Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:42, контрольная работа
Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4 «Президент Российской Федерации» и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации». Часть I ст.80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления
Введение………………………………………………………….................2
Конституционно-правовой статус Президента России………..................5
Правовые акты Президента РФ: понятие, виды и место в системе источников российского права……………………………………………….....10
Ответственность Президента РФ………………………………................15
Вступление в должность Президента Российской Федерации..............................................................................................................19
Список использованной литературы……
Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов. Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве и др.
Распоряжения Президента РФ – это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.
Указы
и распоряжения Президента РФ не должны
противоречить Конституции РФ и
федеральным законам. Данная конституционная
норма устанавливает подзаконны
Помимо вышеперечисленных правовых актов, издаваемых Президентом, в правотворческую деятельность главы государства входит:
- направление законопроектов президента РФ в Государственную Думу;
- направление Запросов Президента РФ, в Конституционный Суд РФ;
- направления ежегодных посланий Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
- представления президента РФ, в которых содержатся предложения Президента РФ Совету Федерации по кандидатурам для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также предложения о назначении и освобождении Генерального Прокурора РФ;
- предложения Государственной Думе РФ о кандидатуре Председателя Правительства РФ и Председателя Центрального банка России;
Но не только Конституция РФ определяет виды правовых актов, издаваемых Президентом РФ. Например, федеральный закон «Об обороне» предусматривает, что Президент РФ как главнокомандующий издает директивы и приказы, которые обязательны для исполнения лишь Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Полномочия Президента Российской Федерации реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции, Президент издаст указы и распоряжения.
Конституция
устанавливает, что указы и распоряжения
Президента обязательны для исполнения
на всей территории Российской Федерации.
Все государственные органы, должностные
лица и граждане обязаны следовать
предписанным в актах Президента
правилам поведения. Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
(включая республики), а также
органы местного самоуправления не наделены
правом приостановления актов
Исходя из ч. 3 ст. 90 Конституции, указы и распоряжения не должны противоречить не только Конституции Российской Федерации, но и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер, они занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов, в системе права Российской федерации, поскольку органом законодательной власти в России является Федеральное Собрание.
Действующим
законодательством не установлены
строгие юридические критерии, позволяющие
четко отграничить указы и
распоряжения как различные формы
правовых актов. Однако сложившаяся
практика осуществления президентских
полномочий свидетельствует о наличии
между ними некоторых различий. Решения
Президента, носящие нормативный
характер, т. е. содержащие общие правовые
предписания неопределенному
В
отличие от указов, распоряжения Президента
— организационно-оперативные
Важным
для нормотворческой
Решение
Президентом вопросов, составляющих
предмет законодательной
Осуществление Президентом ряда законодательных функций, будучи вынужденной мерой в период поэтапной конституционной реформы, не предусматривается действующей Конституцией. В ней отсутствует и процедура рассмотрения Федеральным Собранием нормативных указов Президента, поскольку основной закон предусматривает четкое разграничение компетенции между каждым из органов федеральной власти. Очевидно, что по мере активизации законодательной деятельности Федерального Собрания будет прекращена практика регулирования нормативными указами вопросов, составляющих предмет законодательной деятельности парламента.
Ответственность президента РФ как представителя государства и ответственность в личном качестве как должностного лица. Президент за свои действия может нести ответственность. Он выступает в качестве ответчика в Конституционном Суде РФ в связи с ходатайством о признании его акта неконституционным (это имело место, например, при рассмотрении указов Президента РФ Б.Н. Ельцина о запрещении коммунистической партии). Ненормативный акт президента может быть оспорен в Высшем Арбитражном Суде, если этим актом нарушены законные экономические интересы и права физического или юридического лица – предпринимателя. Президент может оказаться ответчиком по гражданскому иску в Верховном Суде РФ или ином суде общей юрисдикции (куда сначала подается иск, доходящий затем до верховного Суда). Так было, например, в 1996г. в связи с иском мэра г. Владивостока В.И. Черепкова, освобожденного от должности Президентом РФ Указом 1994г. хамовнический межмуниципальный суд признал незаконным указ Президента РФ (Президент, исполняя решение суда, восстановил В.И. Черепкова новым указом в прежней должности). Возможны также иски имущественного характера, если указы Президента РФ нарушают законные имущественные интересы и права физических или юридических лиц. Однако в этом случае Президент может выступать только как представитель государства, к которому по существу обращен иск. Он не присутствует лично в суде (такова практика государств мира), его представляют уполномоченные им должностные лица (члены Правительства, руководители Администрации Президента и др.), назначенные им адвокаты, иные лица.
Вместе с тем, Президент РФ может нести ответственность не только как представители государства, но и ответственность в личном качестве как должностное лицо. В связи с этим возможно лишь досрочное освобождение Президента РФ от должности, дальнейшие санкции последуют потом, когда глава государства станет обычным гражданином. Наконец, он может быть освобожден от должности не в связи с ответственностью, а по объективно сложившимся обстоятельствам.
Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно: 1) в результате отставки по его желанию; 2)при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) в случае отрешения от должности (импичмента).
Отставка
Президента РФ имела место 31 декабря
1999г. (Б.Н. Ельцин). Временное исполнение
обязанностей Президента РФ в соответствии
с Конституцией РФ (п. 3 ст. 92) перешло
к Председателю Правительства РФ
(В.В. путин). Исполняющий обязанности
Президента не вправе распускать Государственную
Думу, назначать референдум, а также
вносить предложения о
В связи с отставкой Президента РФ Совет Федерации 5 января 2000г. в соответствии с Конституцией РФ назначил досрочные выборы на 26 марта 2000г.
Конституция
РФ, федеральное законодательство не
регулируют процедуру прекращения
полномочий Президента РФ в случае
стойкой неспособности по состоянию
здоровья осуществлять свои полномочия,
и на практике это не имело места.
В зарубежных странах, там где
это в единичных случаях
Процедура
импичмента урегулирована в статье
93 Конституции РФ. Она применялась
на практике в 1999г., процедура импичмента
является достаточно сложной, что обусловлено
необходимостью обеспечения стабильности
в государстве, защиты высшего должностного
лица от внутрипартийной борьбы в
парламенте или популистских лозунгов.
В процедуре отрешения
Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.
При
вступлении в должность Президента
Российской Федерации приносит народу
присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».
Список используемой
литературы:
Информация о работе Вступление в должность Президента Российской Федерации