Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:57, реферат
Формирование новой российской государственности сопровождается возрастающим значением государственной службы.
| |
Формирование
новой российской
государственности
сопровождается возрастающим
значением государственной
службы. Глубокие политические
преобразования, осуществляемые
в России, обусловили
качественные изменения
важнейших конституционно-правовых
институтов, к числу
которых относится и
государственная служба. Начало
государственной
службы в России Еще во времена
Ивана Грозного в России была сформирована
система ведомств – Приказов, осуществлявших
руководство отдельными отраслями государственного
управления. Однако начало чиновничества
в России связывают с эпохой Петра I. 24
января (4 февраля) 1722 года императором
Петром I была утверждена Табель о Рангах,
которая стала основным законом о порядке
государственной службы в Российской
империи и просуществовала с многочисленными
изменениями вплоть до революции 1917 года.
Начало серьезного
и последовательного движения в
сторону создания профессиональной
государственной службы связано
с именем выдающегося реформатора М.М.
Сперанского, который впервые обратился
к проблеме образования и подготовки служащих
государственного аппарата. В течение
XIX века предпринималось еще несколько
попыток реформировать систему государственной
службы России. Наиболее решительными
реформаторами этой эпохи были В. Н. Панин,
граф Д. Н. Блудов, М. А. Корф, С.Ю. Витте. После октябрьской
революции 1917 года чины государственной
службы были формально упразднены.
На смену петровской Табели о рангах
пришла номенклатурная система подбора
и расстановки кадров, включающая в себя
перечень должностей в аппарате партийных,
государственных и общественных организаций
всех уровней и звеньев. Выдвижение на
руководящие государственные посты обычно
сопровождалось продвижением чиновников
по иерархической лестнице в Коммунистической
партии Советского Союза. Все государственные
служащие в СССР относились к административно- Работа над
правовым оформлением института
государственной службы началась в
конце 80-х годов, но распад СССР приостановил
ее. К решению данной проблемы вернулись
уже в эпоху новой России. Новейшая
история государственной
службы В декабре 1993
года, сразу после принятия Конституции,
Указом Президента Российской Федерации
было утверждено «Положение о федеральной
государственной службе Российской
Федерации», раскрывающее общие понятия
и конституционные принципы построения
государственной службы. По целому ряду
существенных направлений принимаются
решения, напрямую связанные с возрастающей
ролью гражданского общества, его взаимодействием
с институтами государства. В реформе
системы государственной службы Российской
Федерации можно выделить несколько этапов.Первый
этап характеризовался отказом от советской
партийно-номенклатурной системы, созданием
новых кадровых служб и учебно-научных
учреждений. Были созданы: Главное управление
по подготовке кадров для государственной
службы при Правительстве Российской
Федерации (Росглавкадры), РАГС – Российская
академия государственной службы при
Президенте Российской Федерации, появились
первые институты и факультеты университетов,
в которых начали готовить студентов по
специальности «Государственное и муниципальное
управление». Была заложена нормативная
правовая база государственной службы
Российской Федерации. В июле 1995 года
принят Закон «Об основах Второй
этап (1997 г. – осень 1999 г.). В этот период
Администрацией Президента Российской
Федерации Б.Н. Ельцина была подготовлена
Концепция административной реформы (основные
положения которой были озвучены в Послании
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию весной 1998 г.). В этом документе
впервые были проанализированы системные
недостатки существующей государственной
службы, и представлен замысел реформы
– повысить профессионализм государственной
службы и эффективность взаимодействия
органов исполнительной власти и гражданского
общества. Третий
этап (зима 1999 г. – 2002 г.). Одним из значимых
решений было утверждение в августе 2001
года Концепции реформирования системы
государственной службы Российской Федерации.
Концепция реформы государственного управления
Российской Федерации была подготовлена
в качестве составной части предвыборной
программы В.В. Путина как кандидата в
Президенты Российской Федерации. В рамках
этой Концепции была обоснована необходимость
преобразования государственной службы
и рассмотрен приоритетный вариант её
реформирования. Четвертый
этап (ноябрь 2002 г. - 2007 г.). В 2002 году была
принята Федеральная программа «Реформирование
государственной службы Российской Федерации
(2003-2005 гг.)», реализация которой осуществлялась
в 2003—2005 годы. Позже срок действия программы
был продлен до 2007 года. Ко времени завершения
программы был детально проанализирован
отечественный и международный опыт, проведены
пилотные исследования, созданы экспертные
команды в ряде регионов. Все это стало
необходимой базой для реализации концепции
реформ и тех целей, которые обозначены
в программе реформирования государственной
службы. Большое значение имеют эксперименты
и пилотные проекты, выполненные в 2004 году.
В рамках этих экспериментов на региональном
уровне (в органах администраций субъектов
Федерации и в ряде территориальных органов
федеральных ведомств) проводилось апробирование
должностных регламентов, служебных контрактов,
систем оценки деятельности государственных
служащих и оплаты их труда. В 2003 и 2004 годах
были приняты федеральные законы
«О системе государственной службы
Российской Федераци» и «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»,
которые заложили основы становления
государственной гражданской службы
как института профессиональной деятельности.
В ходе их подготовки был учтен опыт зарубежных
государств по созданию системы государственной
службы. Опыт осуществления
мероприятий федеральной Ряд направлений
реформирования государственной службы
остался нереализованным, в том числе
положения Концепции и законодательства
Российской Федерации о формировании
системы управления государственной службой.
В настоящее
время задачи по завершению качественного
преобразования системы государственной
службы, оптимизации её организации и
функционирования на основе установленных
законодательством Российской Федерации
принципов, внедрения на государственной
службе современных кадровых, информационных,
образовательных и управленческих технологий
ставит перед собой Федеральная программа
«Реформирование и развитие системы государственной
службы Российской Федерации (2009-2013 годы)».
Целью программы стало «создание целостной
системы государственной службы Российской
Федерации посредством завершения реформирования
ее видов и создания системы управления
государственной службой, формирования
высококвалифицированного кадрового
состава государственной службы, обеспечивающего
эффективность государственного управления,
развитие гражданского общества и инновационной
экономики». В ходе реформирования
государственная гражданская 1. Профессионализм
и компетентность. Поступление
гражданина на государственную гражданскую
службу для замещения должности государственной
гражданской службы или замещение гражданским
служащим другой должности государственной
гражданской службы осуществляется по
результатам конкурса. Конкурс заключается
в оценке профессионального уровня претендентов
на замещение должности государственной
гражданской службы, их соответствия установленным
квалификационным требованиям к должности
государственной гражданской службы. Служебная деятельность
государственного гражданского служащего
реализуется на основе должностного регламента,
являющегося составной частью административного
регламента государственного органа.
В должностной регламент включаются квалификационные
требования к уровню и характеру знаний
и навыков, предъявляемые к государственному
гражданскому служащему, замещающему
соответствующую должность государственной
гражданской службы, а также к образованию,
стажу государственной гражданской службы
(государственной службы иных видов) или
стажу (опыту) работы по специальности.
В целях определения
соответствия государственного гражданского
служащего замещаемой должности государственной
гражданской службы 1 раз в три года проводится
аттестация. Аттестация призвана способствовать
формированию кадрового состава государственной
гражданской службы, повышению профессионального
уровня государственных гражданских служащих,
решению вопросов, связанных с определением
преимущественного права на замещение
должности, а также вопросов, связанных
с изменением условий оплаты труда государственных
гражданских служащих. Государственные
гражданские служащие, замещающие без
ограничения срока полномочий должности
государственной гражданской Наряду с
реализацией мероприятий по созданию
и совершенствованию 2. Государственная
гражданская служба – это карье Формирование
кадрового состава Приоритетными направлениями формирования кадрового состава государственной гражданской службы являются: - профессиональная
подготовка государственных - содействие должностному росту государственных гражданских служащих на конкурсной основе; - ротация государственных гражданских служащих; - формирование кадрового
резерва на конкурсной основе
и его эффективное - оценка результатов
профессиональной служебной - применение современных
кадровых технологий при Профессиональная
подготовка кадров для государственной
гражданской службы осуществляется в
образовательных учреждениях высшего
профессионального и среднего профессионального
образования в соответствии с федеральным
законом. Дополнительное профессиональное
образование государственного гражданского
служащего включает в себя профессиональную
переподготовку, повышение квалификации
и стажировку. Стажировка является как
самостоятельным видом дополнительного
профессионального образования государственного
гражданского служащего, так и частью
его профессиональной переподготовки
или повышения квалификации. Профессиональная
переподготовка, повышение квалификации
и стажировка государственного гражданского
служащего осуществляются в течение всего
периода прохождения им государственной
гражданской службы. 3. Государственная
гражданская служба – это гаран Конкурсные процедуры обеспечиваются достаточным уровнем денежного содержания государственных гражданских служащих,. Помимо должностного оклада и оклада за классный чин государственные гражданские служащие получают надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы. Для обеспечения правовой и социальной защищенности государственных гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров государственной гражданской службы предусмотрен ряд основных и дополнительных социальных гарантий государственным гражданским служащим, таких как единовременная субсидия на приобретение жилой площади, например. Все это значительно увеличивает в реальном выражении денежное содержание государственных гражданских служащих и делает государство конкурентоспособным работодателем. | |
Информация о работе Государственная служба в России: становление, реформирование и развитие