Возникновению адвокатуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Возникновению адвокатуры предшествовало семейное представительство (в Древнем Риме), сущность которого состояла в защите главой семьи перед судом интересов каждого его члена. Однако с развитием ремесел и торговли, эволюцией отношений в сфере гражданского оборота возникла потребность в квалифицированной защите интересов участников процесса перед судом. Это обусловило возникновение профессии ходатая (стряпчего). Постепенно (в средневековые времена) эти лица объединяются в цеховые организации. Эти организации занимались подготовкой ходатаев для «хождения по чужим делам». В XIV-XV столетиях в Англии возникают ассоциации юристов-барристеров. К тому же времени относится появление там юристов-солиситеров.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.99 Кб (Скачать)

Защитник  должен помнить, что вся поступающая  от него информация первоначально оценивается  подзащитным, который находится  в подавленном состоянии, вызванном  стрессовой и фрустрирующей ситуацией, крайне негативно, скептически.

Защитнику следует быть предельно откровенным  не только с подзащитным, но и с  самим собой. Всякое недоверие, фальшь, допущенные с обеих сторон, сводят на нет все усилия и приводят, как правило, к отрицательному результату.

Если  уж адвокат осуществляет защиту, то необходимо ее проводить в полном смысле этого слова (разумеется, в  рамках УПК и дозволенными методами), проявляя максимальную терпимость, корректность, тактичность и выдержанность  в общении с подзащитным.

Подзащитному  необходимо разъяснить, что защитник только тогда сможет защитить его, когда  между ними не будет и тени взаимного  подозрения и недоверия, для чего адвокат должен установить с подзащитным  психологический контакт.

Для защитника  условия формирования психологического контакта с подзащитным характеризуются  эмоциональной насыщенностью, динамичностью, высоким уровнем неопределенности и принудительным характером общения.

«Поэтому такие элементы, как «эмоциональное доверие», «согласованность действий» и «готовность к общению» присутствуют в содержании психологического контакта лишь тогда, когда цели подзащитного и защитника совпадают. Их можно считать промежуточным результатом деятельности защитника по формированию контакта. Психологический контакт, включающий в себя названные элементы, можно считать идеальной формой отношений защитника и подзащитного. Защитник должен стремиться к созданию именно такой формы психологического контакта».

Однако  в реальности установление защитником психологического контакта с подзащитным  не такое простое дело. Оно требует  от адвоката терпения, настойчивости, психологического мастерства.

Практика  показывает, что во взаимоотношениях с другими люди нередко руководствуются  лишь симпатиями и антипатиями, которые  первоначально могут возникнуть на основе реальных фактов, но впоследствии будут определять все дальнейшие отношения.

В момент встречи отношение подзащитного к защитнику определяется больше чувствами, чем разумом. Поэтому  для первой встречи необходимо подготовить  первую фразу, первые действия, которые  могут, вызвать положительные эмоции подзащитного. В связи с этим можно  проявить доброжелательность, поинтересоваться состоянием здоровья подзащитного.

Первое  впечатление о защитнике часто  имеет решающее значение. Например, если подзащитный оценил защитника негативно («Он мне сразу не понравился...»), то эта оценка будет определять его последующее общение с защитником.

Первая  встреча еще не омрачена обидами  и неприязнью, поэтому и защитник, и подзащитный надеются на положительный  результат общения: защитник рассчитывает получить от подзащитного правдивые  показания о расследуемом преступлении, а подзащитный делает ставку на то, что «выберется» из этого дела с минимальными потерями.

Первое  впечатление - это сложный психологический  феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него входят те или иные особенности  облика и поведения человека. Практика показывает, что подзащитный нередко  хочет понравиться защитнику, для  чего демонстрирует свои положительные  качества, рассказывает о своих достоинствах. Если возникает такое направление  в беседе, то его целесообразно поддержать. Интерес к собственной личности, к своим достоинствам универсален, поэтому беседа на данную тему практически всегда вызывает положительную реакцию подзащитного и является платформой для формирования контактных отношений.

Психологический контакт между защитником и подзащитным - это полифункциональное межличностное  согласованное деловое взаимодействие, основанное на доверии и обеспечивающее получение обоими информации по делу с соблюдением процессуальных норм и законных средств защиты. Установление контакта не всегда является выполнением  заранее разработанных психологических  рекомендаций, выработанных эмпирическим путем адвокатской практикой, а  представляет собой результат анализа  личности подзащитного адвокатом и  выбора таких психологических проб, которые представляются наиболее эффективными в данном конкретном случае.

Итак, отношения  между защитником и подзащитным  только тогда могут привести к  полному контакту, если они будут  основываться на доверии. Достижению этой цели во многом способствуют нормы  уголовно-процессуального закона. Так, ст. 72 У ПК охраняет профессиональную тайну адвоката-защитника. Она гласит, что защитник не может допрашиваться в качестве свидетеля по тем обстоятельствам дела, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей. Это положение закона создает полную возможность хранить адвокатскую тайну, обеспечивает правильные взаимоотношения между защитником и подзащитным, создает психологические гарантии доверия. Это чрезвычайно важно, ибо без полного доверия подзащитного к адвокату не может быть подлинной защиты. Созданию атмосферы доверия также в значительной степени способствует норма, закрепленная в ч. 1 ст. 202 УПК, предусматривающая право защитника иметь свидание с подзащитным наедине. Это создает для обоих участников реальную гарантию доверительного общения, возможность познать друг друга, откровенно и спокойно побеседовать по существу интересующего их дела, тщательно проанализировать имеющиеся доказательства, разработать соответствующую тактику защиты.

Выше  отмечалось, что одной из целей  установления психологического контакта защитника с подзащитным, находящимся  в трудной ситуации (испытывающим стресс и фрустрацию), является оказание ему адвокатом психологической  помощи.

В какой  конкретно помощи защитника нуждается  подзащитный? Последнему необходимо преодолеть состояние страха, растерянности, агрессивности, в целом - состояние психической  дезорганизованности. Для преодоления  упомянутых отрицательных состояний  защитнику необходимо:

- вернуть подзащитного в уравновешенное состояние и попытаться внушить ему мысль о том, что невозможно достичь какого-либо оптимального результата без душевного равновесия;

- преодолеть агрессивность и стереотипность (слепое повторение фиксированных реакций) в поведении подзащитного;

- добиться психологической совместимости с подзащитным, подразумевающей обоюдное желание выхода из трудной ситуации;

- подавить личные обиды, антипатии, возникшие в ходе общения;

- устранить какую-либо наигранность и натянутость в процессе общения с подзащитным;

- избегать  «показной жалости» к подзащитному;

- подготовить подзащитного к проведению следственных действий.

Следует помнить, что защитник должен быть при  этом искренним с подзащитным. Умелое определение способа выхода из трудной  для подзащитного ситуации, проявление тактичности, чуткости, человечности - первоочередные меры по оказанию помощи подзащитному.

 

 

 

 

 

3.1 Психология  отношений адвоката-защитника с  прокурором и судом

Среди взаимоотношений, складывающихся между субъектами уголовно-процессуальной деятельности, значительный интерес  представляют отношения между адвокатом-защитником и прокурором - государственным обвинителем. В основе этих отношений лежит  то, что при различных процессуальных функциях защитник и прокурор служат одному общему делу - оказывают помощь в осуществлении правосудия, в  установлении истины по делу. Поэтому, несмотря на противоположные позиции, между ними возможны и обязательны  нормальные деловые отношения.

Расхождения в позициях между защитником и  прокурором по конкретному уголовному делу - это исключительное, а не обычное  явление, обусловленное различием  выполняемых ими процессуальных функций. Причем взаимоотношения между  ними строятся на строгом соблюдении предоставленных каждому из них  прав и возложенных обязанностей, на понимании задач суда, прокурора, адвоката.

«Деятельность прокурора и адвоката, - пишет Я. С. Аврах, - всегда связана с творческим применением правовых норм. Последние же имеют психологическую основу, регулируют отношения людей, конфликты между ними. Поэтому как прокурор, так и адвокат должны тщательно разобраться в сложных перипетиях человеческих судеб, не допуская профессионального «привыкания» и связанного с ним душевного огрубления».

В судебном разбирательстве дела прокурор - государственный  обвинитель и адвокат - защитник должны стремиться представить свои доводы суду убедительно, обоснованно, вскрыв реальные причины совершения преступления, дав психологическую характеристику подсудимого.

Участие в судебном разбирательстве требует  от указанных лиц высокой культуры, взаимного уважения, честного отношения  к доказательствам, профессионального такта в судебных прениях. Профессиональный такт предполагает умение быстро устанавливать правильные взаимоотношения с участниками процесса, что наилучшим образом способствует выполнению задач правосудия. Базой профессионального такта прокурора - государственного обвинителя должно быть положено умение действовать разумно, на основе глубокого уважения к суду, защитнику, потерпевшему, свидетелям, умение проявлять выдержку, сдерживать свои эмоции.

Отдельные проявления нетактичного поведения  со стороны прокурора не должны быть основанием для ответной грубости адвоката. Последний должен реагировать лишь в рамках предоставленных ему  прав, соблюдая спокойствие и выдержку. Однако недопустима и пассивная  реакция защитника на бестактность со стороны прокурора. Это несовместимо с честью и достоинством защитника, с одной стороны, и подрывает  уважение не только к данному адвокату, но и ко всей адвокатуре в целом - с другой. В таких случаях защитник обязан через председательствующего  в суде потребовать занесения  в протокол судебного заседания  факта оскорбления (ст. 264 УПК) и, если прокурор не принесет публичного извинения, поставить вопрос о привлечении его к ответственности. Разумеется, требуя вежливого и тактичного отношения к себе, защитник сам должен вести себя корректно по отношению к прокурору. Недопустимо, когда адвокат вступает в пререкания с прокурором, проявляет чрезмерную запальчивость, переходящую в грубость.

Защитник  обязан проявлять максимум уважения к остальным участникам процесса, не допускать при этом никаких  реплик или заявлений, унижающих  достоинство других лиц, если он не согласен с их действиями.

Взаимоотношения между защитником и судом при  рассмотрении конкретного уголовного дела строятся на строгом понимании  и соблюдении ими возложенных  на них задач, предоставленных им прав.

Участвуя  в процессе, защитник должен так  строить свои отношения с судом  и председательствующим, чтобы последние  видели в нем надежного помощника  в разрешении уголовных дел, в  установлении истины по делу, в вынесении  законного и обоснованного приговора. Создание таких отношений во многом зависит и от суда, который должен благожелательно и внимательно  относиться к законным и мотивированным ходатайствам защитника. Однако не всегда последний встречает со стороны  суда такое отношение. Бывают случаи, когда защитнику препятствуют в  ознакомлении с материалами дела до участия в судебном разбирательстве. Для получения дела он вынужден обращаться к судье по нескольку раз. Нередко  судом нарушаются нормы ст. 245 УПК о равенстве прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств. Иногда без достаточных оснований суд снимает вопросы, поставленные защитником подсудимому, потерпевшему, свидетелю, эксперту, без какой-либо мотивировки отклоняет ходатайства. «Вряд ли нуждается в доказательстве тезис, что успех деятельности адвоката, его роль в судебном разбирательстве дела зависят не только от его эрудиции, профессиональной опытности, но и от отношения к нему суда, от того, как последний обеспечивает возможность осуществлять защиту, использовать предусмотренные законом права защитника. При этих условиях опытный, решительный и принципиальный защитник может смело оспаривать обвинение и добиваться вынесения справедливого приговора».

Отношения между судом и адвокатом в  подготовительной части судебного  разбирательства должны носить характер взаимоуважения, основанного на понимании  того, что хорошо проведенная подготовка - залог успешного судебного следствия.

В ходе судебного  следствия адвокат продолжает свою защитительную деятельность, устанавливая благоприятные для подзащитного обстоятельства, принимая активное участие  во всех действиях, стремясь получить доказательства, оправдывающие или смягчающие вину подзащитного, стараясь опровергнуть или поколебать тезисы обвинения.

 

 

3.2 Защитительная речь адвоката

Речь  защитника - это кульминационный  момент его участия в судебном разбирательстве уголовного дела, важное средство осуществления им своей  функции. В речи защитник подводит итог судебного следствия, анализирует  с позиции защиты собранные по делу материалы, дает им правовую оценку, приводит доказательства, опровергающие  предъявленное подсудимому обвинение  либо смягчающие его вину, высказывает  соображения относительно наказания  и других вопросов, подлежащих решению  суда.

Информация о работе Возникновению адвокатуры