Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 09:33, курсовая работа
Целью работы является определение, характеристика и сравнение основных составляющих выборов в Государственную Думу, поскольку в первую очередь они касаются избирательных прав граждан.
Введение………………………………………………………………………3
Нормативно-правовые положения выборов в Государственную Думу Российской Федерации………………………………………………........6
Общие положения…………………………………………………………6
Основные этапы избирательного процесса……………………………...8
Особенности парламентских выборов в современной России………21
Парламентские выборы в 2003 голу и их особенности………………21
Заключение…………………………………………………………………..28
Список литературы………………………………………………………….30
Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов является завершающей стадией избирательного процесса. Голосование на выборах проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается законами, как правило — с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования территориальные, и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.8
Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, в день голосования, вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, этот избиратель обладает активным избирательным правом. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах) относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов пользу которого (которых) сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)».9 Каждый избиратель голосует лично. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования.
Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.
Вся документация избирательных комиссий всех уровней включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, предусмотренных законодательством. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий — менее одного года со дня объявления даты следующих выборов того же уровня.
Практически
на всех выборах происходит подтасовка,
и задача каждой избирательной компании
провести честные демократические выборы
и исключить подтасовку результатов выборов
во всех ее проявлениях. Желание каждых
кандидатов занять выборные должности
мотивировано привилегированным положением
депутата, возникновение большого круга
полномочий и, конечно, неприкосновенности.
Вообще институт подсчета голосов постоянно
претерпевает изменения, которые вводятся
с целью максимально увеличить безопасность
выборов, исключив возможность подтасовки
голосов.
2.Особенности
парламентских выборов
в современной России
2.1 Парламентские выборы 2003 года и их особенности
Выборы были назначены Указом Президента РФ от 2 сентября 2003 г.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации, в выборах депутатов Государственной Думы четвертого созыва могли принять участие 44 политические партии и 20 общероссийских общественных объединений (последние — только в составе избирательных блоков). Реально попытались принять участие в выборах 39 политических партий и одно общероссийское общественное объединение. При этом 27 политических партий участвовали в выборах самостоятельно, из них 6 выдвигали кандидатов только по одномандатным избирательным округам; 12 политических партий и одно общественное объединение сформировали 5 избирательных блоков.
Таким образом, федеральные списки выдвинули 21 политическая партия и 5 избирательных блоков. Две политические партии не представили документы, необходимые для регистрации, а одна партия уже после представления документов отозвала свой федеральный список. Все остальные 23 списка (18 политических партий и 5 избирательных блоков) были зарегистрированы. При этом 22 списка были зарегистрированы на основании подписей избирателей и один (партии «Истинные патриоты России») — на основании избирательного залога. Предпочтение, которое партии и блоки оказали подписям, было обусловлено тем, что по действовавшему закону кандидаты, выдвинутые партиями и избирательными блоками, федеральные списки которых были зарегистрированы на основании подписей, регистрировались в одномандатных избирательных округах без подписей и залога.
10 партий и блоков были в той или иной степени преемниками избирательных объединений и блоков, участвовавших в выборах 1995 и 1999 гг. КПРФ и Партия Мира и Единства участвовали в этих выборах в той же форме, что и в предыдущих. ЛДПР вновь участвовала в выборах в явном виде. Объединение «Яблоко» и блок «Союз правых сил» были преобразованы в партии. Российская экологическая партия «Зеленые» была преемницей «Кедра», участвовавшего в выборах 1993 и 1995 гг., но снятого с выборов в 1999 г. на основании нормы, впоследствии признанной неконституционной. Pоссийская партия пенсионеров в этот раз участвовала в выборах в блоке с Партией социальной справедливости. Аграрная партия России, входившая в 1999 г. в блок «Отечество — Вся Россия», вновь, как и в 1993 и 1995 гг., выступала самостоятельно.
«Союз правых сил» и «Яблоко» сохранили в своих тройках двух прежних кандидатов. У партии «Яблоко» в тройку вошли (как и в трех предыдущих кампаниях) Григорий Явлинский и Владимир Лукин, а также депутат Игорь Артемьев. «Союз правых сил» оставил в первой тройке Бориса Немцова и Ирину Хакамада, а третью позицию занял сопредседатель партии Анатолий Чубайс (бывший первый зам. председателя Правительства РФ).
Партия «Единая Россия» образовалась фактически путем слияния прошедших в Думу третьего созыва блоков «Медведь» и «Отечество — Вся Россия». Общефедеральная часть списка этой партии состояла всего из четырех кандидатов, из которых один (министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу) входил в 1999 г. в первую тройку списка блока «Медведь», один (министр внутренних дел РФ Борис Грызлов) возглавлял региональную группу этого блока и один (мэр Москвы Юрий Лужков) входил в первую тройку списка блока «Отечество — Вся Россия». Четвертым в списке шел президент Рес публики Татарстан Минтимер Шаймиев.
Блок «Родина» формально был образован тремя партиями (Партия российских регионов, Социалистическая единая партия России и «Народная воля»), две из которых были политическими преемниками избирательных объединений, участвовавших в выборах 1999 г. (движения «Духовное наследие» и Российского общенародного союза). В общефедеральной части списка блока были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки КПРФ, блока «Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева» и Российского общенародного союза (но не «Духовного наследия»). Список возглавили депутаты Государственной Думы Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин, а также отставной генерал Валентин Варенников (обвинявшийся по делу ГКЧП, но оправданный судом).
Остальные 13 партий и блоков были по существу новичками, хотя некоторые из них имели определенное отношение к избирательным объединениям и блокам, участвовавшим в выборах ранее. Так, Демократическая партия России формально являлась преемником одноименной партии, представленной в Думе первого созыва. В общефедеральной части списка партии было 3 кандидата, входивших в 1993 г. в список ДПР, тем не менее в политическом плане говорить о преемственности не приходится.
В состав блока «Новый курс — Автомобильная Россия» входили партия «Либеральная Россия» (образованная политиками, входившими ранее в партию «Демократический выбор России» и блок «Союз правых сил») и Республиканская партия РФ, которая в выборах 1993 г. участвовала в составе «Блока: Явлинский—Болдырев—Лукин», а в выборах 1995 г. — в составе блока «Памфилова—Гуров—Владимир Лысенко». В общефедеральной части списка блока были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки блока «Союз правых сил», движения «Наш дом — Россия» и объединения «Яблоко». Список возглавляли депутат Государственной Думы Виктор Похмелкин и бывший зам. председателя Правительства РФ Борис Федоров.
Народная партия РФ была создана депутатами, избранными в Думу третьего созыва по одномандатным округам. В общефедеральном списке этой партии были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки «Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова», движения «Духовное наследие» и партии «Кедр». В общефедеральной части списка блока «Партия Возрождения России — Российская партия Жизни» были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки КПРФ и движения «Женщины России». В общефедеральной части списка партии «СЛОН» были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки объединения «Яблоко», блока «Союз правых сил» и движения «Социал-демократы». Во главе списка партии «Развитие предпринимательства» стояли два депутата Государственной Думы первого, второго и третьего созывов (Иван Грачев и Оксана Дмитриева), входившие в 1995 г. в список объединения «Яблоко», а в 1999 г. в список блока «Отечество — Вся Россия». В общефедеральной части блока «Великая Россия — Евразийский Союз» были кандидаты, входившие в 1999 г. в списки блоков «Медведь» и «Отечество — Вся Россия». В общефедеральной части списка Объединенной российской партии «Русь» был кандидат, входивший в 1999 г. в список блока «Отечество — Вся Россия». В общефедеральной части списка Российской конституционно-демократической партии был кандидат, входивший в 1999 г. в список «Блока генерала Андрея Николаева и академика Святослава Федорова». В общефедеральной части списка Народно-республиканской партии России был кандидат, входивший в 1999 г. в список блока «Конгресс Русских Общин и Движение Юрия Болдырева». В этой кампании, в отличие от предыдущих, административный ресурс был практически полностью на стороне одной партии. Президент РФ Владимир Путин открыто выражал свое предпочтение «Единой России»: он посетил ее съезд, на котором выдвигались кандидаты, а также откровенно высказался в ее поддержку в интервью, которое было дано за неделю до дня голосования.
Во
время кампании произошло громкое
событие, в определенной степени
повлиявшее на ее исход. Был арестован
лидер одной из наиболее крупных финансово-промышленных
групп Михаил Ходорковский, оказывавший
финансовую поддержку оппозиционным партиям
(КПРФ, «Яблоко», «Союз правых сил»). Это
действие и пропагандистская кампания
вокруг него ухудшили позиции данных партий
и содействовали успеху тех сил, которые
вели
Пятипроцентный барьер смогли преодолеть только четыре списка. В сумме они получили 70,7% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, или 39,3% от числа зарегистрированных избирателей.
При этом, в отличие от второго созыва, не представленной в Думе оказалась право-либеральная часть политического спектра. Всё партии, занимавшие эту политическую нишу, не сумели преодолеть 5%-ный барьер, в том числе и представленные в Думе третьего созыва «Яблоко» и «Союз правых сил», вместе получившие более 8%.
«Единая Россия», консолидированная «партия власти», за которую проголосовали менее 37,6% избирателей, получила по пропорциональной системе больше половины мандатов (120). Партия лидировала в 88 субъектах Федерации. Наибольшей (80,9%) была ее поддержка в Чеченской Республике, а наименьшей (25,9%) — в Воронежской области.
КПРФ заняла второе место, получив значительно меньше, чем в 1995 и 1999 гг. (12,6%>). Наибольшей поддержкой избирателей партия пользовалась в Тамбовской области (20,6%), а наименьшей—в Республике Ингушетия (1,0%).
На третье место вышла ЛДПР, набравшая 11,5%, что близко к ее результату 1995 г. и значительно выше результата «Блока Жириновского» 1999 г. За ЛДПР лучше всего голосовали в Магаданской области (19,7%) и хуже всего — в Республике Дагестан (0,4%).
Помимо «Единой России» и думских «старожилов» КПРФ и ЛДПР, барьер удалось преодолеть блоку «Родина» (9,0%). Этот блок смог успешно конкурировать с КПРФ за избирателей левой ориентации и с ЛДПР за патриотический и протестный электорат. Наибольшую поддержку избирателей блок получил в Воронежской области (19,9%), а наименьшую — в Республиках Дагестан и Ингушетия (0,6%). Блок «Родина» лидировал в Аннинском одномандатном избирательном округе № 76 (Воронежская область), где баллотировался и победил один из его лидеров — Дмитрий Рогозин.
Еще четыре списка получили от 3,1 до 4,3%: Российская демократическая партия «Яблоко» (4,3%), «Союз правых сил» (4,0%), Аграрная партия России (3,6%>) и блок «Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости» (3,1%). Далее шли блок «Партия Возрождения России — Российская партия Жизни» (1,9%), Народная партия РФ (1,2%) и Концептуальная партия «Единение» (1,2%)'.
При этом Аграрная партия России в одном субъекте Федерации (Республика Алтай, руководитель которой, Михаил Лапшин, возглавлял список партии) сумела опередить «Единую Россию» и занять первое место с результатом 31,7%) голосов.10
Как и на выборах 1995 и 1999 гг., большая часть объединений и блоков (12) получила менее 1% голосов.
Против всех списков проголосовали 4,7% избирателей. Наиболее высокий уровень протестного голосования оказался в Красноярском крае (7,1%). Практика отказа избранных кандидатов от получения мандатов достигла своего апогея. У «Единой России» от мандатов отказались 37 кандидатов, в том числе занимавшие второе, третье и четвертое места в общефедеральной части Сергей Шойгу, Юрий Лужков и Минтимер Шаймиев. Остальные 34 кандидата входили в первые тройки региональных групп: 24 занимали первые места, 7 — вторые и 3 — третьи. Большинство «отказников» (29) занимали должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, среди остальных — федеральный министр, первый заместитель полпреда Президента РФ в федеральном округе, два председателя законодательного органа государственной власти субъекта Федерации, мэр областного центра, ректор университета и два руководителя крупных предприятий.
Информация о работе Выборы в Государственную Думу в Российской Федерации