Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 01:02, статья
Гражда́нское процессуа́льное пра́во — отрасль права, включающая совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между судом и иными участниками судебного производства в ходе осуществления правосудия погражданским делам, а также исполнения судебных постановлений.
Гражданским процессуальным правом именуются также юридическая наука и учебная дисциплина, предметом которых являются правовые нормы, регулирующие отношения в сфере правосудия по гражданским делам.
[править]
Материал из Википедии
— свободной энциклопедии
Гражда́нское
процессуа́льное
пра́во — отрасль
права, включающая
совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между судом и иными участниками судебного производства в ходе осуществления правосудия погра
Гражданским процессуальным
правом именуются также юридическая на
Содержание[убрать]
|
Предметом гражданского процессуального права являются общественные правоотношения, возникающие между судом, с одной стороны, и любым другимучастником гражданского судопроизводства, с другой стороны.
Метод, используемый в регулировании отношений в сфере гражданского судопроизводства, характеризуется как императивно-диспозитивный, то есть сочетающий в себе императивный метод в части регулирования вопросов, связанных с действиями суда, и диспозитивный метод в регулировании поведения и процессуальной деятельности участников судебного процесса. Гражданский процесс в Российской Федерации организован таким образом, что лица, заинтересованные в определённом исходе дела, сами проявляют активность в отношениях с судом, без вменения им это в обязанности. Со своей стороны, суд не вправе оставить без внимания и оценки любое процессуальное действие участника процесса. В результате рассмотрения дела суд обязан вынести решение, которое приобретает общеобязательную силу, обеспеченную механизмом государственного принуждения.
Отдельными процессуалистами высказывается мнение о том, что метод регулирования отношений в гражданском процессуальном праве имеет черты только императивности, так как предметом регулирования отрасли являются отношения между властным органом — судом и иными участниками процесса, которые обязаны подчиняться решениям такого органа.
В составе гражданского процессуального права принято различать общие положения, относящиеся по содержанию ко всему процессу, и нормы, регулирующие производство по отдельным стадиям процесса, включая исполнительное производство, а также правила, регулирующие процессуальные действия с иностранным элементом.
Общая часть гражданского процессуального права состоит из основных институтов, закрепленных в разделах «Общие положения» ГПК РФ и АПК РФ:
Особенная часть регулирует порядок осуществления процессуальных действий и структурно следует логике развития отношений в ходе рассмотрения и разрешения гражданского дела от момента обращения заинтересованного лица в суд до момента реальной защиты его прав.
К источникам гражданского процессуального права относятся правовые акты, регулирующие отношения, возникающие между судом и участниками гражданского судопроизводства. Источники, регулирующие правосудие в судах общей юрисдикции указаны в ст.1 ГПК РФ, в арбитражных судах — в ст.3 АПК РФ.
Конституцией РФ, ГПК РФ и АПК РФ установлено, что регулирование отношений в сфере гражданского правосудия может осуществляться актами уровня не ниже федерального закона.
В правовой науке отсутствует единство по вопросу отнесения к источниками гражданского процессуального права актов Конституционного суда РФ, а также актов разъяснения праваВерховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ. Однако несмотря на теоретические дискуссии указанные акты имеют существенное значение для правоприменительной практики.
Гражданские процессуальные нормы СССР и союзных республик[2] действуют в части, не противоречащей Конституции РФ и гражданско-процессуальным нормам, введённым после её принятия.
Действие гражданских процессуальных норм во времени
Совершение отдельных
процессуальных действий, исполнение
постановлений судов общей
Независимо от времени возбуждения гражданского дела в суде при совершении процессуальных действий применяется процессуальный закон, действующий в этот момент.
Процессуальный закон вводится в действие, как правило, с момента опубликования, если в самом законе не указано иное.
Действие гражданских процессуальных норм в пространстве
Действие гражданских процессуальных норм в пространстве определяется в зависимости от компетенции органа, издавшего закон, подлежащий применению, и места нахождения суда, рассматривающего дело или совершающего отдельные процессуальные действия.
Суды России в своей деятельности руководствуются гражданскими процессуальными законами РФ. Следовательно, процессуальные нормы РФ действуют на всей территории России и применяются всеми судами РФ. Это правило действует и в тех случаях, когда дело передается в суд РФ из суда другого государства или когда отдельное процессуальное действие совершается по поручению суда другого государства.
Действие гражданских процессуальных норм по кругу лиц
Гражданские процессуальные нормы имеют обязательную силу для всех граждан, организаций и их объединений, независимо от форм собственности. Гражданский процессуальный закон РФ распространяется также на иностранцев, иностранные предприятия, находящиеся на территории России.
Частью 4 ст. 1 ГПК РФ установлено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникающие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя изпринципов осуществления правосудия в РФ (аналогия права)[3].
В российской процессуальной науке не сложилось единой точки зрения относительно соотношения гражданского процессуального и арбитражного процессуального права. Наибольшее развитие получили подходы, при которых арбитражное процессуальное право выделяется в самостоятельную отрасль либо рассматривается как подотрасльгражданского процессуального права.
В начале 1970-х годов в российской правовой науке возникла теория единого процессуального права. Н. Б. Зейдер и его последователи включали в предмет гражданского процессуального права деятельность всех государственных органов (наряду с судом) и общественных организаций, осуществляющих защиту субъективных прав и законных интересов граждан и организаций (арбитраж, третейский суд и другие государственные и общественные органы), исходя из общности предмета защиты[4]
Противники такого подхода указывали на то, что отношения, возникающие в сфере правосудия по гражданским делам, существенно отличаются от правоотношений, складывающихся с участием других юрисдикционных органов ввиду различия в правовом положении суда и этих органов, в принципах их деятельности. Гражданское процессуальное законодательство регулирует судебную форму защиты права. Нормы права, регулируюшие деятельность иных юрисдикционных органов, относятся к другим отраслям права.[5]. Эти доводы относились и к органам арбитража до 1 октября 1991 года, когда была упразднена вся система органов государственного и ведомственного арбитражаи был введен в действие Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде»[6], учредивший полноценный судебный орган —арбитражный суд, а Конституция РФ включила его в систему органов правосудия. Указанные изменения в структуре органов правосудия послужили основанием обсуждения вопроса о том, к какой отрасли права относится законодательство об арбитражных судах и АПК.