Значение и природа концессионных договоров в праве России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание работы

Концессионные правоотношения известны во всём мире как альтернативный способ, применяемый государством для развития тех или иных отраслей хозяйственной деятельности. Альтернативность данного способа обусловлена тем, что государство заинтересовано в привлечении инвестиций в ту или иную сферу и в конечном итоге в ее развитии. Однако, с одной стороны, само государство не обладает достаточными для этого финансовыми, организационными и управленческими ресурсами, а с другой стороны, не желает утрачивать контроль над этими сферами хозяйственной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ст. 3-4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЙ ст. 5 - 13
1.1. История концессионных соглашений ст. 5 - 9
1.2. Правовая основа концессионной деятельности ст. 9 - 13
ГЛАВА II. КОНЦЕССИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ст.14 - 23
2.1 Определение и составляющие концессии ст.14 - 19
2.2 Правовой механизм концессии ст.19 - 23
ГЛАВА III. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕССИИ 24 - 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ст.31-32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Вторая  схема связана с формированием  институтов, соответствующих рыночной экономике и новому месту государства в хозяйственной жизни, по существу, с 'нуля'. Эта схема реализуется в бывших социалистических странах, на постсоветском пространстве, в некоторых развивающихся странах.

     Современные формы ПГЧС связаны с процессами реструктурирования национальных экономик и представляют собой, по существу, косвенную приватизацию (semi-privatization):

     - концессии,

     - контракты,

     - лизинг,

     - совместные предприятия.

     Однако  «концессии явно доминируют в партнерских  отношениях. Так, по данным Мирового Банка, в развивающихся странах и странах с переходной экономикой на концессии приходится более 66% заключаемых государством контрактов в сфере транспортной инфраструктуры (железные и автомобильные дороги, морские порты, аэропорты)».5

     Концессия, как главный элемент партнерских отношений государства и частного сектора в современной экономике, представляет собой систему хозяйственных отношений, с помощью которой общественная власть передает определенные права частной, общественной или смешанной компании на строительство, модернизацию, реконструкцию, эксплуатацию и управление, обслуживание и использование принадлежащим ей объектом на некоторый срок времени (т.е. на возвратной основе) и за плату.6

     Такое определение концессии соответствует принятому в публичном праве западных стран понятию контракта, когда общественная власть или специальный орган власти (концедент) уполномочивает и обязывает концессионера (компанию-оператора) на договорной основе осуществлять инвестиции, требуемые для обеспечения функционирования объекта инфраструктуры за его счет и на его собственный риск.

     Концессионная компания получает доход (вознаграждение) в форме платы, которая вносится пользователями объекта инфраструктуры или общественной властью. При этом концессионеру передаются права владения и пользования общественным имуществом. Иногда в ограниченных пределах и под контролем общественной власти концессионер наделяется правом распоряжения концессионным имуществом.

     Однако  концессия является специфическим  контрактом, во многом и принципиально  отличающимся от традиционного административного  контракта. В соответствии с нормами  права развитых стран концессия - это «глобальный контракт» (globality contract).

     В гражданском и публичном праве  развитых стран четко различаются  «контракт на проведение работ» (work contract) и «концессия» (concession).

     В Европейском Союзе, например, концессия  в области инфраструктуры определяется как разновидность административного контракта, в соответствии с которым общественная власть предоставляет компании-концессионеру определенные права на строительство, модернизацию, реконструкцию, эксплуатацию, управление в течение некоторого периода времени.

     Концессии являются наиболее развитой, прогрессивной  и комплексной формой партнерства  государства и частного сектора  на современном этапе.

     Во-первых, они, в отличие от контрактных  отношений, носят многоцелевой и  долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое прогнозирование и планирование своей деятельности.

     Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает высокой, а часто и полной свободой в принятии административно-хозяйственных  и управленческих решений.

     В-третьих, у государства, тем не менее, в рамках, как концессионного договора, так и в целом публично-правовых норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии или общего законодательства, а также при возникновении необходимости защиты интересов общества в концессиях. При наличии общественной необходимости государство имеет право в одностороннем порядке прерывать концессию с выплатой концессионеру компенсации.

     В-четвертых, в концессионных проектах перераспределяются риски между всеми его участниками (государством, концессионером, инвесторами, финансовыми институтами, страховыми компаниями и т.п.), благодаря чему существенно повышается жизнеспособность концессионного проекта.

     2.2 Правовой механизм  концессии

     Исторически правовой статус концессий эволюционировал в направлении от административного акта к публично-правовому и (или) гражданско-правовому договору.

     В эпоху их становления (XVII-XVIII века) государство  выдавало частной компании - владельцу  концессии (концессионеру) особый конституирующий документ - разрешение на владение и пользование государственной собственностью. Это были, по существу, односторонние властные административные акты государства, не содержащие регламентаций прав и обязанностей сторон. Аналогом концессий той поры является используемая и сейчас во всех странах мира лицензионная система.

     Термин  «концессия», характеризующий передачу государственной собственности  частным лицам, использовался в  практике европейских стран еще  в средние века.

     Так, в Англии государственные концессии выдавались частным компаниям в XVII-XVIII веках.

     В Соединенных Штатах Америки первые упоминания о концессиях относятся  также к XVII веку, когда губернаторы  штатов выдали прибывающим на поселение  гражданам других стран первые концессии на землю, реки, строительство дорог.

     Одной из стран, где имеется разветвленное  и полное законодательство по концессиям, является Франция. Еще во времена  правления Наполеона в статью 522 Гражданского Кодекса Франции  о собственности на землю была внесена поправка, предусматривавшая, что рудники, находящиеся на землях, принадлежащих частным собственникам, могут эксплуатироваться лишь на основании концессии, предоставленной государством. Специальное французское законодательство 1919 и 1938 годов определило, что 'собственники земли не могут использовать движущую силу воды, не получив специальную концессию от государства'.

     Система коммунальных концессий Франции  существует с середины XIX века. С  тех пор и по настоящее время  на концессионной системе построено все французское газоснабжение и другие отрасли коммунального обслуживания.

     Со  временем в тех странах, где складывались развитые правовые нормы по обеспечению  функционирования рыночной экономики, эффективные и гибкие юридические  средства и институты защиты собственности и имущественных прав (США, Канада, Австралия, страны ЕС, другие страны) широкое применение получило публично-правовое законодательство.

     Под действие этого законодательства подпадают  в настоящее время объекты:

     а) государственной собственности,

     б) природные ресурсы,

     в) публичные службы,

     г) монополия государства на отдельные  виды деятельности.

     Эти четыре компонента, в соответствии с законодательством развитых стран, составляют особую, так называемую публично-правовую собственность.

     Она принадлежит обществу в целом и никому в отдельности.

     Соглашения  о концессиях в этих странах заключаются  государством только на объекты публично-правовой собственности. Эти соглашения обладают одновременно чертами и публично-правового  акта и гражданско-правового договора.

     Государство выступает в них в двояком  качестве:

     - как представитель общества и  власти, временно уступающий концессионеру  свои исключительные права на  часть принадлежащей обществу  собственности и осуществляющий  надзор и контроль за его  деятельностью,

     - как субъект гражданского права,  что отражается в принципах  равенства сторон, нерушимости условий  договора в течение срока его  действия, ответственности по принятым  обязательствам и т.п.7

     Гражданско-правовыми  нормами обусловливается также  судебный порядок разрешения споров и конфликтов между сторонами.

     Публично-правовой статус концессий требует в договорной форме строго определять условия, на которых концессионер обслуживает  население, а также оговаривать  обстоятельства, которые могут вызвать  изменение этих условий.

     При этом контроль за этими положениями  договоров должен быть всесторонним и тщательным, а используемые меры административного воздействия  достаточно многообразными: от приостановления  и отмены неправильных действий до принудительного управления концессионным предприятием и досрочного выкупа его.

     С одной стороны, с точки зрения обязательности соблюдения концессионного договора как гражданско-правового  документа, концедент и концессионер равны перед законом.

     Но  с другой стороны, предметом концессии является общественная собственность, подписывает концессионный договор концедент от имени общества, служит такой договор достижению определенных общественных целей. И в этом смысле концессионный договор представляет собой публично-правовой документ, в котором стороны не равны друг другу в обязательности выполнения всех его пунктов. Есть высшие интересы общества, которые стоят над гражданско-правовыми нормами концессионного договора.

     И если реальное функционирование концессионного предприятия в рамках заключенного концессионного договора вступает в противоречие с общественными интересами, концедент вправе изменить в одностороннем порядке и без согласования с концессионером положения концессионного договора и потребовать от концессионера их обязательного выполнения.

     В частности, при наличии неотложной общественной необходимости или  других веских причин, имеющих большое  общественное значение, концедент может  прервать, приостановить или прекратить действие концессионного договора.

     При этом концессионер как субъект гражданско-правовых отношений имеет право обратиться в суд с просьбой отменить любое решение концедента, в том числе и принятое последним в одностороннем порядке вне рамок и положений заключенного договора. Но обжаловать он должен не сам факт прекращения действия концессии, поскольку это - следствие, а вызвавшую его причину - наличие общественного интереса (выгоды, пользы), что повлекло за собой принятие концедентом соответствующего решения по прекращению действия концессионного договора или изменению его условий. Окончательную точку в разрешении конфликтных ситуаций между концедентом и концессионером в контексте гражданско-правовых норм должен поставить суд.

     Таким образом, в публично-правовых договорах  концедент наделен правом в одностороннем  порядке при наличии общественной необходимости изменять условия договора и требовать от концессионера их выполнения, прерывать действие договора концессии с компенсацией концессионеру понесенных им убытков и возврата вложенных им в концессионное предприятие средств.

     Кроме того, концедент, как субъект, олицетворяющий общественную власть и предоставляющий  государственное имущество частному сектору в пользование, имеет  право регламентировать деятельность концессионера в процессе действия договора вне рамок его пунктов также и в некоторых случаях, когда это вызвано не неотложной общественной необходимостью, а технико-экономическими, технологическими и иными причинами.

     Государство может изменять нормативы и требования технико-экономического характера  по регламентации функционирования предприятий, находящихся в государственной собственности, и в одностороннем порядке без согласования с другой стороной распространять их действие на концессионные предприятия этого типа собственности. Оно может менять типовые условия работы концессионного предприятия, предъявлять концессионеру требования публично-правового характера: издавать административно-регламентные предписания, в первую очередь - по результатам проводимых проверок, служебные инструкции, ведомственные распоряжения и т.п.8

 

      ГЛАВА III. ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕССИИ В РОССИИ 

     Среди достоинств концессионной формы  управления инвестиционными объектами  можно отметить следующие:

     -концессии  снимают финансовую нагрузку  с государства, поскольку концессионер  принимает на себя обязательство осуществлять все затраты по финансированию, управлению и текущему ремонту объектов, переданных в концессию, покрывая свои издержки, например, за счет тарифов;

Информация о работе Значение и природа концессионных договоров в праве России