главой 14 ГК РФ. Таким образом, порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи одинаков и не ставится в зависимость от специфики объекта или формы собственности. Эти и иные обстоятельства, названные автором, позволяют сделать вывод о том, что конституционный принцип многообразия форм собственности требует дальнейшего законодательного регулирования на основе установления если не равного, то в любом случае недискриминационного, правового режима форм собственности.
Далее рассматриваются иные конституционные гарантии, обеспечивающие гражданско-правовую защиту права собственности на землю. В частности, гарантия неприкосновенности частной собственности, гарантии собственникам земли при изъятии у них земельных участков или при их выкупе для государственных или муниципальных нужд. При этом диссертант указывает на пробелы действующего законодательства. Так, остались за пределами законодательной регламентации следующие вопросы: какие органы вправе принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. 284-285 ГК РФ; каков механизм изъятия в данном случае; в каком порядке собственники земельных участков предупреждаются о допущенных нарушениях и о возможности изъятия у них земельных участков; какова судьба земельного участка с момента выявления факта нарушения и до момента прекращения права собственности. Много вопросов возникает и при анализе норм, регулирующих изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В частности, не ясно, какие права имеет бывший собственник земельного участка, у которого он был изъят для государственных или муниципальных нужд, в случае если изъятый земельный участок используется не по назначению. Несомненно, что вопросы принудительного прекращения права собственности на землю требуют более четкой правовой регламентации и от того, насколько тщательно отлажен механизм принудительного прекращения прав собственности на землю, зависят гарантии правового статуса собственника земельного участка.
Далее среди рассматриваемых конституционных гарантий диссертант называет гарантию ограничения осуществления собственником своих прав только не нанесением ущерба окружающей среде и защитой охраняемых законом интересов других лиц. Предлагается обратить внимание на то, что законодательство западных государств, устанавливая ограничения прав собственников земли, использует такие формулировки как «установление справедливых социальных отношений», «для общего блага», при случаях, «оправданных общественной пользой или социальными интересами», «по мотивам общественной пользы», а российское законодательство оперирует термином «государственные или муниципальные нужды», что, по мнению автора, не совсем верно.
Анализируя гарантию судебной защиты прав и свобод граждан, автор отмечает, что одним из направлений развития действующего законодательства является расширение сферы судебной власти, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц и государственных органов. При этом подчеркивается, что в демократическом государстве должна быть усилена ответственность за нарушения любой из установленных законом форм собственности.
Подводя итог изложенному во втором параграфе, автор указывает на то, что содержание рассмотренных конституционных норм не лишено декларативности, а их практическая применимость весьма проблематична в силу их безымянности и безадресности. В связи с этим не удивительно, что проблемы, связанные с гражданско-правовой защитой права собственности на землю приобретают чрезмерную остроту и актуальность, и нуждаются во всестороннем исследовании,
2 Защита прав на земельные участки
В юридической практике восстановление нарушенного права на земельный участок в случае его самовольного захвата обеспечивается виндикационным и негаторным исками. При удовлетворении исковых требований судом на лицо, самовольно занявшее земельный участок возлагается обязанность возвратить участок законному владельцу. При этом виндикационный иск защищает правомочие владения, входящее в состав права собственности, а защиту правомочий пользования и распоряжения обеспечивает негаторный иск, посредством которого возможно устранение препятствий, не связанных с лишением владения.
Рассматриваются особенности правового регулирования и основания применения такого способа защиты как признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Автор констатирует тот факт, что признание недействительными ненормативных и нормативных актов органов государственной власти и органов местного самоуправления является формой судебного контроля над состоянием законодательства в Российской Федерации.
Далее обращается внимание на то, что и в Конституции РФ, и в нормах ГК РФ речь идет о возможности обжалования и признания недействительными любых нормативных и ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления. Признание нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным зависит от того, указана ли такая возможность в законе. В случае, если такой возможности не предусмотрено, отмена подобного акта допускается лишь в рамках конституционного судопроизводства (п. 2 ст. 125 Конституции РФ).
Далее исследуются особенности возмещения вреда, причиненного вследствие издания нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления. Отмечается, что формулировка ст. 61 ЗК РФ противоречит положениям ст. 1069 ГК РФ, по которым вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны ее субъекта или казны муниципального образования.
Должное внимание уделяется истории становления этого одного из древнейших и основополагающих институтов в системе защиты нарушенных прав. Отмечается особая роль гражданско-правового регулирования в применении рассматриваемого способа защиты в отношении земельных участков, что, безусловно, означает важность системного подхода в правовой регламентации. Диссертант отмечает и то, что в настоящее время немаловажная роль отводится государственной защите субъектов рынка земли, в том числе и посредством возмещения убытков. Однако, возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления возможно, но проблематично. Поскольку государство гарантирует права собственника, но на практике добиться реального возмещения понесенных убытков весьма сложно вследствие не четкой правовой регламентации ответственности государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц. Разумеется, создание указанных механизмов требует существенных затрат времени, вложения финансовых и иных ресурсов. Объем этих затрат напрямую зависит от состояния законодательства и, прежде всего, от того, как законодательство фиксирует права на землю, какие гарантии оно предоставляет собственникам земли, какие меры по их защите им регламентированы. Безусловно, государство должно предоставить действительные гарантии реализации субъектами рынка земли своих прав и их защиты, либо создать условия для снижения названных рисков, либо компенсировать ущерб, возникающий у участников рынка земли. В связи с этим автор считает небезынтересным зарубежный опыт их урегулирования. Проанализировав законодательство европейских стран и действующее российское законодательство, автор приходит к выводу, что определенную уверенность участникам рынка земли придаст законодательное закрепление возможности страхования права собственности на землю. Следует особо подчеркнуть, что в данном случае объектом страхования будет выступать не сам земельный участок, а право собственности на него. Это позволит снизить риск потери права собственности и обеспечить гарантированное возмещение убытков добросовестным участникам гражданских правоотношений.
Информация о работе Гражданско-правовая защита права собственности на землю