Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 05:31, контрольная работа
Характерными чертами конституции Великобритании, по мнению М.В. Баглая[1], являются те факты, что-
1. Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;
2. Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции : Статутное право (Statute Law); Общее право (Common Law); Конституционные соглашения (Constitutional conventions).
1. Характерные черты и источники британской конституции…………2
2. Конституционно-правовое положение личности……………………..4
3. Политические партии и партийная система…………………………...7
4. Система органов государственной власти………………………….....9
5.Основы судебной системы ……………………………………………..12
6.Местное управление и самоуправление ……………………………....14
Список литературы………………………………………………………..17
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характерные черты и источники британской конституции…………2
2. Конституционно-правовое положение личности……………………..4
3. Политические партии и партийная система…………………………...7
4. Система органов государственной власти………………………….....9
5.Основы судебной системы ……………………………………………..12
6.Местное управление и самоуправление ……………………………....14
Список литературы……………………………………………………
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ИСТОЧНИКИ БРИТАНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
Характерными чертами конституции Великобритании, по мнению М.В. Баглая[1], являются те факты, что-
1. Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;
2. Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции : Статутное право (Statute Law); Общее право (Common Law); Конституционные соглашения (Constitutional conventions). Соответственно источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные соглашения. Общее влияние на формирование этих источников оказывали и оказывают труды авторитетных юристов;
3. Конституция Великобритании является «гибкой» конституцией, поскольку в английском праве нет различия между «конституционным» и «текущим» законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными.
Источники британской конституции, как было замечено мною выше, подразделяются на несколько видов: статуты, конституционные обычаи, судебные прецеденты и доктринальные источники.
Статуты как источники конституции - это акты парламента, имеющие конституционно-правовой предмет регулирования.
Конституционные обычаи играют значительную роль в системе источников английской конституции: по большей части она состоит именно из обычаев. Обычаями в конституционном праве Великобритании являются, например, формирование правительства из членов партии парламентского большинства, назначение лидера этой партии Премьер-министром, обязательное санкционирование монархом закона, принятого обеими палатами парламента и т.д.
Судебные прецеденты как источники конституционного права- это постановления судов по конституционным вопросам, являющиеся обязательными при рассмотрении судами аналогичных дел в будущем. В отличие от обычаев прецеденты в настоящее время составляют лишь небольшую часть источников конституционного права, так как со временем они постепенно заменяются статутами. Значение прецедентов признается в Великобритании не всеми судебными постановлениями, а лишь актами высших судов, к числу которых относятся суды, входящие в состав Верховного суда Англии и Уэльса , а также Палата лордов и Тайный совет.
Доктринальные источники британской конституции - это опубликованные мнения ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним имеют право обращаться британские суды для обоснования своих постановлений.
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Это исторически обусловлено местом прецедентного права в правовой системе страны и статутом крупнейшей колониальной державы, после распада которой образовалось Содружество, повлиявшее на традиционное для других стран регулирование вопросов гражданства.
В соответствии с Законом 1981г. устанавливаются в Великобритании следующие категории гражданства:
1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (British).
2. Граждане британских зависимых территорий (British Dependent Terrirories).
3. Граждане британских заморских территорий (British Oversears.)
Специальный статус предусматривается для:
1) лиц под британской защитой ( British protected persons);
2) лиц, проживающих в третьих странах и имевших британское гражданство по закону 1948г., но утративших его в связи с принятием законов о гражданстве в государствах их постоянного проживания (в основном проживающие в Шри-Ланке, Индии, Пакистане.)
1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии составляют основную категорию граждан, обладающих всеми правами и свободами, и прежде всего, правом свободного въезда и выезда из страны.
Способы приобретения гражданства:
1)по рождению;
2.) по происхождению;
3) путем натурализации .
В случае вступления в брак с британским гражданином закон предусматривает меньшие требования к желающему получить гражданство путем натурализации.
4.) путем регистрации приобретают гражданство:
а) несовершеннолетние лица, родившиеся на и вне территории Великобритании, но не ставшие британскими гражданами по разным причинам, однако имеющие на это право по закону;
б) совершеннолетние лица, являющиеся гражданами британских зависимых и заморских территорий, лица, находящиеся под британской защитой и проживающие в третьих странах, но имевшие британское гражданство по Закону о гражданстве 1948г.
Утрата гражданства происходит двумя способами:
А) путем отказа от гражданства;
Б) в результате лишения гражданства.
2. Гражданство британских зависимых территорий представляет собой специфическую правовую связь лиц, проживающих в ряде бывших британских колоний. Этот статут не предусматривает права свободного въезда на территорию Великобритании, но позволяет в упрощенном порядке (в порядке регистрации) получить гражданство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
3. представляет собой переходный, временный правовой статус Гражданство британских заморских территорий лиц, которые не приобрели гражданства Великобритании или гражданства британских зависимых территорий до января 1983г.
Лицами под британской защитой могут быть граждане бывших английских колоний или территорий, находившихся под протекторатом Великобритании, которые в соответствии с Законом о гражданстве 1981г. и на основании Приказа в Совете по решению монарха объявляются лицами под британской защитой.
В британском конституционном праве не существует единой классификации прав и свобод граждан. Традиционное деление на личные, политические, экономические и социальные права и свободы применимо в Великобритании с оговорками. Для англичан права и свободы - это прежде всего индивидуальные права, ограничиваемые государством в силу общественного договора и вытекающие из принципа: каждый может делать то, что не запрещено правовыми нормами.
Свобода личности в понимании англичан означает право не подвергаться тюремному заключению, аресту или любому другому физическому ограничению свободы без надлежащих юридических оснований и гарантий от произвола.
Основой защиты прав граждан от произвола является:
а) право задержанного выяснить причины его задержания и потребовать от судьи их проверки в течение 24 часов;
б) право считаться невиновным до тех пор, пока вина не будет доказана судом;
в) запрет на получение доказательств вины путем психического и физического давления;
г) право на обычный, а не чрезвычайный или с особыми полномочиями суд.
Свобода личности означает не только личную неприкосновенность, но и свободу частной жизни. Это понятие включает в себя тайну переписки и телефонных переговоров; защиту от электронных средств контроля за личной жизнью; свободу совести и вероисповедания.
Социальные права получили свое развитие и закрепление в законодательстве лишь в самую последнюю очередь. Среди них выделяются: право на равную плату за равный труд; право на отдых, право на социальное обеспечение; право на образование; право на здоровье и др.
3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА
Политические партии в Великобритании представляют собой общественные объединения граждан, создаваемые для выражения их политических интересов. Важнейшим назначением политических партий является участие в выборах. В Великобритании действует двухпартийная система, т.е. основную борьбу за представительство в Парламенте и в местных органах власти ведут две основные политические партии. Сегодня это Консервативная партия и Лейбористская партия. Именно эти две политические партии попеременно чередуются у власти в течение многих десятилетий.
Правовую основу деятельности политических партий составляет конституция (в части политических прав граждан) и текущее законодательство, регулирующее отдельные аспекты их деятельности, преимущественно финансовые. В Великобритании в отличие от ряда других европейских стран нет отдельного закона, регулирующего деятельность политических партий. Термин « политическая партия» в законодательстве отсутствует. Партии функционируют в силу обычая.
Финансовую основу политических партий составляют пожертвования юридических и физических лиц.
Государство не осуществляет финансирования деятельности политических партий, за исключением государственных выплат оппозиционным партиям в Парламенте, сумма которых складывается из фиксированных средстт, выделяемых каждой партии, и по 3ф. за каждые 200 голосов, полученных партией на последних выборах.
Консервативная партия является одной из наиболее крупных и старых политических партий Великобритании, насчитывающей около 2 млн. постоянных сторонников. Консервативная партия не имеет постоянной программы и устава. Функцию партийной программы выполняют предвыборные манифесты, содержащие программные положения консерваторов на предстоящих выборах.
Лейбористская партия представляет собой политическую организацию социал-демократического характера, играющую наряду с Консервативной партией главную роль в двухпартийной системе Великобритании.
В лейбористской партии существует индивидуальное и коллективное членство. Наиболее крупные коллективные члены - профессиональные союзы. Партия имеет Устав. Постоянной программы нет. Программное положение формулируется в период предвыборных кампаний исходя из программной цели- построения справедливого демократического общества с динамичной экономикой.
Партия либеральных демократов представляет собой политическую организацию, созданную в 1988г. на базе Либеральной партии, социальную основу которой составляли мелкие и средние предприниматели, часть интеллигенции и государственных служащих.
Партия либеральных демократов не имеет постоянной программы. Ее предвыборные лозунги сочетают в себе подходы и консерваторов и лейбористов.
Социал-демократическая партия создана в 1981г. в результате выхода из Лейбористской ее правового крыла. Постоянной или долгосрочной программы партия не имеет, а по политическим ориентирам близка к Консервативной партии.
Партия Плайд Кимру (Свободный Уэльс) представляет собой созданную в 1925г. политическую организацию националистического характера, основная цель которой - добиться полного самоуправления Уэльса .
К региональным политическим партиям относятся разрешенные на территории Северной Ирландии политические организации, выступающие за сохранение единства Великобритании и Северной Ирландии.
4. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В Великобритании не действует в классическим виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется разными государственными органами. И формально, и фактически такого строгого разделения властей нет. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти: Правительство Ее Величества; министры Ее Величества; Королевская подпись на законопроекте; судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха.
Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что:
а) члены Правительства являются членами законодательного органа власти, а также обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета, Спикером Палаты лордов и Председателем Апелляционного Суда;