Брачный договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:54, дипломная работа

Описание работы

Брачный контракт является новеллой российского законодательства, чем объясняются общественный интерес к нему и те многочисленные трудности, которые возникают как у граждан, желающих заключить такой договор, так и у юристов, занимающихся этими проблемами, на практике.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Брачный договор как институт семейного права …………....9

1.1. История развития законодательства о брачном

договоре (контракте) за рубежом и в России ………………………………………9

1.2. Брачный договор и его место в системе юридических фактов

семейного права и источников правового регулирования……………………….45

2. Правовое регулирование брачного договора………………….56

2.1. Понятие и элементы брачного договора ……………………………..............56

2.2. Форма, содержание и заключение брачного договора ……………………...61

2.3. Изменение и расторжение брачного договора,

признание его недействительным …………………………………………………71

2.4. Ответственность супругов по обязательствам ……………………….79 2.5. Судебная и юридическая практика по применению

брачно-договорных отношений……………………………………….…………...85

Заключение …………………………………………………………………….92

Список использованных источников и литературы……………………………...96

Приложения…………………..…………………………………………..…………99

Работа содержит 1 файл

Мой диплом.doc

— 440.50 Кб (Скачать)

      Названный закон, не затрагивая принципа свободы  развода, установил правило, чтобы  о расторжении брака объявлялось в присутствии семи свидетелей (обычно с вручением разводного письма). Были также установлены имущественные санкции в случае заявления о разводе без основательной причины. Если поводом к разводу послужило поведение жены, приданое оставалось у мужа, если виновным признавался муж – предбрачный дар сохранялся за женой. Какого-либо основательного выяснения причин для развода судом или другим органом не проводилось. Фактически брак мог быть расторгнут и при отсутствии причин. Возможность вмешательства государства в брачные отношения с целью принудительного их сохранения римское право не предусматривало.

      Предпринятые  законодательные меры не достигли намеченных целей и не поколебали основ брака без manus. Определенная стабильность семейных устоев была связана с ремиссией отрицательных процессов в римском обществе. Создав свободную форму брака с равенством супругов и полной свободой развода, римское право совершило огромный исторический скачок, надолго опередив другие народы в регулировании брачных отношений.

      Свободному  браку соответствовала свобода  правового режима имущества супругов, основанного на его разделении. Брак не создавал общности имущества супругов, напротив, их имущество составляло две отдельные независимые массы. Принцип обособленности имущественных масс супругов сохранялся и после их смерти: они не наследовали друг другу. Только нуждающаяся вдова получала определенную часть имущества умершего супруга (алименты). Впоследствии супругам было предоставлено право наследовать друг другу, но при условии абсолютного отсутствия наследников. Дарения супругов друг другу признавались ничтожными сделками, что также гарантировало независимость их имущественных прав. Однако материальное обеспечение жены и детей, расходы на ведение домашнего хозяйства относились к обязанностям мужа.

      Супруги могли вступать между собой в  любые юридические отношения  имущественного характера. Соответственно могли возникать и иски друг к  другу. При этом в силу необычности  потенциальных субъектов правоотношений были обозначены некоторые исключения из общих правил. Так, супруги несли взаимную ответственность друг перед другом за небрежность в отношении друг к другу. Кроме того, между ними исключались иски о бесчестии. При взыскании с имущества супруги придерживались определенного предела, чтобы не доводить должника до бедственного положения.

      Своеобразной  гарантией имущественных интересов  супругов являлось особое приданое (dos), которое представляло собой имущество, выделенное невестой, ее домовладыкой либо третьим лицом с целью облегчения мужу бремени семейных расходов. Вплоть до широкого распространения брака без manus это приданое составляло собственность мужа и не подлежало возврату, ни при каких обстоятельствах. Но поскольку многие недобросовестные мужья, получив dos, разводились с женами, выработалось правило, обязывающее мужа вернуть приданое в случае расторжения брака. Соблюдение этого правила обеспечивалось специальным иском, который со временем стал применяться для возвращения приданого и при отсутствии обязательства мужа, если развод совершался по его инициативе.

      Позднее, законом императора Августа (18 г. до н. э.), мужу запрещалось без согласия жены отчуждать недвижимость, полученную в качестве dos, а при Юстиниане отчуждение такой недвижимости не допускалось и при согласии жены. Сложившемуся порядку соответствовал афоризм: «Хотя приданое находится в имуществе мужа, оно принадлежит жене». Муж становился собственником приданого лишь тогда, когда развод происходил по инициативе или по вине жены, а также в случае ее смерти. Однако если приданое было установлено отцом жены, то после ее смерти оно возвращалось в распоряжение последнего.

      Предбрачный дар жениха (или его отца) был  эквивалентен приданому невесты  и преподносился ей до вступления в брак (в связи с запретом дарственных актов между супругами). Практически это были ценности, предназначенные жене в том случае, если развод произойдет по вине мужа. При Юстиниане дарение разрешалось совершать и после вступления в брак, но в любом случае подаренное имущество становилось собственностью жены лишь тогда, когда развод был вызван инициативой мужа или его виной. В сущности, и приданое и дарение выполняли штрафную функцию в интересах одного из супругов. Пока же брак продолжался, все это имущество находилось во владении мужа.

      Так постепенно складывалась римская система  имущественных отношений между супругами. Принцип юридической раздельности имуществ, и в настоящее время признанный еще немногими законодательствами (в том числе и российским), лежит в основе этой системы.

      Сведения  о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, немногочисленны. Летописи говорят о том, что в то время как у полян уже сложилась моногамная семья, у других славянских племен (родимичи, вятичи, кривичи) сохранялась полигамия. Семейные отношения регулировались обычным правом. В различных источниках содержатся указания на несколько способов заключения брака.

      Среди них наиболее древний – похищение  невесты женихом без ее согласия. Однако постепенно похищению начинает предшествовать предварительный сговор жениха с невестой. Существовал и такой способ заключения брака, как «покупка» невесты у ее родственников. У полян самой распространенной формой был привод невесты ее родственниками в дом к жениху. При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой. Брак заключался по соглашению между родственниками невесты и женихом или его родственниками. На другой день после свадьбы родственники невесты приносили приданое.

      Отношения между супругами во многом зависели от формы заключения брака. При похищении жена становилась собственностью мужа, поэтому в отношении нее возникали права, скорее, вещного, чем личного характера. При покупке невесты, и особенно заключении брака с приданым по соглашению между женихом и родственниками невесты, возникали, во-первых, отношения между женихом и этими родственниками (которые несколько ограничивали власть мужа) и, во-вторых, появлялись первые признаки наделения жены личными правами. Власть мужа при этой форме брака также была очень велика, но не была неограниченной. На Руси, по-видимому, муж никогда не имел законного права распоряжаться жизнью или смертью своей жены. Однако он мог распоряжаться ее свободой. Например, в летописи Нестора имеется свидетельство, что князья Мстислав и Кисожский Редедя, вступая в единоборство, условились о том, что победителю достанутся имение, казна, жена и дети побежденного.

      Развод  в тот период осуществлялся свободно, причем есть основания полагать, что в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина.

      С принятием христианства в России происходит рецепция византийского  брачно-семейного законодательства, основанного на канонических представлениях о браке. Начинает действовать Номоканон – собрание канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей. Русский перевод его с этими дополнениями получил название «Кормчая книга».

      Статья 12 Законов гражданских указывала, что «брак не может быть законно  совершен без добровольного и  непринужденного согласия сочетающихся лиц». При Петре обручение становится расторжимым. Запрещается снабжать, его сговорной записью и включать в нее условие о неустойке (заряде) на случай, если брак не состоится. В дальнейшем это положение получило развитие в Своде законов. Часть 2 ст. 12 Законов гражданских прямо гласит, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок и потому обещание вступить в него может быть не выполнено без всяких последствий для обещавшего. В 1775 г. обручение сливается по времени с венчанием.

      В 1721 г. православные христиане в России впервые получили возможность вступать в браки с христианами других конфессий. Это нововведение было связано с тем, что после войны России со Швецией Петр хотел поселить пленных шведов в Сибири и, дав им российское гражданство, привлечь к ее освоению. Однако по законам того времени шведы не могли вступать в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. В связи с этим устанавливалось правило (существующее в каноническом праве и в настоящее время), в соответствии с которым христианин другой конфессии вправе был вступить в брак с православным, дав подписку, что не будет обращать православного супруга в свою веру и обязуется воспитывать детей в православии.

      В 1744 г. указом Синода были запрещены  браки лиц старше 80 лет. «Брак  от бога установлен, – гласит указ, – для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно»2. В 1830 г. повышается возрастной ценз для вступления в брак: до 18 лет у мужчин и 16 – у женщин.

      Для вступления в брак, независимо от возраста жениха и невесты, необходимо было получить согласие родителей (ст. 6 Законов гражданских). Тем не менее, брак, заключенный без родительского благословения, также признавался действительным, но дети (молодожены) лишались права наследовать имущество родителей по закону, если последние их не простили. Лица, состоящие на гражданской или военной службе, обязывались получать согласие на брак со стороны своего начальства (ст. 9 Законов гражданских). За брак, заключенный без такого разрешения, они подвергались дисциплинарному взысканию.

      Законодательство  того периода знает и случаи ограничения брачной правоспособности в судебном порядке. Так, приговором суда запрещалось вступать в брак лицам, осужденным за двоебрачие, а также тому из супругов, брак с которым был расторгнут из-за его неспособности выполнять прямые супружеские обязанности.

      С 1775 г. брак мог заключаться только в приходской церкви по месту жительства одного из брачующихся при личном присутствии жениха и невесты. Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчавшихся заочно с иностранными принцессами.

      Согласно  ст. 31 Законов гражданских брак считался недействительным, если был заключен в результате насилия либо один или оба супруга признавались психически несостоятельными. Недействительным являлся и брак между лицами, состоявшими в запрещенных степенях кровного или духовного родства или свойства; при наличии другого не расторгнутого брака; с лицом духовного сословия, обреченным на безбрачие; православных с нехристианами.

      Если  брак заключался с лицом, не достигшим  брачного возраста, предусмотренного светским законом (16 и 18 лет), то юные супруги разлучались до наступления указанного возраста. После этого они должны были выразить свою волю продолжить брак, который признавался действительным. Право требовать признания брака недействительным по данному основанию принадлежало только супругу по достижении им своего совершеннолетия.

      Постепенно  развод в Российской империи становится все менее свободным. Поводами к  нему признавались: прелюбодеяние любого из супругов; двоебрачие; неспособность к брачному сожитию; безвестное отсутствие супруга свыше пяти лет, если оно не было вызвано виновным поведением оставшегося супруга; покушение на жизнь супруга; принятие монашества; ссылка в каторжные работы с лишением всех прав состояниям.

      Процедура развода в рассматриваемый период была очень сложной. Бракоразводный процесс осуществлялся судами духовных консисторий и носил смешанный состязательно-розыскной характер. Решение выносилось судьей на основании формальной оценки доказательств, а не их убедительности, при наличии строго определенных условий, которыми, например, при прелюбодеянии, являлись показания не менее двух или трех свидетелей-очевидцев. Само по себе признание супругом, совершившим прелюбодеяние, своей вины не принималось во внимание, если не было подтверждено формально необходимыми доказательствами. На практике это приводило к многочисленным злоупотреблениям и часто вынуждало к подкупу лжесвидетелей.

      В дореволюционной России не было единого  для всех подданных законодательства о браке. Российское брачное законодательство – и светское и каноническое – всегда строилось на основании религиозных правил. Поэтому лица разных вероисповеданий и конфессий попадали под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии. С одной стороны, это свидетельствовало о веротерпимости (гораздо хуже было бы навязывать всему населению империи православные представления о браке), а с другой – настоятельно требовало хотя бы альтернативного единого светского законодательства, допускавшего браки между лицами разных религиозных убеждений и развод в случае взаимного согласия в светском органе и т.д.

      Мусульманам разрешалось заключать полигамные браки. Развод между супругами регулировался  законами Шариата, которые предусматривали в качестве оснований к нему взаимное согласие или волеизъявление мужа в одностороннем порядке, Брак между католиками был нерасторжим, дозволялась только сепарация – судебное разлучение супругов. Вступить в новый брак супруги, получившие решение о сепарации, не могли. Протестантская Церковь допускала большую свободу разводов, в том числе и при «отвращении супруга к брачной жизни». По иудейским, религиозным законам муж мог развестись с женой при наличии любой серьезной причины. Жена же имела право требовать развода только в строго определенных случаях.

Информация о работе Брачный договор