Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 21:58, курсовая работа
Изучение проблемы защиты интеллектуальной собственности, в частности авторских и смежных с ними прав, начинается с определения понятия и перечисления авторских и смежных прав в соответствии с законодательством РФ. В этой же главе даётся краткая характеристика этих прав.
Вторая глава посвящена защите авторских и смежных прав в целом и в частности. Сначала рассматривается понятие защиты и её общая характеристика. Детального рассмотрения требуют способы защиты интеллектуальной собственности, особенно гражданско-правовые, так как имеют самое прямое отношение к изучаемому предмету, а их рассмотрение является собственно целью курсовой работы. Кроме того в этой же главе обозначены наиболее значимые моменты, касающиеся авторского договора как немаловажного способа обеспечения защиты авторского права. И в заключение главы в общих чертах гоорится об управлении имущественными правами, в частности авторскими или смежными, на коллективной основе, значение которого в последнее время неумолимо растёт.
В третьей главе говорится о самом распространённом нарушении авторских прав - о контрафакте, а также об острой проблеме пиратства, которая чрезвычайно «популярна» на сегодняшний день.
Четвёртая глава посвящена весьма важной проблеме авторства в сети Интернет. Необходимость включения данного вопроса в курсовую работу обусловлена его несомненной актуальностью в современном мире, где любая интеллектуальная собственность, попавшая в Интернет, практически всегда становится достоянием общественности и авторство в данном случае доказать крайне сложно.
Наконец в последней главе в общих чертах обрисованы административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты интеллектуальной собственности. Этим способам посвящена именно последняя глава, так как они не имеют непосредственного отношения к гражданскому праву, однако также, как и гражданско-правовые - являются способами защиты авторских и смежных прав.
Введение
1. Понятие авторских и смежных прав
2. Защита авторских и смежных прав.
2.1. Понятие защиты и его общая характеристика
2.2. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав
2.3.Авторский договор и его значение
2.4. Управление имущественными правами на коллективной основе
3. Проблемы реализации авторских и смежных прав
3.1. Контрафактная продукция как наиболее острая проблема реализации
4. Авторство и Интернет
5. Административно - правовая и уголовно-правовая защита авторских и смежных прав
Заключение
Список использованной
Нарушение существенных условий авторского договора является нарушением авторского права, так как указанные действия осуществляются за пределами правомочий, предоставленных автором.
Экземпляры произведений и фонограмм, изготовленные и (или) распространенные с нарушением существенных условий договора о передаче исключительных прав, являются контрафактными. В частности, если воспроизведение превышает тираж, предусмотренный в договоре, то превышение тиража следует рассматривать как нарушение авторского права и смежных прав.29
Авторы и исполнители также в случае нарушения их личных неимущественных прав и или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя вместо компенсации возмещения морального вреда. В этом случае правообладатели освобождаются от документального подтверждения размера убытков. При этом размер компенсации не должен зависеть от степени вины нарушителя и общественной значимости нарушения. В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм влечёт её наступление. Указанная компенсация широко применяется на практике. 30
В целом, заключение авторского договора является действенным и актуальным способом защиты своего права.
Особого внимания в вопросах защиты интеллектуальной
собственности заслуживает институт управления
имущественными правами на коллективной
основе как эффективное средство реализации
таких прав.
2.4.
Управление имущественными правами на
коллективной основе
Управление имущественными правами на коллективной основе является по сути новой для России формой использования объектов интеллектуальной собственности. Чаще всего именно в тех сферах авторских прав, где применение традиционных форм их реализации затруднено. Например, сложно или невозможно найти самого владельца. Тем более когда речь идёт об иностранных произведениях, чтобы не ехать лично заключать авторский договор в Америку, Германию или ещё куда-нибудь.
Именно на этот случай российским законодательством и предусмотрено создание организаций, которые коллективно управляют авторскими правами: собирают авторское вознаграждение и переводят его обладателям интеллектуальной собственности, выполняя роль своеобразного посредника между автором и пользователем. Подобные организации в мире работают давно и успешно.31
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обратиться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией .Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, при обращении в суд не является истцом, поскольку выступает в защиту не своих прав. Истцами по делу в указанном случае выступают обладатели авторских и (или) смежных прав, в защиту интересов которых обратилась организация. Право этой организации на обращение в суд с заявлением о защите авторских и (или) смежных прав основано на законе, поэтому она может действовать без доверенности от обладателя авторских и (или) смежных прав.
Документами, подтверждающими право организации на обращение в суд с заявлением о защите авторского права и (или) смежных прав, являются устав организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, договор с обладателем авторских и (или) смежных прав на управление имущественными правами на коллективной основе и (или) договор с иностранной организацией, управляющей аналогичными правами.32
Таким образом, управление имущественными правами на коллективной основе является достаточно удобным средством реализации авторских или смежных прав независимо от состояния или местоположения автора или исполнителя, а также определённым гарантом такой реализации.
Однако, несмотря на видимую прочность
системы защиты интеллектуальной собственности,
в наше время всё чаще можно встретить
примеры её нарушения. Следующая глава
посвящена проблеме пиратства на российском
и мировом уровнях и широкому распространению
контрафактной продукции.
3. Контрафакты и пиратство
Нарушение авторских прав широко распространено во всём мире. По оценкам экспертов, объём мировой контрафактной продукции составляет 630 млрд. $ или примерно 7% от общего товарооборота. Но в большей степени авторское право нарушается на российском рынке. И положение это нужно менять не просто кардинально, но достаточно быстро. Ведь вопрос о защите права собственности является одним из самых острых на переговорах о вступлении нашей страны в о всемирную Торговую организацию. По данным международной организации производителей фонограмм, российский рынок аудио- и видеопиратства по объёму производимой продукции занимает второе место в мире. Причём контрафакт, про изведённый в России, реализуется в 27 странах мира. Однако при этом не стоит забывать, что авторское право - материя очень тонкая, требующая особых юридических знаний и весьма аккуратного, точнее, скрупулёзного к себе отношения.
Что нужно знать об авторском праве? Как минимум то, что ели мы вдруг решим использовать в собственных коммерческих интересах, например аудиодиск с записанным на него голосом известного певца, чтобы не оказаться в роли пирата, следует озаботиться не только приобретением базового диска, с соответствующим оформлением таможенных документов, если речь идёт о зарубежном исполнителе, но и подумать об авторском вознаграждении. Потому что контрафакт, как следует из постановления пленума Верховного суда есть понятие юридическое, т. е. оно не зависит ни от качества полиграфии на обложке диска, ни от количества аудио- и видеопроизведений на одном носителе, ни от каких-либо других полиграфических или технических недостатков продукции. Поэтому вопрос о контрафактности продукции не может ставиться перед экспертом.33
Контрафактными являются и экземпляры произведений и объектов смежных прав, в которых наряду с правомерно используемыми объектами авторского права и смежных прав используются неправомерно воспроизведенные (например, глава в книге, рассказ или статья в сборнике либо фонограмма на любом материальном носителе).
Лицо, осуществившее подобное воспроизведение, может за свой счет удалить контрафактные элементы из экземпляров произведения и (или) объектов смежных прав. В таком случае экземпляры произведений и (или) объектов смежных прав не будут считаться контрафактными. Однако это не освобождает нарушителя от гражданско-правовой ответственности по Закону Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".34
Одним словом, контрафакт
- это игнорирование прав автора или
правообладателя. Причём будет ли соответствующий
договор заключён непосредственно с автором
или это будет сделано через организацию,
управляющую авторскими правами коллективно,
неважно. Главное, чтобы авторское вознаграждение
было выплачено. В противном случае, можно
рассчитывать на обвинение в распространении
нелицензионной продукции со всеми вытекающими
из этого последствиями.35
4.
Авторство и Интернет
Понятия авторских и смежных прав претерпевают в последние годы очень серьезные изменения. Интернет день за днем меняет этот мир, руководствуясь принципом: "Жизнь - это информация, и информация должна быть доступна всем!" И зачастую бесплатна. Как защищаются авторские права в современной России и есть ли эффективные способы по отстаиванию своих законных интересов перед мошенническим копированием из сети Интернет? Пока процесс издания, будь то книги или пластинки, был связан с тиражированием, все было хорошо: издатель авансировал автора, инвестировал деньги в тиражирование и продавал результат пользователю. Сегодня эта цепочка, в которой не было лишних звеньев, рвется на глазах - информация отделилась от материального носителя и ситуация кардинально изменилась. Теперь вовсе не обязательно покупать книгу или лазерный диск - наверняка это можно найти в Интернете. Бесплатно.
Страдает ли от этого автор, не получающий вознаграждения? Когда как. Взамен денег автор получает такую рекламу, которую он не мог бы купить ни за какие деньги. Страдают посредники, не получающие дохода от продаж. 36
Относительно осуществления авторского права на произведения, размещённые на сайтах Интернета, существуют определённые сложности. Перед автором обязательно появится проблема доказать, как и когда его произведение было размещено и как доказать, что автор именно он. Российские законы, к сожаленью, не содержат таких норм. В результате авторские права, предоставленные авторам законами, не могут быть в достаточной мере защищены применительно к электронным произведениям.
Т.о., сегодня, когда нормы законодательства не приспособлены к информативной базе, в результате чего не обеспечено правовое регулирование защиты авторских прав в сети Интернет, надёжнее размещать свои произведения в зарегистрированных СМИ. Для этого заключается авторский договор, в котором изложены существенные для сторон условия: способ использования произведения, срок, на который передаётся право, размер вознаграждения, который выдаётся за каждый способ использования.37
Однако прямо на наших глазах Интернет формирует новое общество с новыми законами и новой экономикой. А экономика, как известно, работает на тенденциях, а не на догмах. Теперь можно копировать не носитель, а саму информацию. И чем дешевле копирование и хранение информации, чем больше народа общается в Интернете, тем труднее не только удерживаться, но и просто замечать "воровство" интеллектуальной собственности. Кстати, все эти "воры" согласны блюсти некоторые из прав автора: не искажать его произведения, указывать его имя. Такая концепция получила название copyleft. И вполне вероятно, именно ей принадлежит будущее произведения, порядок и сроки его выплаты и др.38
В общем, Интернет - это удобный и надёжный
способ получить практически любую информацию.
Что касается защиты прав авторов в Интернете,
то её возможность весьма зыбка, потому
что в этом случае автор имеет минимум
гарантий реализации своего права.
5.
Административно - правовая и уголовно-правовая
защита авторских и смежных прав
Специальной формой защиты авторских прав и охраняемых законом интересов в соответствии со ст.11 ГК РФ следует признать административный порядок защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила судебной защиты гражданских прав в случаях, прямо предусмотренных законом. В качестве административно-правового способа защиты нарушенных авторских прав правообладатель вправе обратиться в вышестоящий орган, а также к вышестоящему должностному лицу организации, допустившей данное нарушение. Средством защиты в данном случае будет выступать не иск, а именно жалоба.39 Немаловажную роль призваны сыграть и нормы, обеспечивающие административно - правовую защиту. административное взыскание налагается в случаях ввоза, продажи, сдачи в прокат или иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством России об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно если имеет место иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальным пиратством. Следует учитывать, что даже если на материальном носителе находится неохраняемое авторским правом произведение, но на буклете указаны ложные сведения об изготовителе или месте производства, то действия по распространению такой продукции являются административным правонарушением. Указанная статья защищает как обладателей авторских и смежных прав, так и потребителей. Штраф, предусмотренный за подобные действия, для граждан составляет от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда. 40
Авторские права могут защищаться также путём применения уголовно-правового способа защиты. Указанный способ полностью ограничивается привлечением лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности и не может быть реализован в иных формах.
Следует учитывать, что уголовное законодательство долгое время не играло сколько-нибудь важную роль в в борьбе с нарушением авторских и смежных прав. С принятием УК РФ, содержащего специальный состав преступления - «Нарушение авторских и смежных прав»(ст.146), ситуация начала постепенно меняться в сторону усиления защиты авторских прав.
Отмечая прогрессивный характер внесённых
в уголовный закон изменений в ст.146 УК,
следует указать на целесообразность
их распространения также на ст.147 и 180
УК, предусматривающих ответственность
за нарушение изобретательских и патентных
прав, а также незаконное использование
товарного знака. 41
Заключение
В общем, картина с защитой авторских прав в нашей стране вглядит удручающе. Нет чёткого регулирования авторских прав в сети Интернет, нет специалистов в органах МВД и прокуратуры, профессионально расследующих преступления в области компьютерной безопасности организации, физического лица и населения в целом. Нет устоявшейся и понятной самим судьям практики с ясными и объективными критериями оценки по доказыванию авторства на произведение. Стоит также учесть, что эта проблема назрела давно , законодательные и правоприменительные шаги в данном направлении неэффективны, хаос и асурдность в вынесении некоторых судебных решений приводят в отчаяние.
В целях усиления защиты авторских и смежных прав необходимо выработать единую государственную и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации о охраны прав и законных интересов как самих авторов, так и рядовых пользователей. Ключевым направлением в этой сфере должно стать совершенствование законодательства о защите авторских прав и практики его применения. Важно отметить, что Российская Федерация уже сделала некоторые положительные шаги в этом направлении. Но в то же время существуют вопросы, которые необходимо решить уже в ближайшем будущем. Например, не разработан понятийный аппарат, отсутствует законодательное закрепление многих важных терминов, критериев. К тому же, законодательство не содержит специальных норм, обеспечивающих надлежащую защиту авторских прав несовершеннолетних авторов, авторов, признанных законом недееспособными и т.д. 42