Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 00:22, доклад
Значение постановлений Конституционного суда по вопросам, связанным с перемещением через таможенную границу товаров, валюты и валютных ценностей физическими лицами.
На примере Постановления от 27 мая 2008 г. № 8-П по делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян.
Значение постановлений Конституционного суда по вопросам, связанным с перемещением через таможенную границу товаров, валюты и валютных ценностей физическими лицами.
На
примере Постановления от 27 мая 2008 г.
№ 8-П по делу о проверке конституционности
положения части первой статьи 188 Уголовного
кодекса Российской Федерации в связи
с жалобой гражданки М.А. Асламазян.
Осуществляя в целях защиты экономической основы государственного суверенитета и национальных интересов в сфере оборота финансовых средств, обеспечения устойчивости рубля, проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (статьи 4, 71 (пункт "ж"), 75 (часть 2) и 114 (пункт "б" части 1) Конституции Российской Федерации) финансовое, валютное и таможенное регулирование, федеральный законодатель устанавливает специальный порядок и условия ввоза в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.
Статьей 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. 07.02.2011) предусматривается, что ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации; при единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации (часть 1); в этом случае перерасчет иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день декларирования таможенному органу (часть 5).
Федеральный
законодатель, осуществляя правовое
регулирование на основании статей
71 (пункт "о"), 72 (пункт "к" части
1) и 75 Конституции Российской Федерации,
установил как
Одним из вопросов, решающихся в Постановлении 2008 г. является вопрос о разграничении административного правонарушения и преступления.
Согласно статье 16.4 КоАП Российской Федерации (ред. 04.06.11.) недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и подлежащих обязательному письменному декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей. При этом, поскольку единовременный ввоз физическими лицами иностранной валюты и валюты Российской Федерации законом не ограничивается и взимание каких-либо таможенных сборов и платежей не предусматривается, обязанность декларирования возникает только при ее перемещении через таможенную границу Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США.
Согласно части первой статьи 188 "Контрабанда" УК Российской Федерации контрабандой признается перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.
Запрещенные уголовным законом деяния и уголовные наказания должны быть отграничены от административных правонарушений и мер административной ответственности. Норма части первой статьи 188 УК Российской Федерации во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного Кодекса не соответствует этому критерию.
При том что сумма наличной ввозимой в Российскую Федерацию валюты, превышение которой требует обязательной подачи письменной таможенной декларации, определена законодательно, административная ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование валюты при перемещении через таможенную границу Российской Федерации возможна, только если общая ее сумма превышает в эквиваленте 10 000 долларов США по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день декларирования таможенному органу (статья 16.4 КоАП Российской Федерации, статья 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). Однако - в силу части первой статьи 188 УК Российской Федерации во взаимосвязи с примечанием к статье 169 данного Кодекса - если в день ввоза валюты на территорию Российской Федерации курс доллара составляет 25 рублей или более, то любой недекларируемый ввоз валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, будет означать перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты в крупном размере, т.е. контрабанду. Таким образом, даже при незначительном превышении законодательно допустимой суммы недекларируемой валюты данное административное деяние образует одновременно состав контрабанды, признаком которого является крупный размер перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации валютных средств, что практически приводит к произвольной замене административной ответственности, установленной законом за недекларирование или недостоверное декларирование валюты, ответственностью уголовной.
Также в Постановлении 2008 г. устанавливается, какую часть перевозимой суммы считать недекларируемой.
Сам факт ввоза валюты не рассматривается в действующем законодательстве как посягательство на охраняемые законом интересы Российской Федерации в сфере экономики. Посягающим на установленный порядок перемещения валюты через таможенную границу Российской Федерации и потому влекущим применение мер государственного принуждения, признается недекларируемый ее ввоз лишь в сумме сверх разрешенной законом.
Как по буквальному смыслу нормы части первой статьи 188 УК Российской Федерации, так и по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, размер перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации валюты признается крупным (а именно, согласно примечанию к статье 169 данного Кодекса, превышающим в эквиваленте 250 000 рублей) исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в Российскую Федерацию без письменного декларирования.
В результате даже несущественное превышение суммы, разрешенной для ввоза в Российскую Федерацию без декларирования таможенному органу, может повлечь уголовную ответственность. В то время как уголовная ответственность может считаться законно установленной и отвечающей требованиям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации лишь при условии, что она адекватна общественной опасности преступления и что уголовный закон ясно и четко определяет признаки этого преступления, отграничивая его от иных противоправных и тем более - от законных деяний.
Нарушение принципа формальной определенности при конструировании и изложении нормы части первой статьи 188 УК Российской Федерации повлекло ее неправомерное, расширительное истолкование и привело к нарушению общих принципов права, таких как справедливость, равенство и соразмерность, которым надлежит следовать при введении тех или иных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Указанное
уголовно-правовое регулирование не
учитывает специфику валюты как
предмета таможенных правоотношений,
не согласуется с
В Постановлении Конституционного суда указанно, что перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации противоправным образом является только та часть валюты, которая превышает сумму, разрешенную к ввозу без декларирования таможенному органу.
Применение нормативного положения части первой статьи 188 УК Российской Федерации без учета названного условия является основанием для пересмотра решений судов и иных правоприменительных органов в соответствии с имеющей прямое действие статьей 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, из которой следует, что в случае смягчения ответственности за правонарушение - в связи с изменением смысла устанавливающего ее закона - этому изменению придается обратная сила.
Так, например, в надзорном порядке был пересмотрен приговор Головинского районного суда г. Москвы (а также последующие судебные постановления, оставившие его в силе), в соответствии с которым К. была осуждена по ч.1 ст.188 УК РФ за контрабанду иностранной валюты, совершенную при следующих обстоятельствах.
07.01.2004
в 12.08 К., вылетая рейсом в г.
Стамбул, при прохождении
Таким
образом, К. незаконно переместила
через таможенную границу 2252 долл.,
а не 12 253 долл. США в валюте и 5000
долл. США в дорожных чеках, как
об этом указал суд в своем приговоре.
Стоимость валюты, которую К. незаконно
переместила через таможенную границу,
составила по курсу ЦБ РФ на день
ее обнаружения — 07.01.2004 — 65 859 руб.
74 коп., а значит в действиях К. отсутствовал
состав преступления, предусмотренный
ст.188 ч.1 УК РФ. При таких обстоятельствах
приговор и последующие судебные решения
подлежат отмене, а дело прекращению.
Поскольку в законодательство не были внесены изменения, норма части 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в некоторых случаях применяется неправильно.
Так,
13 июля 2010 года Конституционным судом
было вынесено Постановление № 15-П.
Суд повторно постановил, что в стоимость
товара не должна включаться та часть
стоимости перемещаемого товара, которая
разрешена к ввозу без письменного декларирования
и уплаты таможенных пошлин, налогов.
Информация о работе Значение постановлений конституционного суда