Защита прав потребителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:08, доклад

Описание работы

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

Работа содержит 1 файл

Ромкин доклад.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

     Эти требования могут быть предъявлены  в случае обнаружения недостатков при принятии работы или в ходе ее выполнения, а в случае невозможности обнаружения недостатков при принятии работы в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение 6 месяцев со дня принятия работы. Требования по поводу недостатков в строении или ином недвижимом имуществе, которые невозможно было обнаружить при принятии работы, могут быть предъявлены при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение 2 лет со дня принятия работы.

     Потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков работы по истечении гарантийных сроков.

     Потребитель может предъявить указанное требование, если в течение установленного срока  службы (а если срок службы не установлен - в течение 10 лет с момента принятия работы) будут выявлены существенные недостатки, допущенные по вине исполнителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные статьей 30, потребитель по своему выбору вправе требовать:

- соответствующего уменьшения вознаграждения за работу;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими средствами либо третьим лицом; расторжения договора и возмещения убытков. 

Право потребителя  на расторжение договора о выполнение работы. 
 

     Потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы во всякое время, уплатив исполнителю вознаграждение за выполненную работу и возместив ему прямые убытки, причиненные расторжением договора. 

Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). 
 

     Граждане  вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей.

     Общественные  организации потребителей вправе:

- участвовать в разработке требований по безопасности товаров, а также стандартов, устанавливающих эти требования;

- проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров;

- проверять соблюдение прав потребителей;

- вносить в органы государственного управления, на предприятия, организации и учреждения предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

- участвовать совместно с соответствующими органами государственного управления в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;

- вносить в прокуратуру и органы государственного управления материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству;

- предъявлять иски в интересах потребителей, не являющихся членами общественных организаций потребителей, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. 
 

Способы защиты прав потребителя. 
 

Судебная  защита прав потребителей. 
 

     Защита  прав потребителей, предусмотренных  законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту  жительства истца либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда.

     Если  дело связано с нарушением прав потребителя, то он освобождается от уплаты пошлины  по искам. 

Полномочия  федерального антимонопольного органа. 
 

     Федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за соблюдением  законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

     Этот  орган направляет:

     1) В пределах своей компетенции предписания изготовителям о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров, на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров.

     2) Материалы о нарушении прав потребителя в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии.

     3) Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

     Федеральный антимонопольный орган вправе обращаться в суд в защиту прав потребителя в случаях обнаружения нарушений прав потребителей. Может быть привлечен судом к участию в процессе для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. 

Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). 
 

     В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный  орган по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора при Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах своей компетенции: устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг), снятии с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров (работ, услуг), отзыве их от потребителей, а также информировании об этом потребителей; предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности товаров (работ, услуг).

     Координация действий органов в этой области  деятельности возлагается на Госстандарт  России.

     Госстандарт России является национальным органом по сертификации товаров (работ, услуг). В соответствии с этим Госстандарт России:

- определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг);

- определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;

- аккредитует органы по сертификации конкретных видов товаров (работ, услуг), а также испытательные лаборатории для проведения соответствующих испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право аккредитации;

- осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации товаров (работ, услуг);

- ведет государственный реестр сертифицированных товаров (работ, услуг), аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий;

- принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными органами; представляет Российскую Федерацию во взаимоотношениях с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сертификации товаров (работ, услуг). 

Санкции, налагаемые федеральным антимонопольным  органом, федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации и другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). 

     Федеральный антимонопольный орган вправе налагать штраф на изготовителей (исполнителей, продавцов) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение его предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

     Федеральный орган по стандартизации, и другие органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях:

- уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом) – в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;

- причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими предъявляемым к последним требованиям по безопасности в размере суммы ущерба, причиненного потребителям; если такой ущерб невозможно определить - в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

- нарушения правил сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации, испытательными лабораториями - в размере двукратной стоимости работ по сертификации, а изготовителем (исполнителем, продавцом) - в размере стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с нарушениями правил по сертификации.

Руководители  предприятий и органов по сертификации несут ответственность за нарушения в размере до трех должностных окладов.

     Штрафы, предусмотренные в настоящей  статьи, наложенные на изготовителей, взыскиваются в без акцептном  порядке в тридцатидневный срок со дня вынесения соответствующих  решений о взыскании штрафов.

     Изготовители (исполнители, продавцы) вправе обжаловать предписания и постановления о наложении штрафов в течении шести месяцев со дня их вынесения. 
 
 
 
 
 

Органы  занимающиеся защитой прав потребителя. 
 

Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления. 
 

     В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования  органы местного самоуправления вправе:

- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

- анализировать договоры, заключаемые продавцом с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

- при выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров;

- в случаях выявления продажи товаров не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров до представления информации или прекращать продажу товаров;

- обращаться в суды в защиту прав потребителей.

     Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 

     В настоящее время в российской экономике восстанавливается и  начинает активно функционировать  потребительский рынок, почти полностью  разрушенный к концу 1991 г. Значительно  расширилось товарное предложение; начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных, культур, финансовых, страховых услуг. Взаимоотношение предприятий все более формируется на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики и т.д.

     В законе «О защите прав потребителей»  есть важная норма, согласно которой  Правительство Российской Федерации  не в праве поручать министерствам  и иным федеральным органам исполнительной власти принимать ведомственные акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. До недавнего времени такие акты, как правило, отражали, прежде всего, интересы производителей и продавцов, что привело к ущемлению прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» позволил прекратить такую практику.

     Важное  значение имеет для потребителей статья о механизме реализации прав потребителей на просвещение путем  включения требований об изучении законодательства о защите прав потребителей в государственные  образовательные стандарты и образовательные профсоюзные программы. Реализация права на просвещение позволяет формировать не только компетентного потребителя, но и добросовестного предпринимателя.

Информация о работе Защита прав потребителей