Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:23, доклад
В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.
В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.
ГК сохраняет возможность принудительного прекращения права собственности на объекты, являющиеся культурными ценностями, введенную ГК 1964 г. (ст. 142). Вместе с тем она в ряде отношений меняет существовавший прежде порядок.
Прежде всего иначе определен объект отношений. Раньше речь шла об имуществе, имеющем значительную культурную ценность (историческую, художественную или иную). Теперь объект определен более узко. Культурная ценность может быть выкуплена только в том случае, если она отнесена к особо ценным и охраняемым государством и притом отнесена в соответствии с законом.
Как старый, так и новый ГК придают значение характеру поведения собственника. Раньше требовалось, чтобы собственник бесхозяйственно обращался с объектом, а теперь требуется, чтобы он бесхозяйственно содержал его. Здесь изменений не произошло, или, во всяком случае, они мало существенны. Зато в другом отношении новый ГК сузил сферу действия рассматриваемых правил: выкуп допускается только тогда, когда бесхозяйственное содержание грозит утратой культурными ценностями своего значения. Статья 240 ГК говорит именно об утрате значения, но не о простом уменьшении этого значения.
Новый ГК существенно изменил правила о приобретателе соответствующих культурных ценностей. Ранее главной действующей фигурой были государственные организации, в задачи которых входила охрана имущества соответствующего рода. Статья 240 ГК предусматривает две фигуры приобретателей культурных ценностей. Одной является государство, другой является лицо, приобретающее ценность на публичных торгах. Поскольку торги являются публичными, приобретателем может стать любое лицо, включая и государство, и даже самого прежнего собственника.
По-новому определен характер отношений, возникающих между субъектами. В ГК 1964 г. предусматривалось возмещение стоимости изъятого имущества. Статья 240 ГК говорит либо о выкупе имущества у собственника (такое право дается государству), либо о продаже с публичных торгов. В обоих случаях речь идет о договоре купли-продажи, в то время как в прежнем ГК речь шла об отношениях, возникавших из административного акта (правда, санкционированного решением суда).
И в старом, и в новом Кодексе при реализации отношений функционирует суд. Однако в ГК 1964 г. его роль была определена более четко. Тогда соответствующая государственная организация имела право на предъявление иска об изъятии культурной ценности. В статье 240 ГК не определено, кто имеет право предъявлять иск в суд. Остается открытым вопрос, кто вправе просить суд о назначении продажи с публичных торгов. Еще менее ясно соотношение между решением суда и выкупом вещи государством. Выкуп означает договор между государством и собственником. На это прямо указывает ч. 2 ст. 240 ГК, когда она устанавливает, что размер возмещения устанавливается соглашением сторон. Однако противоречиво решен вопрос, в какой момент должно состояться решение суда. Из части 2 ст. 240 ГК можно сделать вывод, что решение суда должно быть вынесено, когда стороны не в состоянии достигнуть соглашения, необходимого, чтобы заключить договор. Однако из ч. 1 ст. 240 ГК можно сделать вывод, что сам выкуп должен иметь место по решению суда. При таком понимании сначала суд должен вынести решение, а затем собственник и государство должны приступить к заключению договора.
Статья 240 ГК отменила претензионный порядок, установленный ГК 1964 г. Ранее государственная организация соответствующего профиля должна была сделать собственнику предупреждение о прекращении бесхозяйственного отношения к имуществу. Лишь если собственник не выполнит этого требования, она приобретала право на предъявление иска. Претензионный порядок не применялся лишь в случаях неотложной необходимости.
В соответствии с действующим ныне порядком при обращении в суд не требуется представлять доказательства о том, что собственнику делалось предупреждение. Объем прав бывшего собственника оставлен без изменений. Ему возмещается стоимость изъятого имущества. Ее размер устанавливается соглашением сторон, а в случае спора - судом.
Единственное уточнение объема прав связано с введением продажи с публичных торгов (которой ранее не было). При продаже с публичных торгов собственник имеет право получить вырученную от продажи сумму, из которой могут быть вычтены только расходы на проведение торгов.
Информация о работе Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей