Законодательная власть РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Впервые над этой проблемой задумались еще на заре становления государственности. Каждая страна, добившаяся впоследствии устойчивой государственной системы, решала ее по-своему, внося свою лепту в эту извечно возникавшую проблему. По моему мнению, именно доктрина разделения властей, где власть судебная наконец-то займет полагающееся ей равноправное положение с исполнительной и законодательной, гарантирует стабильное положение государства на современном этапе его развития.

Содержание

Введение 3
Необходимость разделения властей 4
Законодательная и исполнительная власть 5
Совет Федерации и Государственная Дума 9
Порядок принятия закона 12
Заключение 15
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Ready_Законодательная власть.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

           Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции  Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

           В государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

           Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная Дума образует: Комитет по конституционному законодательству судебно-правовой реформе и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и культуре; Комитет по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств массовой информации; Комитет по внутренней организации деятельности палаты.

       Но общее количество комитетов  не должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

     В настоящее время в Государственной  Думе дополнительно созданы: Комитет  по экономической политике. Комитет  по делам женщин, семьи и молодежи. Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерации и региональной политике. Комитет по вопросам местного самоуправления. Комитет по организации работы Государственной Думы, Комитет по информационной политике и связи, Комитет по вопросам геополитики, Комитет по промышленности, строительству, транспорту, и энергетике.

       Государственная Дума вправе  создавать комиссии, деятельность  которых ограничена определенным  сроком или конкретной задачей.  По истечении установленного  срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

       Государственная Дума формирует  комитеты на основе принципа  пропорционального представительства  фракций и групп депутатов.  Численный состав каждого комитета  определяется Государственной Думой,  но не может быть менее 25 депутатов палаты.

           Комитет может для  более детального рассмотрения вопросов, а также по основным направлениям своей деятельности образовывать подкомитеты.

     В соответствии со ст. 18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают  и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы.

     Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом  и Законом Российской Федерации  о комитетах палат Федерального Собрания.

     В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовать депутатские группы, которые обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации, в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.

     Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.  
 
 

Порядок принятия закона

     После предварительного рассмотрения законопроекта  комитеты Государственной Думы выносят  его на рассмотрение Думы. Процедура  принятия федерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях.

     Во  время первого чтения обсуждаются  основные положения законопроекта. Обсуждение начинается с доклада  инициатора проекта, затем заслушиваются  содоклады и проводятся прения. По завершении прений Государственная Дума приступает к принятию решения по законопроекту с учетом всех высказанных замечаний и предложений. В случае решения о принципиальном одобрении законопроекта и продолжении работы над ним законопроект передается на обсуждение комитета, ответственного за его подготовку.

     После того как комитет вновь представит в палату доработанный проект закона с учетом замечаний и предложений, высказанных депутатами при первом чтении, проводится его второе чтение на пленарном заседании. На этом этапе проходит постатейное детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенных депутатами поправок (изменений и дополнений, предложенных к первоначальному тексту). Во втором чтении законопроект может быть отклонен, принят окончательно или вынесен после редакционной правки на третье чтение, во время которого уже не допускается внесение в него никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании законопроекта в целом.

     Для принятия федерального закона необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 1995 г. по делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации дал разъяснение понятия "общее число депутатов". В соответствии с этим разъяснением общим числом депутатов, от которого следует считать большинство голосов, необходимых для принятия Государственной Думой решения, является число депутатов, установленное для палаты ч. 3 ст. 95 Конституции Российской Федерации, - 450 депутатов.

     Принятый  Государственной Думой федеральный  закон передается в течение пяти дней в Совет Федерации для  его дальнейшего рассмотрения. Установив  последовательное принятие закона обеими палатами, Конституция тем самым закрепляет их равный правовой статус в осуществлении законодательных функций и обеспечивает единство парламента, а также сочетание общих интересов всего российского народа и специфических интересов субъектов Федерации при принятии федеральных законов.

     Конституция Российской Федерации предусматривает, что Совет Федерации может  в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думой федеральный  закон и одобрить его либо отклонить  или же воздержаться от его рассмотрения. Это зависит от важности и актуальности регулируемых законом отношений, от степени учета в нем интересов субъектов Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими его документами и материалами направляется всем членам Совета Федерации (ч. 1 ст. 103 Регламента Совета Федерации).

     Конституцией  предусмотрен порядок дальнейшей работы, если принятый Государственной Думой  федеральный закон будет отклонен Советом Федерации. В этом случае палатами на паритетных началах может быть создана согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий. Комиссия рассматривает возражения по принятому закону и вырабатывает предложения, оформляемые протоколом.

     Если  протокол согласительной комиссии содержит предложения по преодолению возникших  разногласий, он вносится в Государственную  Думу. При этом на обсуждение палаты ставятся только предложения согласительной комиссии. Никакие другие поправки и предложения, выходящие за пределы разногласий, не подлежат обсуждению. Закон считается принятым повторно с учетом предложений согласительной комиссии, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

     Судьбу принятого федерального закона решает Президент.

     В практике законодательной деятельности многих зарубежных государств активно  применяется промульгация закона, т.е. официальное провозглашение, объявление в установленные Конституцией сроки  принятого парламентом закона, его опубликование в официальных источниках, после чего закон приобретает обязательную силу. Обычно промульгация осуществляется главой государства.

     В случае одобрения Советом Федерации  федерального закона, принятого Государственной  Думой, он в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования. Если же принятый Думой федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то по истечении 14 дней с момента его направления в Совет Федерации Государственная Дума направляет закон Президенту для подписания и обнародования.

     Четырнадцатидневный срок подписания принятого федерального закона необходим для того, чтобы  Президент мог внимательно ознакомиться с его содержанием, привлекая  при необходимости ученых и специалистов, проанализировать необходимость и своевременность его издания и принять решение о подписании, придав закону тем самым обязательную силу, либо отклонить, с тем чтобы Государственная Дума и Совет Федерации еще раз внимательно рассмотрели принятый закон и учли замечания и предложения Президента.

 

Заключение

     Традиционная  концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных.

     В России гражданское общество складывается медленно, и пока еще нельзя говорить, что оно сложилось. Не сформировались у нас демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. В таких условиях чрезвычайно важно найти оптимальный баланс разделения властей, не допускающий возникновения авторитарного режима.  
 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: 1994.
  2. Государственное право Российской Федерации./ Под ред. Кутафина О.Е. М.: - 2000 г.
  3. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 2001, № 3, с.15.
  4. В.Е. Чиркин Президентская власть // Государство и право № 5, 1997.
  5. Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Суд в механизме разделения властей и защита прав и свобод человека. – М.: 1997.

Информация о работе Законодательная власть РФ