Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:29, реферат
Военная коллегия является одной из судебных коллегий Вер-
ховного Суда РФ. Это непосредственно вышестоящая судебная ин-
станция по отношению к окружным (флотским) военным судам. В
ней могут быть образованы судебные составы.
отнесенные настоящим
Федеральным конституционным
Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. Он также
рассматривает дела
по вновь открывшимся
приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.
Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу,
содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и
иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на
неприкосновенность жилища. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с
ч. 2 ст. 45 нормы ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона, касающиеся
решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под
стражей, вступают в силу только после принятия соответствующего федерального
уголовно - процессуального закона. Вместе с тем нормы ч. 3 ст. 22 о
подсудности гарнизонным военным судам вопросов об ограничении прав на тайну
переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений, на неприкосновенность жилища вступили в силу с момента
официального опубликования Федерального конституционного закона «О военных
судах Российской Федерации». В связи с этим указанные материалы должны
рассматриваться гарнизонными, а не окружными военными судами, как это было
ранее.
Гарнизонный военный суд рассматривает также жалобы на действия (бездействие)
лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в
случаях и порядке,
которые установлены
законом.
В соответствии со ст. 14 Закона окружной (флотский) военный суд рассматривает
в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и
дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в
виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или
смертной казни. Он также в пределах, установленных настоящим Федеральным
конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и протестам на
решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов,
принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. Окружной (флотский)
военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры,
определения и
постановления гарнизонных
также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным
судом во второй инстанции. Кроме того, окружной (флотский) военный суд
рассматривает дела
по вновь открывшимся
приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда,
вступивших в силу.
Законом впервые
предусмотрена возможность
военным судом дел с участием присяжных заседателей. Однако норма п. 2 ч. 1
ст. 15 Закона о рассмотрении окружным (флотским) военным судом уголовных дел
в составе судьи и коллегии присяжных заседателей, как вытекает из содержания
ст. 28 этого же Закона, применяется только в случаях, предусмотренных
процессуальным законом. В настоящее время правовых оснований для рассмотрения
окружными (флотскими) военными судами уголовных дел в указанном составе не
имеется до внесения соответствующих изменений в процессуальное
законодательство.
Военная коллегия рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании
ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства,
Министерства обороны,
иных федеральных органов
которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав,
свобод и охраняемых
законом интересов
военные сборы; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья
военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о
преступлениях особой
сложности или особого
Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства
обвиняемого.
Военная коллегия также рассматривает дела по жалобам и протестам на решения,
приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов,
принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также дела по
протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов,
вступившие в силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении
решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и
протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной
коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.
Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения,
приговоры, определения
и постановления Военной
военных судов, вступившие в силу.
Проблемы деятельности военных судов
Вступивший в силу Федеральный конституционный закон «О военных судах
Российской Федерации» создал солидную правовую базу для деятельности военных
судов в Российской Федерации. С принятием этого акта на законодательном
уровне завершено создание самостоятельной и независимой от органов
исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и
справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России - ее
Вооруженных Силах.
Вооруженные Силы
государства могут успешно
перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на
законах строгий воинский порядок, когда личность, права и интересы
военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено
на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных
Силах. Такими органами государственной власти являются военные суды.
Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей
юрисдикции задачи. Однако осуществление правосудия в войсках требует хорошего
знания жизни и деятельности войск, военного законодательства, воинских
уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятельности
войск. Судьи военных судов, как и другие военнослужащие, должны быть готовы
действовать надлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой
обстановке, иметь для этого знания и соответствующую военную подготовку.
Необходимость осуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих
боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий
объективно требует создания судебных органов, особенности организации и
комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления
правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других
судов общей юрисдикции была бы невозможной.
Однако в совсем недалеком прошлом, а именно в феврале 2003 года группа
депутатов от фракции «Яблоко» ( Игорь Артемьев, Алексей Арбатов и Сергей
Иваненко) намеревалась инициировать процесс отмены органов военной юстиции, с
тем, чтобы все правонарушения военнослужащих рассматривались гражданскими
судами.
«Военные суды и военная прокуратура, будучи формально независимы от органов
военного управления и командования, на самом деле находятся в жесткой
зависимости от них,
поскольку обеспечение
прокуроров и следователей, присвоение им воинских званий (а значит и их
заработок), обеспечение их жильем напрямую зависит от Министерства обороны»,
- говорится в
пояснительной записке к
принять «Яблоко».
По мнению парламентариев, это противоречит нормам по правам человека Совета
Европы, членом которого с 1996 года является Россия. Они предлагают не
ликвидировать штаты военных судов и прокуратур, а как бы влить их в
соответствующие гражданские структуры. Все же должности, которые сейчас
занимают офицеры, инициаторы законопроекта предлагают сделать гражданскими.
Как стало известно из прессы, представители Главной военной прокуратуры и
Военной коллегии Верховного суда высказались крайне негативно по отношению к
законопроекту партии “Яблоко”. «Действительно офицерам звание присваивает
министр обороны РФ. Но так сложилось в нашем государстве. Ни о какой
зависимости от военного ведомства, тем более материальной речи здесь не идет.
Депутаты накануне
новых выборов в
замеченными, вот и «пиарят» различные идеи, которые совершенно далеки от
жизни», - заявил представитель пресс-службы ГВП, тем не менее попросивший не
упоминать его фамилию.
«В 1992 году вопрос легитимности военных судов оценивался комиссией Совета
Европы в связи с одним из дел. - рассказывает судья Военной коллегии
Верховного суда генерал-майор юстиции Владимир Хомчик. - Комиссия сделала
вывод, что военные суды законны, если судьи назначаются на должности на
определенный срок и не могут быть отстранены от должности командиром».
«Деятельность наших военных судов, по мнению руководства Европейского суда по
правам человека,
полностью соответствует
всего в плане независимости суда», - считает Хомчик.
В Военной коллегии Верховного суда пояснили, что с принятием законов «О
судебной системе Российской Федерации» и «О военных судах» все вопросы,
которые сейчас пытаются ставить члены партии ”Яблоко”, уже решены. В
частности, в этих законах четко и ясно сказано, что военные суды являются
судами общей юрисдикции. Они не образуют какую-то самостоятельную и
обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими,
областными и другими судами входят в единую систему, возглавляемую Верховным
судом РФ. Военные суды создаются по территориальному признаку и могут быть