Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 17:08, доклад
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
Эти требования могут быть предъявлены в случае обнаружения недостатков при принятии работы или в ходе ее выполнения, а в случае невозможности обнаружения недостатков при принятии работы в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение 6 месяцев со дня принятия работы. Требования по поводу недостатков в строении или ином недвижимом имуществе, которые невозможно было обнаружить при принятии работы, могут быть предъявлены при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в течение 2 лет со дня принятия работы.
Потребитель вправе предъявить требование о безвозмездном устранении недостатков работы по истечении гарантийных сроков.
Потребитель может предъявить указанное требование, если в течение установленного срока службы (а если срок службы не установлен - в течение 10 лет с момента принятия работы) будут выявлены существенные недостатки, допущенные по вине исполнителя. Если данное требование не удовлетворено в сроки, установленные статьей 30, потребитель по своему выбору вправе требовать:
- соответствующего уменьшения вознаграждения за работу;
- возмещения
понесенных им расходов по устранению
недостатков своими средствами либо третьим
лицом; расторжения договора и возмещения
убытков.
Право потребителя
на расторжение договора о выполнение
работы.
Потребитель
вправе расторгнуть договор о выполнении
работы во всякое время, уплатив исполнителю
вознаграждение за выполненную работу
и возместив ему прямые убытки, причиненные
расторжением договора.
Права общественных
объединений потребителей (их ассоциаций,
союзов).
Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей.
Общественные организации потребителей вправе:
- участвовать в разработке требований по безопасности товаров, а также стандартов, устанавливающих эти требования;
- проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров;
- проверять соблюдение прав потребителей;
- вносить в органы государственного управления, на предприятия, организации и учреждения предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятии с производства, изъятии из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;
- участвовать совместно с соответствующими органами государственного управления в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
- вносить в прокуратуру и органы государственного управления материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих установленным требованиям по безопасности и качеству;
- предъявлять
иски в интересах потребителей, не являющихся
членами общественных организаций потребителей,
в случае нарушения их прав, предусмотренных
законодательством о защите прав потребителей
Российской Федерации и республик в составе
Российской Федерации.
Способы
защиты прав потребителя.
Судебная
защита прав потребителей.
Защита прав потребителей, предусмотренных законодательством, осуществляется судом. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда.
Если
дело связано с нарушением прав потребителя,
то он освобождается от уплаты пошлины
по искам.
Полномочия
федерального антимонопольного органа.
Федеральный
антимонопольный орган
Этот орган направляет:
1) В пределах своей компетенции предписания изготовителям о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров, на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении продажи товаров.
2) Материалы о нарушении прав потребителя в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии.
3) Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Федеральный
антимонопольный орган вправе обращаться
в суд в защиту прав потребителя в случаях
обнаружения нарушений прав потребителей.
Может быть привлечен судом к участию
в процессе для дачи заключения по делу
в целях защиты прав потребителей.
Полномочия
федеральных органов исполнительной власти,
осуществляющих контроль за качеством
и безопасностью товаров (работ, услуг).
В целях обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора при Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации и другие органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) в пределах своей компетенции: устанавливают обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг), снятии с производства, прекращении выпуска и реализации таких товаров (работ, услуг), отзыве их от потребителей, а также информировании об этом потребителей; предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований по безопасности товаров (работ, услуг).
Координация действий органов в этой области деятельности возлагается на Госстандарт России.
Госстандарт России является национальным органом по сертификации товаров (работ, услуг). В соответствии с этим Госстандарт России:
- определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг);
- определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;
- аккредитует органы по сертификации конкретных видов товаров (работ, услуг), а также испытательные лаборатории для проведения соответствующих испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право аккредитации;
- осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации товаров (работ, услуг);
- ведет государственный реестр сертифицированных товаров (работ, услуг), аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий;
- принимает
решения о признании сертификатов, выданных
зарубежными и международными органами;
представляет Российскую Федерацию во
взаимоотношениях с зарубежными странами
и международными организациями по вопросам
сертификации товаров (работ, услуг).
Санкции,
налагаемые федеральным антимонопольным
органом, федеральным органом по
стандартизации, метрологии и сертификации
и другими федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими контроль за качеством
и безопасностью товаров (работ, услуг).
Федеральный антимонопольный орган вправе налагать штраф на изготовителей (исполнителей, продавцов) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение его предписаний о прекращении нарушений прав потребителей в размере до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.
Федеральный орган по стандартизации, и другие органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции вправе налагать штраф в случаях:
- уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом) – в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;
- причинения ущерба потребителям товарами (работами, услугами), не отвечающими предъявляемым к последним требованиям по безопасности в размере суммы ущерба, причиненного потребителям; если такой ущерб невозможно определить - в размере до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
- нарушения правил сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации, испытательными лабораториями - в размере двукратной стоимости работ по сертификации, а изготовителем (исполнителем, продавцом) - в размере стоимости товаров (работ, услуг), реализованных с нарушениями правил по сертификации.
Руководители предприятий и органов по сертификации несут ответственность за нарушения в размере до трех должностных окладов.
Штрафы, предусмотренные в настоящей статьи, наложенные на изготовителей, взыскиваются в без акцептном порядке в тридцатидневный срок со дня вынесения соответствующих решений о взыскании штрафов.
Изготовители
(исполнители, продавцы) вправе обжаловать
предписания и постановления о наложении
штрафов в течении шести месяцев со дня
их вынесения.
Органы
занимающиеся защитой прав потребителя.
Осуществление
защиты прав потребителей органами местного
самоуправления.
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
- анализировать договоры, заключаемые продавцом с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;
- при выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров;
- в случаях выявления продажи товаров не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров до представления информации или прекращать продажу товаров;
- обращаться в суды в защиту прав потребителей.
Для
обеспечения защиты прав потребителей
органы местного самоуправления самостоятельно
формируют соответствующие структуры.
Заключение
В настоящее время в российской экономике восстанавливается и начинает активно функционировать потребительский рынок, почти полностью разрушенный к концу 1991 г. Значительно расширилось товарное предложение; начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных, культур, финансовых, страховых услуг. Взаимоотношение предприятий все более формируется на принципах рыночной экономики с соответствующей нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики и т.д.
В
законе «О защите прав потребителей»
есть важная норма, согласно которой
Правительство Российской Федерации
не в праве поручать министерствам
и иным федеральным органам
Важное значение имеет для потребителей статья о механизме реализации прав потребителей на просвещение путем включения требований об изучении законодательства о защите прав потребителей в государственные образовательные стандарты и образовательные профсоюзные программы. Реализация права на просвещение позволяет формировать не только компетентного потребителя, но и добросовестного предпринимателя.